Как раз начинается разгрузка автомобиля-зерновоза. Тонны зерна льются вниз золотым водопадом – и, несмотря на висящее вокруг облако зерновой пыли, зрелище практически завораживает. Перевалочные мощности порта - это три грузовых района, расположенных на левом берегу Бугского лимана – в 50 километрах от моря. Первый район специализируется на обработке зерновых грузов.
Мы прибыли на одну из экспресс-лабораторий, где производится анализ состояния зерна. На терминалах "Ника-Теры" работают две таких лаборатории: на одной из них производится визировка автотранспорта и анализ грузов (это ячмень, пшеница всех шести классов и кукуруза) в ручном режиме. Вторая, более новая, – полностью автоматизирована.
Читайте также Каботажный вектор: как доставляют сырье на меткомбинаты Мариуполя
"Вы видите новые французские пробоотборники Heron. Наше оборудование способно делать анализы в соответствии не только с украинским, но и всеми мировыми стандартами, – отмечает начальник первого грузового района Евгений Осипов. – Автоматизация позволяет значительно сократить затраты времени и сэкономить человеческие ресурсы: в работе автоматической лаборатории задействованы три человека – два пробоотборщика и один лаборант. А в случае ручной работы здесь нужно, как минимум, еще два человека".
Начальник района также показывает журналистам станцию разгрузки автомобилей, запущенную в работу в 2014 году. Она способна обрабатывать фуры грузоподъемностью до 80 тонн, то есть практически не имеет ограничений по весу. "Интенсивность обработки машин зависит от сезона и активности экспортеров. Как правило, активный сезон – это июнь-декабрь. Бывает до 300 грузовиков в сутки", – объясняет Осипов.
Проектная перевалочная мощность первого грузового района "Ника-Теры" (он же зерновой терминал) – до 600 тысяч тонн в месяц. Обработка грузов производится на 300-метровом причале, длина работающей галереи – 182 метра. В 2014 году была завершена паспортизация еще одного причала, на нем сегодня ведутся работы по сооружению погрузочной машины (она уже смонтирована) и 200-метровой галереи к ней. Ввод в строй этих мощностей позволит увеличить объемы перевалки в два раза, а погрузку двух судов можно будет осуществлять одновременно и независимо друг от друга.
Чуть правее в сторону от станции разгрузки зерновых фур находятся норийные вышки с конвейерами, к ним ведут железнодорожные пути, на которых стоят вагоны с надписью "Беларуськалий". Это территория второго грузового района "МСП Ника-Тера", где производится обработка минеральных и калийных химических удобрений. Так называемый "старый" комплекс включает в себя четыре склада (два по 40 тысяч тонн, и два по 20 тысяч тонн), конвейерные линии, ковшевые нории. Все работы механизированы на 90 процентов.
"В 2013 году был построен новый комплекс – карбамидный. Линия разгрузки вагонов, склад хранения карбамида на 50 тысяч тонн. Конвейеры – новые, модернизированные, с шириной линии 1400 миллиметров. Перед вами – норийная вышка, здесь расположены две нории, которые поднимают груз на высоту 22-24 метра, потом он сбрасывается на подвесной конвейер, расположенный под крышей склада. Сейчас у нас под стоят белорусские вагоны, пришел белый калий, и мы занимаемся погрузкой судна по прямому варианту", – рассказал начальник второго грузового района Андрей Рязанцев.
Мощности единовременного хранения достигают 175 тысяч тонн. Работают две погрузочные машины – на 1000 и 1500 тонн в час. В течение 11-часовой рабочей смены терминал может принять и выгрузить 80 железнодорожных вагонов. К двум причалам общей длиной 333 метра, швартуются суда грузоподъемностью 40-44 тысячи тонн.
Бетонное покрытие соседних причалов – серо-черного цвета. Огромные горы угля на площадках открытого хранения, которые не может скрыть забор, заметны издалека. По сравнению с ними выезжающий с площадки тепловоз ЧМЭЗ кажется детским паровозиком.
Специализация третьего грузового района – перевалка и хранение сыпучих грузов открытым способом. Комплекс, введенный в строй в 2008 году, обрабатывает, помимо угля, фосфориты, глину и налив (его доля незначительна). Открытые складские площадки общей площадью 39 гектаров вмещают 180 тысяч тонн грузов. Эксплуатируются два причала протяженностью 430 метров. Новый, самый длинный причал (250 метров), постройка которого завершена в 2014 году, пока что используется для постановки судов в ожидании грузовых операций и таможенного оформления. Сегодня на нем идет закладка складской площадки.
"Мы обеспечены всем необходимым – вы видите портальные краны Ganz и "Сокол", мобильные краны Liebherr, мобильные погрузчики и штабелеры. Ежегодно оба наши причала переваливают до 2 млн тонн грузов. Самое большое судно, которое тут грузилось, имело 40 тысяч тонн, я сам его грузил", – отмечает начальник третьего грузового района Александр Воронин.
Все началось в 1995 году – с создания ЗАО "Николаевский калийный терминал". В 1999-м был сдан первый причал, в 2000-м – пункт пропуска через границу, в 2001-м – первая очередь железной дороги. Вскоре после этого под загрузку стало первое судно, которое увезло в Турцию 6,2 тыс. тонн хлористого калия. Статистика перевалки считается с 2002 года, в течение которого было обработано 247 тыс. тонн грузов.
В 2014 году был завершен проект дноуглубления, акватория углублена до отметки в 11,75 метра
"Наше предприятие началось с намыва территории и строительства гидротехнических сооружений – операционной акватории, подходного канала, причалов. С тех пор мы развились в структуру, которая располагает семью собственными эксплуатируемыми причалами общей длиной порядка 1500 метров, при этом продолжается дооборудование новых причалов", – говорит начальник отдела капитального строительства "МСП Ника-Тера" Игорь Солоненко.
Операционная акватория МСП – около 70 гектаров поверхности воды. В 2014 году был завершен проект дноуглубления, акватория углублена до отметки в 11,75 метра (приведенной к "нулю" морского порта "Октябрьск", в статистику которого включена "Ника-Тера"). Это позволяет принимать любое судно, прошедшее через Бугско-Днепровский лиманский канал (БДЛК), объявленная осадка по которому составляет 10,3 метра. На вопрос о государственной компенсации средств, затраченных на дноуглубление, И.Солоненко отвечает, что она не предусматривалась. "Ника-Тера" – первый порт на постсоветском пространстве, который был построен исключительно за деньги инвесторов, без привлечения государственных средств. И за все время нашей работы, до сих пор, мы госсредства не привлекали", – говорит он.
В 2007 году ЗАО было преобразовано в ООО "МСП Ника-Тера", а в 2011-м – корпоративные права предприятия перешли к новому собственнику (ООО вошло в Group DF). За десять лет, с 2002 года, объемы перевалки выросли почти в двадцать раз. В том же 2011 году показатели составили 4,72 млн тонн, а в 2014-м – 4,5 млн тонн.
В структуре переваливаемых грузов преобладают зерновые (50%), значительную долю составляют минудобрения (20%) и уголь (19%), по 5% – фосфориты и хлористый калий. "В 2015 году мы планируем сохранить объем грузопотока, но насколько это получится – во многом зависит от политической ситуации в стране", – отмечает глава правления. Он подчеркивает, что для дальнейшего развития предприятие нуждается в определенных изменениях. Нужно, чтобы Администрация морских портов Украины произвела углубление БДЛК (у "Ника-Теры" уже есть технологическая возможность грузить суда с большей осадкой, чем позволяет сегодня канал). Также необходимо строительство объездной автомобильной и железной дороги. "Мы обратились в Министерство инфраструктуры с предложением восстановить рабочую группу по этому вопросу", – говорит начальник порта Александр Гайду.
По его словам, "Ника-Тера" готова выступить инициатором еще одного проекта – строительства новой железнодорожной станции. Действующая станция "Жовтневая" обслуживает много предприятий – и уже не справляется с грузопотоком.
В планах на текущий год – строительство собственных железнодорожных отстойных путей, галереи для новой судопогрузочной машины, завершение электрификации зернового терминала и ряд других проектов. Отдельной "строкой" стоит упомянуть запланированное в ближайшее время открытие производства композитных материалов для собственных целей. "К примеру, калий, который мы перегружаем, – агрессивное вещество, он "съедает" металл, и нам нужно обновлять конструкции. Все материалы, из которых состоит наше оборудование, мы в будущем намерены производить сами", – заявил руководитель МСП. По его словам, производство композитов – непрофильный бизнес для компании, но если он "пойдет", то будет распространен на азотное предприятие группы, в которую входит "Ника-Тера". По словам представителей порта, в 2015 году в развитие предприятия будет вложено порядка 15 млн долларов. Всего же, к нынешнему моменту, инвесторы вложили в "Нику-Теру" 105 млн долларов.
Читайте также КТ Ильичевск: зачем призвали американцев на один из крупнейших контейнерных терминалов страны