Конфликт на Донбассе привел к тому, что крупный промышленный центр – Мариуполь – уже несколько месяцев находится в транспортной полублокаде. В результате боевых действий выведены из эксплуатации такие важные для функционирования Донецкой железной дороги узлы, как станция Ясиноватая, Енакиево, Криничная, Иловайск, повреждены перегоны Донецк-Еленовка (традиционный путь поставок кокса, угля, флюсов на МК МИХ в Мариуполь), Ясиноватая – Константиновка, Ясиноватая – Авдеевка, практически полностью прекращено движение на восточном участке Донецкой ж.д. (Краснодонуголь, ряд шахт ДТЭК).

В этих условиях доставлять сырье на меткомбинаты Мариуполя холдингу "Метинвест" стало возможным либо по единственной оставшейся подконтрольной Украине железнодорожной ветке через станцию Камиш-Зоря, либо морем.

В "Метинвесте" рассказывают, что совместно с "Укрзализныцей" оперативно удалось существенно расширить пропускную способность участка Пологи - Камыш-Зоря – Волноваха (с 2-3 до 7-8 пар поездов в сутки), что позволило перенаправить часть поставок ЖРС, аглоруды, кокса, угля  на металлургические комбинаты в Мариуполь по альтернативному пути, тем самым частично нивелировать последствия остановки движения по основному участку Донецк-Еленовка.

Читайте также Блокада ДЖД: как борьба за финансовые потоки убивает всю промышленность Донбасса

В то же время, в августе был запущен новый маршрут доставки сырья – морем из Бердянска в Мариуполь. В интервью порталу ЦТС директор государственного Мариупольского морского торгового порта Александр Олейник рассказывал, что гавань фактически получила новый транспортный путь доставки сырья на комбинаты. "Это - железорудное сырье, которое идет из ГОКов в Бердянский порт, поскольку там наиболее благоприятная логистика", - объяснял Олейник. 

В августе был запущен новый маршрут доставки сырья – морем из Бердянска в Мариуполь.

Каботаж вырос на руде

Каботажные морские перевозки в Украине за десять месяцев 2014 года выросли на 7,6 процентов – с 1,9 млн тонн до 2,05 млн тонн. При этом если наливные грузы упали почти на треть, то насыпные выросли сразу на 13 процентов.

Безусловный лидер роста каботажной перевалки – Бердянский порт, который увеличил показатели в 24 раза. Ели в прошлом году за десять месяцев гавань перегрузила всего 22 тысяч тонн каботажных грузов, то за аналогичный период текущего года – уже 521,2 тыс. тонн. В основном – это железная руда, которая в этом порту раньше вообще не переваливалась. По данным АМПУ, за 10 месяцев текущего года в Бердянске перевалено 498 тысяч тонн руды. В Мариупольском порту, соответственно, каботажная перевалка также выросла с 43,5 тысяч тонн до 624,6 тысяч тонн – в 14 раз.

Помимо маршрута Бердянск-Мариуполь, также сырье перегружается на морские суда, выполняющие каботажные рейсы из Южного в Мариупольский порт, откуда уже вагонами доставляется на предприятия.

По данным АМПУ, за 10 месяцев 2014 года, в Мариупольском порту каботажная перевалка угля выросла с 2 тыс. тонн до 86 тыс. тонн, кокса – с 0,3 тыс. тонн до 25,4 тыс тонн.

Александр Олейник рассказывает, что помимо маршрута Бердянск-Мариуполь, также сырье перегружается на морские суда, выполняющие каботажные рейсы из Южного в Мариупольский порт, откуда уже вагонами доставляется на предприятия. То же касается и окатышей. Коксующийся уголь доставляется судами типа Панамакс в порт Южный, где перегружается на суда с осадкой до 8 метров направлением в порт Мариуполь, а оттуда по железной дороге уголь доставляется на предприятия.

В Мариупольском порту каботажная перевалка выросла в 14 раз.

"В Мариупольском МТП, который традиционно является экспортоориентированным портом, также растут объемы перевалки импортных грузов. Порт принимает импортные уголь и кокс, которые предварительно перегружают на рейде в районе Керченского пролива с балкеров типа Panamax на меньшие суда, способные ходить в Азовском море. Помимо решения проблем с логистикой по ж/д, таким образом оптимизируются затраты – стоимость этой схемы транспортировки ниже, чем разгрузка в глубоководном порту и доставка по ж/д металлургическим предприятиям Мариуполя ", - рассказывает аналитик ЦТС-консалтинг Андрей Исаев.

10 ноября в Мариупольский порт прибыло судно Hebei Tangshan с 36 тыс. т. австралийского коксующего угля марки TAHMOOR для МК "Азовсталь". Этот балкер является самым крупным из всех, которые обрабатывались у причалов Мариупольского порта. Дедвейт Hebei Tangshan составляет 92,5 тыс.т., длина – 235 м, ширина -  38 м. Разгрузка произведена на 13 причале, с учетом габаритов судна пришлось привлекать дополнительную технику (в частности, плавкраны) и дорабатывать существующую технологию разгрузочных работ. Выгрузка у причала позволила снизить сквозные расходы на  3 доллара/т по сравнению со схемой распаузки угля на рейде, а также, с учетом ограничений в части пропускной способности ж/д, увеличить объем доступного металлургического сырья для ММК им.Ильича и МК "Азовсталь".

Еще одним важным решением по расширению логистических возможностей Мариуполя стало введение в эксплуатацию современного портального крана на агломерационном причале порта Азовсталь. Таким образом, удалось наладить выгрузку кокса из морских судов на агломерационном причале порта Азовсталь. Новый кран может использовать магниты и грейферы, что позволяет проводить перевалку металлолома и сыпучих грузов, что позволило снизить затраты на доставку кокса морским транспортом сравнительно с ранее реализованной схемой поставки через Мариупольский МТП на 6 долларов с тонны.

Читайте также Подъем металла: как переваливают чугун на рейде в Черном море

В Мариупольском МТП, который традиционно является экспортоориентированным портом, также растут объемы перевалки импортных грузов.