В условиях российской блокады украинских портов и угрозы продовольственной безопасности для целых регионов мира, Украина при поддержке западных партнеров пытается перестроить логистику для вывоза зерновых. Еще месяц-полтора назад рынок находился в полном непонимании, как действовать дальше. Сегодня украинское зерно уже перегружается через железнодорожную и портовую инфраструктуру ЕС. Какие уже были найдены решения для экспорта зерновых, кто предложил поддержку Украине и при каких условиях все же возможна деблокада наших портов? 

 

Зернозависимость

В прошлом маркетинговом году Украина заняла второе место по объему экспорта всех зерновых культур, пропустив вперед только США. Основными импортерами украинской пшеницы были Египет, Индонезия, Марокко, Пакистан, кукурузы - Китай, Нидерланды, Египет. Что касается подсолнечного масла, то это Индия, Китай и ЕС. В среднем доля украинского аграрного экспорта на этих рынках составляет около 20-40%, но есть и те страны, которые по некоторым позициям критично зависят от украинской продукции. Для примера, Китай и страны ЕС, где доля импорта украинского подсолнечного масла составляет 66% и 88% соответственно. 

Для нашей страны вопрос экспорта агропродукции - это вопрос получения валютной выручки и наполнения бюджета, что особо важно в условиях ведения войны и резкого обвала национальной экономики. В конечном счете, от этого будут зависеть и размеры пенсий и зарплат, которые сможет выплачивать Украина своим гражданам. А для тех регионов мира, которые зависят от украинского зерна, это уже вопрос продовольственной безопасности. Для Запада - новая гуманитарная угроза в виде очередного миграционного кризиса и экономических вливаний в регионы, которые могут столкнуться с голодом.

Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский отмечает, что уже через два месяца мировое сообщество увидит, что альтернативы поставкам зерна из Украины нет. "Я думаю, что мир начнет остро это чувствовать где-то в середине июля, потому что многие страны Северной Африки, арабские страны, страны Юго-Восточной Азии до сих пор потребляют то, что закупили раньше, те резервы, которые сформированы. Но они все ждут нового урожая", - подчеркнул министр.

Деблокадный фарватер

Поскольку в довоенное время 90% продукции АПК экспортировалось морским путем, то наиболее эффективным способом обеспечить вывоз зерна, а также другой продукции была бы деблокада портов. Президент Украины Владимир Зеленский на днях сообщил, что на сегодня в украинских портах заблокировано 22 млн тонн продовольствия. Он отметил, что разблокировать гавани можно разными путями. Один из них - военный. "Поэтому с такими запросами о соответствующем оружии мы обращаемся к партнерам", - добавил он. 

Эстонский депутат Европарламента, генерал-лейтенант Риго Террас уверен, что ввод кораблей НАТО и кораблей других стран Европы в акваторию Черного моря для разблокирования украинских портов и обеспечения судоходства стал бы мощным сдерживающим фактором. "Я не думаю, что россия осмелится атаковать суда НАТО, сопровождающие гражданские суда", - отметил он.

Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис предложил Британии организовать морскую коалицию, которая бы обеспечила конвоирование судов с зерном, идущих из портов Большой Одессы. "Времени очень и очень мало. Мы приближаемся к новому урожаю, и нет другого практического способа экспортировать зерно, кроме как через Одессу", - цитирует дипломата The Guardian. Ландсбергис предлагает провести военно-морскую операцию (не под эгидой НАТО) по сопровождению судов с зерном. По его мнению, помимо Великобритании, к операции могли бы присоединиться ВМС стран, пострадавших от потенциальной потери зерна, таких как, например, Египет. "Это будет невоенная гуманитарная миссия, и ее нельзя сравнивать с бесполетной зоной", - отметил литовский министр.

Тем временем Европейская бизнес ассоциация просит инициировать обращение Украины в ООН касательно возможности создания Специальной запрещенной зоны, которая будет предусматривать временный запрет использования воздушного пространства и приостановки судоходства, кроме отдельных гуманитарных маршрутов, до полного завершения агрессии рф. Для создания такой зоны Совет Безопасности ООН мог бы предусмотреть привлечение воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов ООН. 

"Такой вариант предусматривает принятие соответствующего решения Советом Безопасности ООН, в котором Россия незаконно пользуется правом вето. Здесь также стоит вопрос о фактическом отстранении россии от голосования в Совете Безопасности ООН. Механизм не простой, двухэтапный, но реальный. На это ушло бы три-четыре месяца интенсивной работы", - отмечает Богдан Устименко, директор Украинского института морского права и безопасности. 

Дунайская отдушина

Пока основные порты остаются закрытыми, Украина пытается перестроить логистику, по максимуму используя собственные доступные портовые мощности на Дунае, а также переориентируя груз на европейские страны. В общем объеме перевалки до войны доля украинских дунайских портов составляла очень незначительную часть. При том, что через морские ворота страны в целом по итогам 2021 года было перевалено 152 млн т грузов, дунайскими портами было обработано чуть более 5 млн т. груза. В частности, Усть-Дунайск - 63,4 тыс т, Рени - 1,3 млн т, Измаил - 4 млн т. При этом мощности речных портов еще имеют запас: Усть-Дунайск может обрабатывать в год 4 млн т, Рени - около 10 млн т, Измаил - 7 млн т. 

В текущих условиях блокады основных портов, часть грузопотока ушла именно в этот регион. По данным Министерства инфраструктуры, по итогам апреля, по сравнению с февралем текущего года, перевалка там увеличилась почти в четыре раза. "В апреле мы на экспорт и импорт переработали где-то 850 тыс. тонн, из которых 450 тыс. тонн - аграрные грузы, но по сравнению с мирным временем это где-то до 15% от общего товарооборота", - сообщил заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков.

При этом в министерстве считают, что перевалка в дунайских портах будет увеличена до 1 млн тонн в месяц. Однако даже при таких цифрах это все еще будет не более 10% от товарооборота, который был в мирное время и обрабатывался всеми морскими портами Украины. Сейчас на долю этих портов приходится 30% от всего украинского экспорта. 

Перевалка через дунайский регион сегодня усложняется из-за наземной логистики. В апреле-мае российские оккупанты нанесли пять ракетных ударов по автомобильно-железнодорожному мосту через Днестровский лиман, соединявший Одессу с Белгород-Днестровским районом. Из-за значительных разрушений мост был закрыт и потребуется время, чтобы его восстановить.  Текущую ситуацию с железнодорожными перевозками в этом направлении в "Укрзализныце" не комментируют. 

Между тем, на днях стало известно еще об одной проблеме. На входе в Сулинское гирла Дуная скопилось большое количество судов, направляющихся в том числе в украинские дунайские порты. Причина "пробки" - проводку по каналу осуществляет румынская сторона, которая ранее не сталкивалась с таким наплывом судов. "Ситуация развивается от плохого к худшему последние четыре недели. Украинская сторона озвучила ряд предложений, о том, как ускорить проводку судов. Вплоть до использования буксиров/лоцманов на тех участках, где это возможно и имеет смысл. Но администрация канала очень консервативная, и похоже собирается делать с этим ничего", - сообщил Андрей Соколов, представляющий компанию Tully Logistics. В итоге, по его информации, суда ожидают проводки по 10 дней и более.

Перевалка по соседству

С учетом того, что наши инфраструктурные мощности сейчас сильно ограничены, Украина активно ищет возможности перевалки своих грузов через европейские порты. По словам консультанта ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева, технически, практически все порты Европы могут принимать наши грузы, однако, чем дальше расположен порт от наших западных границ, тем дороже будет наземная логистика. "Поэтому нам нужны порты, которые расположены как можно ближе к нашим западным границам. Румыния и Болгария - это оптимальный для нас вариант. Польские порты - Гданьск, Гдыня также могут быть хорошим вариантом. Дальше уже нужно смотреть, какие нам предложат варианты по транспортировке. Для северо-западных регионов Гданьск будет даже предпочтительней, чем Констанца", - отмечает он и добавляет, что новая логистика станет дороже минимум на 10% от стоимости груза, а то и больше. По словам Вячеслава Еремина, члена правления УЗ, сухопутная логистика с выходом на европейские порты удорожает тонну продукции в среднем на 100 евро. 

Глава "Укрзализныци" Александр Камышин отмечает, что, учитывая этот факт, возможным вариантом могут быть порты стран Балтии. "Эти порты всегда работали с российскими грузами, которые очень схожи с нашими, - руда, уголь, зерно. Эти грузы россия постепенно переориентировала на свои порты и в странах Балтии остались большие терминалы на большой воде, которые недогружены. В моем понимании, эти порты для нас сейчас наиболее правильный партнер. Да, это смена колеи два раза, но это все равно оставляет маржу нашим собственникам грузов и, главное, дает возможность везти", - говорит он. 

Уже был протестирован пилотный маршрут из Украины в Литву в обход беларуси. По словам главы Литовских железных дорог Эгидиуса Лазаускаса, поставка окупилась. В настоящее время планируется доставка составов с грузами в 1,5 тыс. тонн в Литву раз в неделю.

На Черноморском рубеже

В конце апреля премьер-министр Болгарии Кирилл Петков на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским сообщил, что болгары готовы помочь Украине с экспортом зерновых. "Болгария будет абсолютно рада предложить порт Варна, как логистический хаб, в частности, для перевалки муки и подсолнечника, и перегружать зерно, которое вы не можете перегружать через ваши порты. Мы готовы предоставить Варну как центральную логистическую точку для вас", - отметил он. 

Кроме того, принимать наш груз готовы в болгарском порту Бургас. "Наши портовые терминалы оборудованы для перевалки зерна, и у нас есть хороший опыт работы с такими грузами. Конечно, другие болгарские порты также имеют возможность для этого. Зерно традиционно является экспортным товаром для Болгарии, поэтому, с точки зрения пропускной способности, многие местные портовые операторы могут предоставить эту услугу, - отметили в комментарии ЦТС в порту Бургас. - Что касается доставки груза до порта, то оптимальным вариантом будет железнодорожная логистика через Румынию. Также возможна погрузка малых судов/барж в еще действующем порту Измаил и выгрузка зерна на нашем терминале для накопления объемов для отправки". 

Однако в болгарском порту отмечают, что у них есть договорные обязательства с постоянными клиентами, и объекты инфраструктуры находятся в их (клиентов) полном распоряжении примерно с июня по октябрь. "Таким образом, украинским зернотрейдерам придется либо подождать, пока закончится местный сезон сбора урожая, и они смогут использовать наши свободные мощности, либо найти другой коммерческий способ обойти это в ближайшие несколько недель. После того, как этот вопрос будет решен, пропускная способность порта - это вопрос хорошего планирования доставки грузов в порт и отправки накопившихся партий", - резюмировал представитель порта. 

Румынская Констанца, хотя и включилась с логистическую цепочку по перевалке украинского зерна, но в целом оказалась не готова к значительным дополнительным объемам. Об этом говорит заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем: "Инфраструктуры (европейских портов - ЦТС) также недостаточно, чтобы обрабатывать все наши грузы. Мы знаем, что Констанца сейчас полностью загружена уже именно нашими грузами, Гданьск тоже перегружен".

Что касается мощностей портов Болгарии и Румынии, то, по информации замдиректора департамента инвестдеятельности АО УЗ Владимира Шемаева, в Констанце по итогам 2021 года было перевалено 67,5 млн т грузов, из которых 25,2 млн т пришлось на зерновые. Годом ранее зерновых грузов здесь было обработано почти 22 млн т (значительно больше, чем каким-либо из украинских портов). Порт может принимать суда с осадкой до 16 м.

Показатели болгарской Варны гораздо скромнее - в целом грузооборот здесь в последние годы держится примерно на уровне 3 млн т. Рекордным был 2013 год, когда было обработано более 4,1 млн т грузов, из которых 3,6 млн т пришлось на зерно. В Бургасе в 2021 году всего было перевалено 2,7 млн т грузов. Оба болгарских порта могут принимать суда с осадкой до 11 м. Площадь крытых складов в Варне - 84,2 тыс. кв. м, в порту Бургас - 60,7 тыс. кв. м.

Большая вода ЕС

Безусловно, перечисленные порты имеют определенный запас прочности, который позволяет нарастить объемы перевалки за счет работы с украинским зерном, но, как было отмечено, уже сейчас порты сталкиваются с ограничениями в своих инфраструктурных возможностях. Поэтому украинским экспортерам и европейским партнерам приходится прорабатывать маршруты доставки зерна в порты Западной и Южной Европы по железной дороге. Потенциально украинские зерновые грузы по ж/д могут быть направлены в порты бассейна Северного моря (Гамбург, Бремен, Антверпен, Роттердам) и Средиземноморского бассейна (Триест, Копер, Риека).

Свою поддержку в этом вопросе предложила Германия, отметив, что железнодорожный маршрут может быть альтернативным решением для экспорта зерновых, хотя и требует больших усилий и имеет ограниченные возможности. Deutsche Bahn уже начал перевозить украинское зерно, сообщил федеральный министр транспорта Германии Фолькер Виссинг. DB Cargo запустила схему, которая позволит транспортировать сельскохозяйственную продукцию из Украины в порты на Северном море и Адриатике. По информации немецких чиновников, DB Cargo уже доставляет продукцию от имени частных экспортеров зерна из Украины.

Также стало известно, чешский грузовой ж/д оператор CD Cargo перевез первый поезд с зерном из Украины в немецкий порт Браке, что на реке Везер между Бременом и Бремерхафеном. Оттуда партия зерна будет отправлена морским путем в Египет.

Подключаются к процессу и Австрийские федеральные железные дороги (ÖBB). Помимо того, что компания начала доставлять украинскую кукурузу потребителям в самой Австрии, она также обеспечивает перевозку украинских зерновых грузов через Польшу, Словакию и Чехию в Германию. Rail Cargo Group, входящая в состав ÖBB, в марте-апреле уже организовала 30 зерновых поездов из Украины. Всего это было 60 тыс. т зерна. Поезда следуют в том числе в уже упомянутый порт Браке. В дальнейшем объемы перевозок планируют наращивать, хотя и отмечают, что для этого нет как достаточного количества вагонов, так и пропускной способности ж/д инфраструктуры.

Читайте также Стараемся увеличить количество поездов с зерном из Украины, - интервью с Австрийскими железными дорогами