К концу года Кабмин согласовал "Укрпоште" новый тариф на доставку пенсий, а значит, впервые за долгое время эта услуга не будет для компании убыточной. Гендиректор УП Игорь Смелянский говорит, что из-за неясности с пенсионным тарифом в компании не реализовали инвестиционные программы, которые бы уже позволили продвинуться значительно дальше в развитии. "Мы же не знали, чем все закончится. По сути, мы держали резерв, чтобы хотя бы на зарплату хватило. К сожалению, мы тупо проиграли два года своего развития. Сегодня это могла быть уже совсем другая компания", - говорит он. 

О том, на что теперь будут направлены инвестиции, как будет развиваться инфраструктура и логистика, сколько нужно отдать долгов и как по-новому будут платить сотрудникам "Укрпошты" Игорь Смелянский рассказал ЦТС в большом интервью по итогам уходящего года.

Ваше главное профессиональное достижение за год?

"Укрпошта" выжила и теперь будет дальше существовать вне зависимости от того, есть тут Смелянский или нет. 

Ваш главный провал за год?

Отсутствие инвестиций в будущее. Мы не добились тех целей, которые я поставил перед собой. Я хочу развиваться активнее. Мы уже отстали на более, чем 2 года, а хочется верить в лучшее. 

Кто или что вас вдохновляло в этом году?

Моя семья.

Без какого блюда не обходится ваш новогодний стол?

Оливье.

Любимый алкогольный напиток?

Вино. 

Когда вы утром просыпаетесь, о чем думаете первым делом? 

Что у меня сегодня по графику?

Лучшее занятие для выходных, отпуска или даже для Нового года?

Быть с семьей. Желательно, около моря. А если еще есть бутерброд с тюлькой и черным хлебом, с бокалом красного вина, то это вообще замечательно. И еще бычки. 

Главный урок, который вы вынесли за время работы в "Укрпоште"?

Если вас не устраивает человек, расставайтесь как можно быстрее. Когда ты уговариваешь самого себя идти на компромиссы, даешь еще какие-то шансы, то это не работает. Я понял, что хирургия в Украине работает лучше, чем терапия.

В чем ваш секрет? 

Я просто с юмором отношусь к себе и к ситуации. Я верю в то, что я делаю. Я сейчас нарисовал картинку, к которой хочется идти. Это помогает рано просыпаться, особенно мне, потому что я совсем не жаворонок.

Кабмин обновил "Укрпоште" тариф на доставку пенсий. Расскажите, он такой как вы ожидали? 

Мы пошли на компромисс. Мы хотели, чтобы в селе тариф был 2,7% от суммы выплаты, а получили 2,3%, в городе мы хотели 1,56%, получили - 1,15%. Для понимания - было 0,79% в городе и 1,56% в селе. Частью компромисса стало то, что более не будет препятствий со стороны пенсионного фонда для перехода пенсионеров на обслуживание в "Укрпошту". 

Благодаря этому доставка пенсий больше для вас не убыточна? 

Да, впервые за долгие годы. 

Сколько вы получите денег и на что потратите? 

Будем инвестировать в инфраструктуру: автоматизированные сортировочные центры, обновление автопарка, IT-системы. 400 млн грн пойдут на повышение минимальной заработной платы, помимо повышения окладов в городских отделениях и т.д. 

Какой общий фонд оплаты труда на следующий год?

5,4 млрд грн.

С 1 января мы запускаем новую систему мотивации сотрудников.

Какая средняя зарплата по "Укрпоште" и какая средняя зарплата у сельского почтальона?

Очень сложно вывести среднюю зарплату сельского почтальона, потому что они работают на разные ставки. Кто на 0,3, кто на 0,2. Но есть заработная плата, а есть система мотивации. Я стараюсь отличать людей, которые хорошо работают. Система KPI у нас работает уже два года. С 1 января мы запускаем новую систему мотивации. Стараемся создать все условия, чтобы дать людям заработать. 

В крупных отделениях премия будет составлять 50% от оклада. В маленьких отделениях - 20% от оклада, оклад, плюс 7,5 % от всей торговли, 10% от суммы принятой предоплаты, за страховые полисы еще 10%. Операторы будут получать дополнительно 4 грн за международную посылку, за стандарт - 1 грн, за экспресс - 3 грн, за смартбокс - 3 грн, за почтовый перевод - 1 грн, за принятие платежей - по 30 копеек за каждый платеж. Чем больше ты работаешь, тем больше ты зарабатываешь. 

В программе Кабмина сказано, что мобильные отделения - это один из приоритетов "Укрпошты". Расскажите подробнее о планах по этому направлению? Какие из МФО готовы выделить средства? 

Пока что не могу озвучить. Но это ведущие европейские банки. Сумма - 100 млн долл. Плюс есть условие по софинансированию - 30% должны будем вложить мы. Эта сумма на передвижные отделения и строительство сортировочных центров. 

Я не хочу, чтобы эта компания через два года зависела от поднятия минимальной заработной платы, потому что я хочу платить сотрудникам рыночную зарплату. 

Какое количество передвижных отделений планируете открыть в следующем году и в каких областях?

500 отделений. Пока что не могу назвать конкретные области, но могу сказать о принципе, по которому мы выбирали. Прежде всего хотим покрыть области, где реально есть проблема с кадровым ресурсом. Мы же не можем просто людей взять с улицы, которым страшно будет доверять. Должны быть хотя бы элементарные базовые знания. 

На первом этапе, сделаем так, чтобы в течение двух лет все села Украины были покрыты передвижными отделениями, чтобы избавиться от "папірців", везде доставлять лекарства, оказывать современные финансовые услуги, и сделать так, чтобы модель развития "Укрпошты" была принята. "Укрпошта" должна стать абсолютно самостоятельной бизнес-компанией, решения которой не зависят от решений государства, а зависят от качества работы и от рынка. Я не хочу, чтобы эта компания через два года зависела от поднятия минимальной заработной платы, потому что я хочу платить сотрудникам рыночную зарплату. 

Вы сказали про вашу мечту через два года. Это как раз тот период, когда закончится ваш контракт и вы со спокойной душой покинете "Укрпошту"?

Покинуть я могу в любой день. Но после этих изменений это будет уже совсем другая компания. Это будет компания, где будут работать люди на полную занятость. Они будут ходить на работу. Это не будет хобби, где лежит трудовая книжка.

"Укрпоште" предстоит еще выплатить лизинговый кредит за новый автотранспорт.

На какие финансовые результаты хотите выйти в этом году и какие планы на следующий? 

Они будут позитивные, прибыль будет более полумиллиарда. Норму мы сделали. Хорошо ли это? Нет, это плохо. Лучше бы мы их инвестировали в будущее. Но радует то, что мы покрыли убытки - около 500 млн за 2017 год, и около 200 млн за 2018. Суммарно около 700 млн мы отбили. Это значит, что со следующего года прибыль будет означать деньги на счетах. 

То есть у вас на сегодняшний день нет кредитных обязательств, задолженностей?

У нас есть лизинговый кредит по машинам и некоторая сумма в облигациях. Мы закрыли проблемный кредит в банке Януковича, который был 300 млн грн. На сегодняшний день у нас достаточно устойчивое финансовое положение. Более того, если вы знаете, когда международные аудиторы оценивают финансовую отчетность компании, они всегда пишут свою ремарку (going concern). Так вот этот отчет первый, после которого аудиторы не оставили подобную приписку. То есть у аудиторов больше нет сомнений о выживаемости этой компании.

Покинуть ("Укрпошту") я могу в любой день. Но после этих изменений это будет уже совсем другая компания.

Расскажите о планах по капинвестициям? 

Беда была в том, что из-за "непоняток" по пенсионному тарифу мы не реализовали инвестиционные программы, которые должны были бы реализовать, если бы мы знали, что он обязательно будет. Мы же не знали, чем все закончится. По сути, мы держали резерв, чтобы хотя бы на зарплату хватило. К сожалению, мы тупо проиграли два года своего развития. Сегодня это могла быть уже совсем другая компания. 

Инвестиционная программа "Укрпошты" в этом году составила 87 млн грн, амортизация основных средств - 400 млн грн. То есть мы проели в 4 раза больше, чем инвестировали. Для сравнения, у "Ощадбанка" только IT бюджет более 2,1 млрд грн. И меня удивляет тот факт, что они платят 30% дивидендов, а мы 90%. В следующем году, правда, должны снизить до 50%. Но у меня вопрос, зачем платить государству 50% дивидендов компании, которая не доинвестирована, а потом у международных финансовых институтов просить кредиты еще и под госгарантии? 

Когда у нас будут все условия - новые машины, новые сортировочные центры, увеличен объем посылок и каждая из них будет приносит прибыль и т.д., тогда - да. Но сначала нужно инвестировать, а потом собирать дивиденды. Странно собирать дивиденды с умирающей инфраструктуры. 

"Укрпошта" намерена на 80% обновить IT составляющую.

На следующий год инвестиционная программа, которую мы планируем, составляет около 1,6 млрд грн. Это включает машины, IT (данная стратегия планирует около 80% обновления), плюс мы планируем начать строительство новых сортировочных центров.

Каких и где?

Модель подразумевает два в Киеве, во Львове, Харькове, Одессе, Днепре, Хмельницком. 

Есть под это площадки?

Во Львове есть, во всех остальных местах будем пока арендовать или заказывать у инвесторов стройку под ключ. У нас будет пофазное развитие сортировочных центров. Будет построен большой ангар. По мере необходимости будет добавляться оборудование. Центры будут построены в течение 7-8 лет. На следующий год мы сосредоточимся на одном-двух. За полгода можно построить коробку. Самое долгое и самое дорогое - это оборудование, которое автоматически сканирует, сортирует. Это нужно заказывать конкретно по месту, линия делается под конкретного заказчика. Сейчас у нас появилась возможность продавать имущество и за эти деньги мы сможем строиться больше и быстрее. На данный момент мы собираемся выставить на продажу только то, что мы не используем. Это будет около 800 объектов общей площадью 100 тыс. кв. м. 

Некоторые здания, которые мы планировали сдать в аренду, значительно выгоднее продать. В 2020 году мы хотим выручить с продажи 100-150 млн грн.

То есть старые сортировочные центры закроются?

Да, мы хотим их продать. Деньги реинвестировать в новые. 

Ранее вы говорили, что хотите заработать на аренде около 100 миллионов…

Мы сейчас будем смотреть, потому что некоторые здания, которые мы планировали сдать в аренду, значительно выгоднее продать. В 2020 году мы хотим выручить с продажи 100-150 млн грн, и 80-100 млн заработать на аренде. 

Расскажите о почтовом терминале в Борисполе? 

Это будет как часть одного из двух киевских центров. Мы обновили его, увеличили пропускную способность в два раза. На два года его хватит, но мы говорим сейчас о ручной сортировке. 

"Нова Пошта" запустила авиадоставку. Как вы будете с этим конкурировать? Может, вы хотите организовать свою авиадоставку? 

На такую доставку, прежде всего, должен быть спрос и должна быть необходимость. Например, зачем нужен самолет из Киева в Одессу? Машина доезжает за 6 часов. Самолет актуален из Львова в Донецкую область. Мы за этим вопросом будем следить. Пока в Украине огромное давление на цену, к примеру, мы с нового года не повышаем цену на посылки. По международному трафику мы будем стремиться активно развивать наши авиасообщения, и делать так, чтобы посылки приходили вовремя. Например, если Борисполь не справляется, мы должны иметь возможность быстро погрузить на машину, вывезти во Львов или Варшаву. Над такой логистикой мы обязательно продолжим работать.

Если Борисполь не справляется, мы должны иметь возможность быстро погрузить на машину, вывезти во Львов или Варшаву.

По итогу 2019 года какая доля на рынке у вас составила в посылках, и внутренних, и международных?

Международных - около 70%, внутренних - 15%. 

Как выросла эта доля?

У нас очень выросла доля экспресс-посылок. Корпоративный сегмент вырос в несколько раз. Я лично хочу больше. Цель - занять 25-30% доли рынка к 2025 году.

С имиджем нам еще предстоит долго работать, так как выросло целое поколение, которое не знает, что с "Укрпоштой" можно работать. Я столкнулся с тем, что никто не знает о том, что "Укрпошта" доставляет на следующий день во всех областях, кроме нескольких городов на Западной Украине. Поэтому нам предстоит сломать этот стереотип. 

Пропускная способность почтового терминала в Борисполе увеличена, но это все еще ручная обработка.

Поделитесь результатами по количеству отправленных посылок в этом году и планами на следующий? 

В 2019 мы увеличили темп роста по посылкам в три раза. На 2020 ставим себе амбициозную цель +30-40%. 

У "Новой Пошты" оформление отправки посылки занимает меньше минуты, сколько у вас?

Около 5 минут. На следующий год мы планируем создание единой базы данных клиентов, так как клиент по платежам, посылкам и заказам подписок - это три разных клиента. Задача - в 5 раз сократить время на прием посылки в течение 2 лет. 

Выросло целое поколение, которое не знает, что с "Укрпоштой" можно работать.

Расскажите, на какой вы стадии сегодня по решению вопроса с предоставлением финансовых услуг?

Я уже говорил, что возможность соединения "Укрпошты" и банковских услуг - это экономия 2 млрд грн и 37% украинцев, которые впервые станут частью банковской системы. Но, видимо, это не совсем очевидный аргумент для всех. Еще месяца три я постараюсь доказывать обратное, но если результата не будет, то мы пойдем другим путем. Я предложил, если будет принят закон, по сути, у нас маркетплейс для всех банков - мы сможем создать базу людей, которые не имеют банковского счета. Это является абсолютно правильной моделью для страны. Но нас могут не услышать. Другой вариант - мы можем приватизироваться. Тогда придет частный инвестор, который купит "Укрпошту" и купит банк. Случайно так произойдет. Может ведь быть такое совпадение? Либо владелец банка тоже случайно купит "Укрпошту". Тогда уже без маркетплейса. Либо обменяемся акциями с каким-то банком. Теперь возможно все, ну и я, честно говоря, устал ломиться в закрытую дверь и слушать “старые песни о главном”. 

Вы сказали, что пару месяцев вам нужно, чтобы подписали закон и все?

Мне нужно пару месяцев для того, чтобы еще раз попробовать убедить всех, что нужно идти по такому пути. 

Предположим, что закон подпишут, когда вам дадут лицензию?

Если подпишут закон в течение нескольких месяцев, то до конца года мы начнем открывать счета. 

Читайте также Инновационный ЛЕО: Как работает новейший терминал "Новой Пошты"