Накануне стало известно, что авиакомпания KLM временно решила приостановить полеты в Украину. Такой шаг объясняется соображениями безопасности, поскольку ранее США была озвучена информация, что якобы 16 февраля возможно начало крупномасштабного наступления войск РФ на Украину. Сегодня же в СМИ появилась информация о том, что и другие авиакомпании могут приостановить выполнение рейсов в нашу страну, но не по собственному желанию, а по той причине, что 14 февраля страховые компании прекращают страховать самолеты для полетов над Украиной из-за высоких рисков боевых действий.
Страхи страховщиков
Портал Avianews пишет о том, что пострадать прежде всего могут украинские авиакомпании, поскольку большинство их воздушных судов взяты в лизинг и не находятся в собственности отечественных авиаперевозчиков. Со ссылкой на ряд неназванных источников издание информирует, что страховые компании предупредили авиаперевозчиков о том, что страховка перестанет покрывать полеты над Украиной уже в ближайшие дни.
Однако, отмечается, при этом авиационные регуляторы ни ЕС, ни США не издавали предупреждений о запретах полетов в воздушном пространстве Украины.
Вместе с тем, первая украинская авиакомпания и ее пассажиры уже пострадали от складывающейся ситуации. Так, 12 февраля SkyUp Airlines пришлось посадить в Кишиневе борт, выполнявший рейс по маршруту Фуншал-Киев.
Сегодня в авиакомпании прояснили ситуацию. "Лизингодатель - резидент Ирландии - сообщил авиакомпании о немедленном запрете на влет самолета UR-SQO в воздушное пространство Украины. Несмотря на все усилия авиакомпании и готовность государственных структур Украины обратиться к лизингодателю, владелец самолета категорически отказал как раз в то время, когда воздушное судно уже выполняло рейс в Киев. Авиакомпания SkyUp сумела договориться о посадке в ближайшем к границам Украины аэропорту - в Кишиневе - и организовать трансфер пассажиров в Киев", - рассказали в пресс-службе авиаперевозчика.
"Мы временно прекратили продажу билетов на вылеты с 14 по 16 февраля 2022 года", - гендиректор SkyUp
"Сложившаяся ситуация требует решения на государственном уровне. Сейчас мы работаем совместно с государственными структурами для поиска вариантов решения проблемы, - добавил Дмитрий Сероухов, гендиректор SkyUp. - Мы делаем все возможное, чтобы продолжать выполнять рейсы в штатном режиме, но не можем игнорировать требования лизингодателей. Мы временно прекратили продажу билетов на вылеты с 14 по 16 февраля 2022 года и ожидаем решения ситуации".
Директор компании Tabu Tour Максим Циркель считает, что паника вокруг авиасообщения с Украиной нагнетается искусственно. "Все утро видим фейковые новости о закрытии воздушного пространства Украины с обеда понедельника, о том, что страховые компании отказываются признавать действие страховок на борта в украинском воздушном пространстве, а лизингодатели срочно требуют вывести самолеты за пределы страны. Так вот! Все это выдумки, не имеющие никаких официальных источников и подтверждений. На эту минуту на всю эту тему есть только две правдивые новости. Авиакомпания KLM приостановила все полеты в Украину до 17.02 для перестраховки, с целью обеспечения безопасности своих экипажей. Авиакомпания SkyUp не смогла договориться с лизингодателем одного самолета о его прилете в Украину, и борт вынужденно сел в Кишиневе! Все! Больше никаких остановок полетов, отзывов страхового покрытия в Украине, или запретов на перелеты!", - написал он в Facebook, посоветовав доверять лишь официальным данным на сайтах конкретных авиакомпаний.
А вот страховщики информируют, что действительно получили уведомление от перестраховочного брокера Ллойда (Великобритания) о временном снятии с покрытия всех опций по покрытию военных рисков в авиационном страховании. В частности, в комментарии Интерфакс-Украина директор компании "ЭКСПО Страхование" Анатолий Иванцив сообщил: "Да, мы получали от одного из брокеров Ллойда, что с понедельника временно снимаются с покрытия все опции по покрытию военных рисков в авиационном страховании, как в страховании ответственности перед третьими лицами, так и КАСКО". Он отметил, что лизингодатели, понимая, что не будут покрыты такие риски, вполне естественно, будут просить авиакомпании, которым они дали в лизинг самолеты, вывести их за пределы потенциально опасной территории.
"Я так думаю, что для того, чтобы стабилизировать ситуацию нужно государству, Министерству финансов создать временный специальный фонд, на котором зафиксировать определенную сумму денег и дать авиакомпаниям государственную гарантию по покрытию военных рисков в обязательном авиационном страховании, и тогда все успокоится", - предложил Анатолий Иванцив.
Реакция властей
На ситуацию достаточно оперативно отреагировали в Министерстве инфраструктуры Украины. По данному вопросу сегодня прошло совещание с участием руководства Офиса президента, Госавиаслужбы, аэропорта Борисполь, украинских авиакомпаний и "Украэроруха". В транспортном ведомстве проинформировали, что по результатам заседания были наработаны некие решения для предотвращения дальнейшего обострения ситуации.
"Информация о закрытии воздушного пространства Украины не соответствует действительности. Закрытие авиапространства является суверенным правом Украины, соответствующее решение не принималось", - заявили в МИУ. Там также добавили, что большинство авиакомпаний в данный момент продолжают операционную деятельность без ограничений. В частности, 29 иностранных авиакомпаний выполняют полеты в Украину из 34 стран мира.
"Информация о закрытии воздушного пространства Украины не соответствует действительности. Закрытие авиапространства является суверенным правом Украины", - МИУ
Вместе с тем, как отметил замминистра инфраструктуры Мустафа Найем, "действительно, у некоторых перевозчиков возникают сложности, связанные с колебаниями на рынках страхования, что очевидно, учитывая информационное поле и текущие события… Мы ожидаем, что уже в ближайшее время ситуация стабилизируется. Но независимо ни от чего государство готово поддержать авиаперевозчиков и планирует предоставить дополнительные финансовые гарантии для поддержки авиарынка".
"Рынки страховых услуг, так же, как и рынки капитала, уязвимы к информационному полю. Ожидаем, что уже в ближайшее время ситуация стабилизируется. Для этого правительство, Офис президента и наши международные партнеры разрабатывают общие решения. В случае необходимости государство обеспечит возвращение всех граждан Украины из-за границы", - заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков.
"Небо над Украиной открыто, власть не принимала никаких решений по закрытию воздушного пространства. EASA (Европейское агентство авиационной безопасности) также не давало рекомендаций ограничить полеты в воздушном пространстве Украины", - со своей стороны высказался замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко.
В то же время Украина осуществила официальную публикацию аэронавигационной информации об активации потенциально опасной зоны в воздушном пространстве над открытыми водами Черного моря - с 14.02 по 19.02.2022, сообщил руководитель "Украэроруха" Андрей Ярмак. "Уже с завтрашнего дня авиакомпаниям рекомендовано не выполнять полеты в течение определенного промежутка времени над этой зоной, и заранее планировать оптимальные маршруты с учетом текущей ситуации. Отметим, что эта рекомендация не блокирует в целом полеты над Черным морем. Воздушное пространство над территорией Украины является открытым и доступным для планирования полетов", - заявил Ярмак.
"Хорошо, что в отличие от ситуации с блокадой наших азовских и черноморских портов Министерство инфраструктуры отреагировало почти мгновенно. Власть не совсем корректно сообщает, что закрытие неба над Украиной - это исключительно наше суверенное право. Соответствующие ограничения полетов над территорией могут самостоятельно наложить авиационные службы США и ЕС, FAA и EASA. Иностранные страховые компании и владельцы самолетов, которые используют в лизинге украинские авиакомпании, конечно, нервничают, читая новости об Украине", - в свою очередь прокомментировал ситуацию экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян. Поэтому, по его мнению, сейчас правительство должно сконцентрироваться на работе с авиационными властями наших западных союзников. "В качестве аргумента можно предложить сначала закрыть пространство над Россией, отозвать страховку и лизинг для российских боингов и эйрбасов, составляющих 90% гражданского флота РФ", - резюмировал политик.
Читайте также Маневр с юга: Чем грозит украинским портам перекрытие морских акваторий Россией