1 млрд долларов чистой прибыли по итогам прошлого года, 9% глобальной торговли сельскохозяйственной продукцией, 70 млн тонн грузов, флот из 50 судов, футбольный клуб "Марсель" – все это контролирует самая богатая семья Франции Луи Дрейфус. Каждый десятый литр апельсинового сока, как и каждая двенадцатая тонна украинского зерна, поставляются на мировой рынок этой основанной еще в середине XIX века корпорацией.

По результатам календарного 2012 года Louis Dreyfus стал крупнейшим экспортером украинского зерна среди иностранных компаний. Это звание компания отобрала у Glencore. Показатели впечатляют: за год "Луи Дрейфус" увеличил поставки зерна в три раза - с 737 тыс тонн до 2,2 млн тонн. Сейчас корпорация намеревается инвестировать в порты и агропроизводство около 7 млрд долларов. При этом глава корпорации россиянка Маргарита Луи Дрейфус (Богданова) хочет укрепить позиции в первую очередь на постсоветском пространстве - в Казахстане, России и Украине. Еще два года тому назад французы хотели построить в порту Ильичевск мегатерминал за 190 млн долларов, но эта затея пока не удалась. В прошлому году Louis Dreyfus проиграла борьбу за зерновой терминал в российской Тамани. Придёт ли успех с третьей попытки?

Вундеркинд из Эльзаса Сын еврейского фермера из Эльзаса Леопольд Дрейфус в 17 летнем возрасте основал компанию, которая покупала пшеницу у местных фермеров и продавала ее в швейцарском Базеле. Поскольку он был слишком молод для того чтобы работать под собственным именем, Леопольду пришлось назвать компанию именем своего отца - Луи. Через несколько лет коммерсанту удалось расширить географию деятельности и начать закупку зерновых в Венгрии и Румынии - регионах в сознании западных европейцев того времени сравнимых с черными дырами. Восточный вектор еще больше обозначился после того как в 1864 году компания начала поставки украинского зерна по Дунаю для удовлетворения растущего спроса в промышленно развитых городах Западной Европы. Louis Dreyfus таким образом, стала пионером в поставках пшеницы из Причерноморья в Европу. Через 137 лет правнук Леопольда Роберт Дрейфус отпраздновал свое 50-летие именно в России и говорят, что гулял три дня - с истинно русским размахом и даже русской женой.

Вершиной Леопольда Дрейфуса стало открытие представительства в США в 1909 году и основание собственного банка. К началу прошлого века его компания уже оперирует целым флотом парусных и паровых судов в Азовском и Черном море под флагами России, который поставляет украинское зерно для больших балкеров зафрахтованных Louis Dreyfus. К началу Первой мировой войны у Дрейфуса на территории Российской Империи было открыто 115 офисов.

Когда в 1915 году основатель компании умер, бразды правления перешли к его двум сыновьям. С тех пор Louis Dreyfus остается одной из самых крупных в мире закрытых семейных корпораций. В годы Второй мировой войны из-за еврейских корней бизнес Луи Дрейфусов попал в немилость правительства Виши, многие члены семьи были вынуждены бежать в Америку, а активы конфискованы. Внуку Леопольда Пьеру Луи-Дрейфусу пришлось воевать за свое наследство в буквальном значении этого слова – он в качестве штурмана ВВС Франции совершил 80 боевых вылетов.

После войны, группа концентрируется на развитии судоходства и торговле зерном. Но воевать с немцами оказалось легче, чем с конкурентами по рынку. Зерновой рынок ставал все мене волатильным, прибыль трейдеров падала. Такие компании как Cargill адаптировались к меняющимся рыночным условиям, уходя в переработку, но Louis Dreyfus продолжала ставить на торговлю зерном. Жерар Луи-Дрейфус, сын Пьера, позже рассказал Forbes: "Это была одна из наших главных ошибок, мы не расширялись, и это стоило нам нашего лидерства в бизнесе. Louis Dreyfus упала с первого места на пятое среди глобальных игроков".

Именно благодаря Жерару, который вырос в США и смог точно понять "дух времени" Louis Dreyfus обязана своим возрождением и нынешними сильными позициями на мировом рынке. Он правильно определил наследие своего прадеда Леопольда как больше, чем просто трейдера зерна. Компания стала торговать различными товарами. Ключевой особенностью "новой" Louis Dreyfus стала способность быстро менять фокус с рынков, где доходы падали, на более высокодоходные. Так было в середине 1980-х годов, когда компания стала пионером в торговле энергоносителями, в том числе нефтью и газом, как товаром. В 1996 году группа стала первопроходцем в торговле электроэнергией.

Русская "царица" Блондинку, которую во Франции называют "царица", часто можно увидеть на трибунах среди болельщиков футбольного клуба "Марсель Олимпик" окутанной клубным синим шарфом. Она – собственница команды. Рита Богданова, родившаяся в ленинградской коммунальной квартире, сегодня считается самой богатой россиянкой в мире - ее личное состояние оценивается в 6-9 млрд долларов. Она рано потеряла родителей и после начала перестройки выехала в Швейцарию. В 1988 году в самолете, летевшем из Парижа в Нью-Йорк, волей судьбы Рита оказалось "соседкой" собственника контрольного пакета Louis Dreyfus Роберта Луи Дрейфуса. Этот успешный предприниматель считался непобедимым в покере, в юности провел некоторое время в израильском кибуце и даже успел принять участие в Шестидневной войне с арабами. Уже после женитьбы с Богдановой Роберт отличился также и в качестве СЕО компаний Adidas-Salomon и Saatchi & Saatchi.

В фокусе компании наращивание присутствия в Украине, России и Казахстане

Овдовев в 2009 году, Маргарите Луи Дрейфус пришлось отчаянно бороться, дабы сохранить штурвал компании в своих руках и иметь возможность передать его своим детям, когда те повзрослеют. Семья Луи Дрейфусов ревниво восприняла тот факт, что корпорацией впервые в ее истории управляет не прямой наследник Леопольда, это спровоцировало сильнейший кризис в отношениях между акционерами, который до конца еще не решен. У семьи с "блюстителем престола" в лице Маргарет сугубо деловые отношения.

Получив контроль над крупнейшим пакетом акций в третьем по величине агротрейдере мира, Маргарите пришлось очень быстро учиться. "Это было, как прыгать прямо в воду, - рассказывает она в интервью Bloomberg, - но это оказался эффективный способ заставить меня научиться плавать".

Когда в 2011 году ее увидели в одном из ресторанов Цюриха за обедом с генеральным директором корпорации Glencore (наверное, ключевой конкурент Louis Dreyfus) Иваном Глайзенбергом, Маргарет прямо объяснила, что это был процесс обучения. "Глайзенберг объяснил мне, какие возможности открываются перед компанией после выхода на биржу, а также какие перспективы могут быть при нашем сотрудничестве", - заявила Маргарет. Интересно, что будущий "наследник престола" Эрик Луи Дрейфус проходил стажировку именно в корпорации Glencore.

Тем не менее, именно при Маргарет корпорация достигла рекордных показателей по чистой прибыли, преодолев барьер в 1 млрд долларов. "У нас много денег, банки нам не отказывают", - подчеркивают в корпорации.

Будущее компании будет связанно с восточными рынками. По крайней мере, Маргарет отправила двух своих младших сыновей Кирилла и Мориса учиться в сингапурскую школу, дабы те хорошо понимали ментальность и традиции этого региона. Маргарет говорит, что Азия уже составляет более 30% продаж Louis Dreyfus, а поэтому является очень приоритетным регионом. Она также хочет значительно увеличить торговлю зерном в Казахстане, России и Украине.

Украина: в поисках порта В Украину корпорация зашла довольно поздно – только в 1998 году и до 2005 года украинская "дочка" не была вовлечена в операции по экспорту зерновых, а зерно закупалось материнской компанией у других экспортеров. Отправка на экспорт через собственного оператора началась восемь лет тому назад, тогда же корпорация начала активно покупать мощности по хранению зерна.

Сегодня компания располагает шестью элеваторами в Винницкой, Черкасской и Запорожской областях. А также намерена инвестировать в строительство зернового терминала на побережье Черного моря.

В 2010 году Louis Dreyfus была очень близка к тому, чтобы обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине. Были успешно проведены переговоры с руководством Одесской ОГА об инвестициях в строительство зернового терминала в Ильичевске. Инвестиционное соглашение сроком на три года должно было быть подписано в ближайшее время, однако его дальнейшая судьба осталась не ясной. Сегодня Louis Dreyfus рассчитывать на Ильичевский порт уже, судя по всему, не приходится – здесь не без успеха пытаются обосноваться такие гиганты как Cargill и Glencore.

Озвученные в 2010 году инвестиционные планы Louis Dreyfus относительно строительства терминала вообще выглядели странновато и в первую очередь из-за заявленной суммы инвестиций – 190 млн долларов. Для сравнения на комплекс по хранению и переработке зерновых и масличных культур годовой мощностью в 4,5 млн тонн в том же Ильичевском порту Cargill собирается потратить 90 млн долларов. Если отталкиваться от бюджета американцев, то французы замахнулись на мощность терминала в 10 млн тонн. "Поскольку детали инвестиционного плана Louis Dreyfus в Ильичевском порту не известны, мы предполагаем, что столь значимый объем инвестиций может предусматривать строительство перерабатывающего комплекса в дополнение к перевалочным мощностям, либо проект предусматривал инвестиции в портовую инфраструктуру – возведение причала или дноуглубительные работы. ", - считает аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят. В любом случае, сумма свидетельствовала о масштабности планов трейдера.

Тем не менее, по результатам календарного 2012 года именно Louis Dreyfus стал крупнейшим экспортером украинского зерна среди иностранных компаний. Это звание компания отобрала у Glencore. Показатели впечатляют: за год "Луи Дрейфус" увеличил поставки зерна в три раза - с 737 тыс тонн до 2,2 млн тонн. Для защиты завоеванных позиций французы активно включились в борьбу уже в январе 2013 года. Именно Луи Дрейфус стала победителем первых в истории Украины открытых торгов пшеницей из Аграрного фонда (АФ).

"Третью часть зерна в календарном 2012 году корпорация перевалила через порт Южный (790 тыс тонн), остальное через Ильичевский порт (595 тыс тонн), Ника Тера (536 тыс тонн), и Авлиту (278 тыс тонн)", - рассказывает Андрей Товстопят. Учитывая, что грузы Louis Dreyfus составили почти половину всей зерновой перевалки в контролируемом Дмитрием Фирташем порту "Ника-тера", то французов можно смело отнести к весомым партнерам украинского миллиардера.

В Украине Louis Dreyfus ограничивается пока исключительно трейдерскими операциями и не спешит идти по примеру Glencore, которая занялась также производством агропродукции. Однако, такую перспективу французы рассматривают. В прошлом году Louis Dreyfus стала партнером российской АФК "Система", создав совместное предприятие с амбициями стать ведущим сельскохозяйственным холдингом России с земельным банком в размере до 500 тыс. га. Тогда же корпорация включилась в борьбу за терминал в порту Тамань, однако проиграла союзу Glencore и Кернел.

Производство зерна в России и Украине обладает огромным потенциалом в силу низкой себестоимости и уникального географического положения этих стран, считают в корпорации. Через несколько лет на зерновом рынке останутся всего четыре-пять основных операторов и для того чтобы быть в их числе, Louis Dreyfus необходима сильная опора на собственные мощности по хранению зерна и присутствие торговых представителей во всех регионах.

Рекордный рост выручки и чистого дохода по результатам последних нескольких лет позволит компании инвестировать свыше 7 млрд долларов  в аграрный сектор, начиная с кофе в Эфиопии и заканчивая комбикормом в Азии. Уже в этом году Louis Dreyfus собирается повысить уровень инвестиций с 700 млн долларов до 900 млн. Украина находится в зоне первоочередных интересов компании, а поэтому может смело рассчитывать на часть этого пирога. 

Также читайте материалы ЦТС 

Крупнейшие грузовладельцы: Альфред С. Топфер

Крупнейшие грузовладельцы: Glencore

Крупнейшие грузовладельцы: Cargill