Между Россией и США назревает очередное обострение в двухсторонних отношениях. В понедельник, 29 января, Министерство финансов США представило Конгрессу "Кремлевский список". Так в медиа окрестили доклад о 114 высокопоставленных чиновниках и 96 бизнесменах из России, которые могут попасть под действие новых санкций. Примечательно, что перечень бизнесменов совпадает с рейтингом "200 богатейших бизнесменов России", составленным российским изданием журнала Forbes.

Но сам список еще не означает незамедлительное введение санкций. Согласно статье 231 "О противодействии противникам Америки посредством санкций", у Дональда Трампа есть еще полгода в запасе для того, чтобы утвердить этот список. К тому же, у президента США есть возможность вывести некоторых персон из "Кремлевского списка" из-под действия санкций. Но для этого ему необходимо будет предоставить веские доказательства того, что подобное решение не угрожает национальной безопасности Соединенных Штатов.

Описанная ситуация пока выглядит гипотетической. Многие политологи и обозреватели говорят о более сдержанном отношении Дональда Трампа к санкциям в отношении России, чем у его предшественника Барака Обамы. Но не стоит забывать о непредсказуемости американского лидера, который в первые месяцы своего правления отметился рядом громких ограничений и запретов.

Пока Белый Дом и Кремль разыгрывают свои карты, Украине уже сейчас стоит задуматься, каким может быть влияние гипотетического введения санкций на экономику и транспортную систему. Ведь "в зоне поражения" оказались практически все крупнейшие компании России, многие из которых работают и в Украине. А потеря каждой тонны груза, будь то импорт или транзит, неизбежно повлияет на работу и финансовые показатели "Укрзализныци" и украинских морских портов.

В зоне "санкционного риска"- около 15 млн тонн грузов российских компаний, транспортируемых по железной дороге и через порты Украины

  

Импорт

Если Белый Дом таки поставит знак равенства между "Кремлевским списком" и санкциями, то транспортный сектор Украины, прежде всего "Укрзализныця" и морские порты, может потерять  около 15 млн тонн грузов. При этом почти половину потерянного грузопотока (около 42%) будет составлять импорт.

Как минимум 10 из 96 олигархов, фигурирующих в "Кремлевском списке", являются крупными клиентами транспортной отрасли Украины. Эти десять "друзей Путина" обеспечивают порядка 30% общего объема импорта из России в Украину или 6,3 млн тонн в 2016 году. Цифра 6,3 млн тонн может корректироваться ввиду остановки металлургических предприятий на временно неподконтрольной Украине части Донбасса.

Кто же эти бизнесмены? В основном, это сырьевые олигархи, которые ввозят в Украину уголь, ЖРС, удобрения, цемент и т.д. Первую тройку возглавили Искандер Махмудов, владеющий компанией "Кузбассразрезуголь", Владимир Лисин - собственник Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) и Андрей Мельниченко, владеющий группой "ЕвроХим" - суммарно их компании поставляют более 4 млн тонн импортных грузов. "Великолепная семерка" других околокремлевских бизнесменов, в числе которых такие влиятельные фигуры, как Роман Абрамович, Вагит Аликперов, Алишер Усменов, Алексей Мордашов и др., приходится еще 2 млн тонн импорта.

В перспективе этот список могут пополнить еще ряд крупных российских государственных компаний, топ-менеджеры которых также оказались в "Кремлевском списке". Речь идет об Алексее Миллере ("Газпром") и Игоре Сечине ("Роснефть"). Компании, которые они возглавляют, в 2016 году импортировали в Украину порядка 1,8 млн тонн грузов. Однако пока неясно, будут ли санкции применяться только к указанным топ-менеджерам, или распространятся на возглавляемые ими компании.

orig-1495093859_rzhd_10_dc1214d9cea9d6b93381abcc452dbc57

Транзит

Другой по значимости группой грузов, которую может потерять Украина, является транзит. Согласно оценке Центра транспортных стратегий, транзитные грузы из России, идущие через украинские ж/д переходы, представлены преимущественно сырьевой продукцией - железорудное сырье, уголь, черные металлы. Доля этой продукции в 2017 году составила 12,8 млн тонн из 16,6 млн тонн или 77% от общего объема российского транзита. Безусловным лидером тут является Алишер Усманов и его "Металлоинвест". Среди других крупных транзитеров - НЛМК Владимира Лисина, "Евраз" Романа Абрамовича, ММК Виктора Рашникова и компании угольных магнатов Искандера Махмудова, Андрея Мельниченко и Гавриила Юшваева. Среди транзитных грузов, перевозимых по железной дороге через территорию Украины практически весь объем ЖРС и черных металлов отправляется компаниями, принадлежащими олигархам, попавшим в "Кремлевский список". По транзитному углю ситуация несколько иная: доля потенциально-санкционных компаний составляет около 14%. В целом, общий объем транзитных грузов, отправляемых "токсичными" компаниями, составил около 6 млн тонн или 36% из 16,6 млн тонн российского ж/д транзита через Украину (данные 2017 года).

Экспорт

У некоторых фигурантов "Кремлевского списка" имеются активы в Украине. Потенциально они также могут попасть под санкции США. Например, группа "Евраз" Романа Абрамовича владеет Днепровским металлургическим заводом в Днипре. Этот завод ежегодно экспортирует порядка 1 млн тонн металлопродукции.

Потенциально в "зоне поражения" находится и экспорт щебня в РФ - и российские компании собственники вагонов и получатели подпадают под риски введения санкций. В прошлом году поставки щебня в РФ существенно сократились из-за изменения правил лицензирования, но тем не менее составили значительную часть грузопотока в объеме около 1,5 млн. тонн.

Теоретически, под санкции может попасть Николаевский глиноземный завод. В октябре 2017 года российская компания "РУСАЛ" Олега Дерипаски объявила о смене собственника завода. Новым владельцем должна стать компания Glencоre. На данный момент неясно, на какой стадии находится сделка и сохранит ли "РУСАЛ" за собой часть акций. Отметим, что Николаевский глиноземный завод экспортирует всю свою продукцию в Россию. Экспорт составляет порядка 1,5 млн тонн в год. Примечательно, что компания "РУСАЛ" на своем сайте исключила украинский завод из перечня своих активов, а Glencоre еще не включил в свой список.

Также под санкциями могут оказаться два цементных завода, принадлежащих группе "Евроцемент" - Балаклейский цементный завод ("Евроцемент-Украина") и "Краматорский цементный завод - Пушка". Однако они ориентированы на внутренний рынок, поэтому вряд ли санкции потенциальные повлияют на эти предприятия. Разве что российский собственник решит продать свои активы в Украине. Но такой вариант пока кажется маловероятным.

Читайте также Крым (не) наш: Сколько судов зашло в порты полуострова после аннексии