В ближайшие недели должны быть презентованы Финансовый план на 2017 г. и Стратегия развития "Укрзализныци", анонсированная на заседании правительства, которое "узаконило" передачу госмонополии из сферы контроля МИУ под управление тандема КМУ/МЭРТ. Два документа не только определят развитие УЗ в текущем году, но и позволят найти аргументированный ответ на вопрос, который уже почти год ищут в отраслевых кругах: Who is mister Balzchun? — действительно высококлассный топ-менеджер европейского уровня или заезжая рок-звезда с полномочиями управления крупнейшей госкомпании страны? Четкий ответ нужно получить до конца мая — даты окончания действующего контракта с нынешним главой правления "Укрзализныци".

Вне зависимости от того, кто будет ставить финальную оценку по эффективности работы польской команды УЗ, важно отойти от той "модели дискуссии", которая была навязана в течение 2016-2017 года и базировалась больше на политических заявлениях и манипуляциях отчетностью.

Выходом может стать создание системы ключевых показателей эффективности УЗ, которые позволят бизнесу и власти контролировать работу монополиста. От создания такой системы должна выиграть и сама "Укрзализныця" — за счет повышения операционной (оборачиваемость, маршрутизация и др.) и коммерческой эффективности (сроки/стоимость услуг, сохранность груза, соблюдение сроков и т.п.), улучшения качественных параметров работы локомотивного и вагонного парка компании (производительность, соотношение рабочего парка, эксплуатационные затраты) и инфраструктуры (безопасность работы и пропускная способность).

В преддверие обнародования и общественного обсуждения Стратегии работы и Финплана "Укразализныци" ЦТС иницирует экспертное обсуждение конкретных показателей, которые должны лечь в основу такой системы. Основной показатель эффективности работы транспортной монополии — затрат на перевозку тонны груза — мы разбили на 10 показателей KPI, которые считаем приоритетными для УЗ по итогам работы в прошлом году.

Наша задача — не расставить оценки но добиться того, чтобы после экспертного обсуждения, эти и другие KPI нашли отображение в новом контракте с главой правления УЗ, какой бы не была его фамилия. А бизнес и клиенты УЗ получили возможность контролировать монополиста и ключевые параметры его работы.

Оборачиваемость вагонов

Факт 2016: Падение оборачиваемости до 8 суток. Проблемные сегменты — полувагоны и зерновозы.

В 2016 году среднемесячная оборачиваемость вагонов по ключевому виду вагонов — полувагонам снизилась на 37% относительно 2013г до 8,3 суток, по зерновозам — на 13% до 7,6 суток. В пиковые периоды оборачиваемость зерновозов достигала 15 суток. Основные причины — общее снижение операционной управляемости по системе УЗ, дефицит тяги, снижение пропускной способности инфраструктуры (особенно на припортовых станциях) и др. Как следствие, в пиковые периоды уровень удовлетворения спроса на перевозки составлял 50-60% от заявок, не соблюдались сроки доставки грузов и расли расходы грузоотправителей – по оценкам профильных ассоциаций, реальный рост затрат за счет роста вагонной составляющей составил 10-15% (без учета 25% повышения тарифов в мае).

KPI 2017: Улучшение оборачиваемости до 6-7 суток (полувагон) и 5-6 суток (зерновоз).

Обновление вагонного парка

Факт 2016: Нехватка вагонов для обслуживания заявок на перевозки на уровне 10 тыс. шт.

На 2017 год анонсировано приобретение порядка 7 тыс. вагонов, но при этом в "Укрзализныце" отсутствует полноценный анализ причин дефицита (отсутствие тяги, пропускная способность узких мест инфраструктуры и т.п.). Также не учтены фактор падения грузопотока в следствие блокады территорий ОРДЛО и планы по расширению парка частными операторами. К тому же, УЗ закупает и производит вагоны существенно дороже, чем частные операторы.

KPI 2017: Закупка вагонов на основании анализа динамики грузовой базы и предложения вагонов.

Капремонт/обновление локомотивного парка

Факт 2016: Острый дефицит 100 локомотивов.

На сегодня в неисправном состоянии находится 539 електровозов (31% парка) и 956 тепловозов (44% парка). Износ парка электровозов составляет 95,7%, тепловозов — 99,7%. Несвоевременный ремонт локомотивов приводит к дефициту тяги и длительному (более недели) простою вагонов в ожидании отправки. Необходимо принятие плана ремонта локомотивного парка для балансировки парка в условиях списания. Подписанные в 2016 году меморандумы с мировыми производителями — General Electric, Bombardier, Pesa, Siemens, Newag так и остались на уровне заявлений и деклараций.

KPI 2017: Разработка плана по капремонту/обновлению локомотивного парка.

Тарифные поступления

Факт 2015: "Проедание" поступлений — только 22% от средств, полученных от повышения тарифов, потрачено на обновление и ремонт подвижного состава и инфраструктуры.

Рост дохода от повышения тарифа в 2016 году составил 3,8 млрд. грн, а в 2017г запланирован на уровне более 10 млрд. грн. При этом дополнительные доходы вместо развития компании банально проедались, покрывая ее операционную неэффективность, и шли на покрытие текущих издержек: из 7,3 млрд грн, полученных в 2015г от повышения тарифов, 47% средств ушли на обслуживание долгов УЗ, 19% - на оплату электроэнергии, 12% - на повышение зарплат и лишь 22% потрачено на обновление и ремонт инфраструктуры. При этом доля освоенных капитальных инвестиций в 2016 году снизилась на 19 п.п. относительно 2015г и составила 54% от запланированных. Необходимо выполнение плана капинвестиций на уровне не ниже 90%.

KPI 2017: Использование не менее 80% доходов от повышения тарифов на капинвестиции.

Производительность труда

Факт 2015: У "Укрзализныци" один из худших показателей грузооборота на 1 сотрудника.

По результатам 2015г грузооборот, приходящийся на одного сотрудника УЗ составлял 0,89 млн.ткм. Это один из худших показателей среди соседних стран. Необходимо повышение роста производительности, очевидно, подкреплённое оптимизацией штата и сокращением персонала. За 5 лет численность сотрудников снизилась на 90 тысяч человек, однако это было нивелировано падением объемов перевозок за этот период. Ожидается, что в следующие 4 года на пенсию выйдут 15,5 тысяч сотрудников, что позитивно повлияет на показатель эффективности.

KPI 2017: Увеличение показателя до 1 -1,1 млн.ткм на 1 сотрудника.

Скорость движения грузовых составов

Факт 2015: Падение средней участковой скорости до 38,8 км/час.

Одним из факторов увеличения скорости движения грузовых поездов может стать стимул в виде привязки роста тарифа к эффективности перевозок, например, скорости движения состава. В Украине средняя участковая скорость движения грузового поезда в 2015г составила 38,8 км/час, что на 2,3% ниже, чем в 2013г и на 1,8% ниже, чем в 2014г. Необходимо повышение средней скорости до 40+ км/час.

KPI 2017: Рост скорости движения грузовых поездов до 40+ км/час.

Прозрачность госзакупок

Факт 2016: Закупка дизтоплива по ценам, более чем на 15% завышенным по отношению к рынку.

В 2016г УЗ отменила 48% своих закупок. По разным причинам, в 2017 года продолжилась отмена тендерных торгов — в т.ч. отменены тендеры на закупку новых полувагонов в общем размере 3 тыс. вагонов. К тому же, при закупке топлива регулярно практикуется подписание допсоглашений о корректировке стоимости в сторону повышения: в результате УЗ закупала тонну дизтоплива на более чем 2 тыс. грн. дороже, чем другие крупные потребители. УЗ необходимо усилить работу с поставщиками, выстроить систему подготовки и повышения квалификации специалистов по закупкам, переход к прямым закупкам у производителей (на основании формульного подхода) в особенности, что касается дизтоплива.

KPI 2017: Закупка топлива и э.э. по среднерыночным бенчмаркам.

Среднесуточная производительность локомотивов

Факт 2015: Падение производительности на 5%г/г до 1376 тыс.ткм.

В 2015г этот показатель в УЗ составил 1,376 тыс.ткм. Для сравнения, среднесуточная производительность локомотива в РЖД составила 2,037 тыс.ткм, в КТЖ (Казахстан) этот показатель в 2014г составил 2,013 тыс.ткм. Необходимо постепенное повышение производительности как минимум до уровня 2014г (1,45 тыс. ткм).

KPI 2017: Повышение среднесуточной производительности локомотивов до 1,5 тыс.ткм.

Реструктуризация внешних долгов

Факт 2016: Высокая долговая нагрузка, погашение 21,5 млрд.грн., взятых в валюте кредитов в течение следующих 5 лет.

Стабилизация общей макроэкономической ситуации с стране позволяет УЗ провести реструктуризацию внешних долгов, что даст возможность нормализировать финансовое состояние и открыть доступ к внешним рынкам заёмного капитала. В следующие 5 лет ожидается погашение 21,5 млрд. грн кредитов, что может негативно сказаться на прибыли предприятия и возможностях его развития. Необходима реструктуризация долгов УЗ с поиском возможности улучшения условий финансирования и "растягивание" их выплат во времени.

KPI 2017: Реструктуризация внешних долгов с улучшением условий финансирования и возврата.

Выделение профильных/непрофильных направлений бизнеса

Факт 2016: Малоэффективная работа направлений, по-прежнему объединенных в одной компании.

Необходимо завершение процесса корпоратизации, выделение грузового и пассажирского бизнеса УЗ, избавление от непрофильных активов и избыточных активов. Согласно оценке имущества УЗ, проведенной компанией Делойт в 2015 году, балансовая стоимость непрофильных активов УЗ составляла более 3,3 млрд. грн. Необходимо снижение затрат на их поддержание и избавление от этих активов через прозрачные механизмы приватизации и ГЧП (концессии).

KPI 2017: Выделение инфраструктуры, грузовых, пассажирских перевозок в отдельные компании, определение непрофильных активов с их последующей продажей.