У шотландца Брайана Саутера был буйный характер, он плохо учился в школе, но ему нравилась математика. Во время учебы в университете на бухгалтера, он подрабатывал кондуктором в автобусе. Брайану это так нравилось, что он продолжал компостировать билеты пассажиров даже когда устроился на работу по специальности после окончания учебы. Страсть к автобусу повлияла на его жизнь кардинально. Теперь о Саутере знают, как о создателе крупнейшей в мире автобусной империи. Его автобусы под различными брендами работают по обе стороны Атлантического океана и даже на границе с Украиной (в Польше и Венгрии). Зашел он и на территорию бывшего СССР – в Эстонию.

Stagecoach Group примечательна двумя аспектами. Первый – это, конечно же, масштабы. Ведь непросто создать автобусного оператора, обслуживающего пассажиров в нескольких странах. Сейчас деятельность группы сосредоточена в Великобритании, США и Канаде. В Северной Америке Stagecoach работает под брендом Megabus. Кроме того, Брайан Саутер через свою компанию Highland Global Transport управляет транспортными компаниями в Польше (PolskiBus), Турции (Istanbul Deniz Otobusleri), Финляндии (OnniBus) и Новой Зеландии (InMotion Group). До недавнего времени Stagecoach Group также работала в скандинавских странах, Португалии, Австралии, Кении и Гонконге.

Читайте также Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы

Несмотря на сужение географии бизнеса, группе удалось удержать второй отличительный показатель – прибыльность. Так, в 2014 году чистая прибыль Stagecoach Group составила 132,5 млн фунтов стерлингов. В 2011 и 2012 годах этот показатель был еще выше – 176,4 и 165,7 млн фунтов. Доходность акций за последние пять лет продолжает расти: в 2011 году – 7,1 фунта, в 2015 году – 10,5 фунтов с акции. При этом Stagecoach Group оперирует не только автобусами, но и поездами. Подвижной состав достигает 13 тыс. автобусов и поездов, а количество штата – 35 тысяч человек.

Сорок лет назад все было по-другому. Тогда, в 1976 году, сестра Брайана, Энн Глоаг и ее муж Робин основали небольшую компанию, предоставлявшую услуги аренды микроавтобусов и автодомов. Впоследствии к ним присоединился сам Брайан Саутер и на базе семейного бизнеса создал компанию Stagecoach Group.

Stagecoach Group активно эксплуатирует образ старинной повозки. В консервативной Британии - это работает.

Целеустремленный кондуктор В школьные годы Брайан Саутер был сорвиголовой. Тогда мало кто мог сказать, что из парня выйдет удачный бизнесмен. Однажды, после очередных выходок, он оказался под угрозой исключения из школы. Тогда вмешался отец, который провел с сыном серьезную беседу. После этого юноша взялся за ум и начал прилежно учиться.

По воспоминаниям Саутера, в школе ему очень нравилась математика. Даже не столько сама математика, сколько подсчеты. После школы он решил преподавать коммерцию. Во время учебы в университете Брайан подкорректировал свои дальнейшие планы. Теперь он решил стать бухгалтером.

Учебу в университете он совмещал с работой автобусным кондуктором в Глазго (Шотландия). Эта работа настолько нравилась Саутеру, что он не бросил ее даже после окончания университета. Более того, став дипломированным бухгалтером, он продолжал работать кондуктором, несмотря на то, что правила компании, куда он устроился, запрещали совместительство. В результате Брайан вынужден был подкорректировать свой график – теперь он работал только по выходным и праздникам.

Работоспособности и целеустремленности Саутера завидовали многие коллеги. Поэтому когда он объявил о решении заняться другим делом и ушел из бухгалтерской конторы, мало кто удивился подобной инициативе. Однако с бухгалтерией он не расставался и в дальнейшем.

Первый автобус Работу в бухгалтерской конторе Саутер сменил на семейный бизнес. Еще в 1976 году сестра Брайана Энн и ее муж Робин Глоаг основали компанию Gloagtrotter. Они купили несколько микроавтобусов и автодомов и сдавали их в аренду. Когда Брайан присоединился к их бизнесу, многое начало меняться.

Сменилось название компании. Вместо Gloagtrotter появилась компания Stagecoach. Соответственно сменился и профиль ее деятельности. Теперь компания начала заниматься автобусными пассажирскими перевозками. Очень кстати пришелся закон о транспорте, принятый британским парламентом в июне 1980 года. Документ дерегулировал автобусные перевозки на расстояниях свыше 35 миль (56 км).

Вначале Саутер убедил сестру и ее мужа купить один автобус для перевозки школьников. Затем, на сбережения отца, Брайан приобрел еще два подержанных автобуса. С этих автобусов все и начиналось. Работая бухгалтером, Саутеру доводилось часто ездить по Шотландии. Он хорошо изучил транспортную схему страны и подметил ее изъяны. По мнению Саутера, Шотландии не хватало междугородних автобусных рейсов.

Первые автобусы с логотипом Stagecoach начали курсировать между Данди и Лондоном. В самом начале компания Stagecoach была поистине семейным делом для Брайана и Энн. Сам Саутер работал водителем, а его сестра делала сэндвичи для пассажиров. Через пару лет после основания Stagecoach брак Энн Глоаг распался, а ее муж – Робин Глоаг – продал свою долю в бизнесе.

Брайан лично демонстрирует преимущества своих автобусов.

В октябре 1985 года парламент принял новый закон о транспорте. Теперь были дерегулированы автобусные перевозки на коротких дистанциях, внутри населенных пунктов. И вновь изменения в законодательстве пришлись Саутеру по душе. Это позволило расширить транспортную сеть компании. К тому же, Stagecoach в процессе приватизации госкомпании National Bus Company удалось купить право обслуживания маршрутов в ряде регионов Англии.

Но, все же, главным стимулом развития компании был принцип "пассажир прежде всего". Так удалось завоевать лояльность клиентов, а компании расширить сферу своей деятельности. К примеру, в Глазгоу Саутер запустил старенькие "рутмастеры". Несмотря на возраст, автобусы пользовались популярностью. И все благодаря дешевизне билетов и вниманию к пассажирам. Дешевые билеты и сейчас являются неотъемлемым атрибутом Stagecoach или подконтрольных Саутеру компаний.

Мировая экспансия Спустя десятилетие после основания, компания Stagecoach стала одной из ведущих автобусных компаний Великобритании. В начале 1990-х ее стоимость оценивалась в 134 млн фунтов. Несмотря на успех, Саутер хотел еще больше расширить бизнес группы. Для этого ему нужны были дополнительные средства. Так бизнесмен пришел к необходимости выхода на Лондонскую биржу, что и случилось в 1993 году. Нам не удалось найти детальной информации о результатах первых торгов, однако, судя по дальнейшим событиям, они прошли успешно.

Символ компании "Мегабас" иногда присутствует на совещаниях в главном офисе

В дальнейшем Stagecoach развивалась стремительными темпами. В середине 1990-х компания приобрела активы в Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде и даже Гонконге. При этом Саутер решился на необычный шаг – расширить профиль деятельности группы. В 1999 году Саутер купил гонконгскую компанию Citybus, которая оперировала автобусами и паромами в городе.

Кроме того, бизнесмен решил попробовать себя и в железнодорожной сфере. В 1996 году он купил лизинговую ж/д компанию Poterbrook, владеющую третью подвижного пассажирского состава и локомотивов Великобритании. Затем Stagecoach начала оперировать трамваями в Шеффилде (этой деятельностью она занимается до сих пор).

Активность Саутера в ж/д отрасли оказалась разносторонней. Если з лизингом локомотивов не сложилось, и он продал Poterbrook, то с обслуживанием пассажирских поездов дела обстоят гораздо лучше. В том 1996-м Саутер основал компанию South West Trains, управляющую поездами в юго-западной части Англии. Поезда пришлись бизнесмену по вкусу, и в 1998 году он купил 49% компании Virgin Rail у своего друга Ричарда Брэнсона.

Увеличение своей империи немного вскружило голову бизнесмену. По мере расширения Stagecoach начала скупать одних мелких перевозчиков и постепенно вытеснять с рынка других. В результате, в конце 2000-х у Саутера возникли проблемы с Комиссией по конкуренции. Поэтому сэр Брайан немного диверсифицировал свой бизнес. В 2012 году он создает Highland Global Transport, через которую он сейчас управляет целой группой транспортных компаний.

Читайте также Как электротехник из Люблина заработал миллионы на производстве локомотивов

Брайан Саутер на испытаниях автобуса-амфибии.