Сергей Гомболевский до утверждения на посту руководителя главных воздушных ворот страны работал заместителем гендиректора этого предприятия и занимался производственными вопросами. После назначения в марте получил в наследство немало проблем. Политические события в стране ударили по спросу на авиаперевозки. Ситуация также осложнялась резким скачком стоимости доллара, который привел к повышению цен на многие товары и услуги, а также повышению затрат на обслуживание валютных кредитов. Заниматься дальнейшим развитием предприятия мешал неутвержденный финансовый план на текущий год, согласование которого затянулось из-за смены власти и кадровых перестановок в отраслевых структурах. О том, как работает главный аэропорт страны в столь непростые для страны времена, порталу ЦТС рассказал его генеральный директор.
Читайте также Интервью с "Визз Эйр Украина": сильнее всего ситуация ударила по Донецку
Как отразились политические события на пассажиропотоке аэропорта, в частности, на российских направлениях?
К сожалению, пассажиропоток сокращается, и нам приходится пересматривать свои планы. Если изначально с учетом анализа ситуации и заявок от авиакомпаний мы закладывали на этот год рост на уровне 15%, то уже в марте нам пришлось пересмотреть его и пока оставить на уровне 5%. Положительная динамика в первые два месяца сменилась теми изменениями, которые произошли в марте. Резкое падение объемов перевозок на некоторых направлениях составило до 30%. В случае уменьшения загрузки авиакомпании проводят ротацию воздушных судов и ставят на маршрут самолет меньшей емкости. Наш базовый перевозчик — авиакомпания МАУ — также существенно скорректировал свою программу полетов.
В то же время, предполагаем, что на некоторых туристических направлениях активность в ближайшее время повысится. В связи с тем, что Крым сейчас не рассматривается как место для отдыха среди наших соотечественников, туроператоры разрабатывают новые программы для отдыхающих - это Турция, Греция, другие страны. Со своей стороны, мы максимально быстро готовы реагировать на изменение полетных программ наших партнеров-авиакомпаний.
На российских маршрутах также наблюдается снижение. В частности, в январе-феврале по российским направлениям мы имели рост +77,7% (январь) и + 57, 7 % (февраль). Прирост по пассажиропотоку на направлении Киев-Москва составил + 58,7% (январь), + 38,5% (февраль). Уже в марте произошло сокращение объемов -5% (Россия), -5,7 % (Москва). Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время на всех рейсах из России осуществляются дополнительные меры безопасности – как со стороны пограничных и таможенных служб, так и со стороны службы авиабезопасности аэропорта. Конечно же, это сказывается на времени обслуживания самолетов, поэтому мы решили немного ускорить другие операции, чтобы воздушные суда могли осуществлять вылет по расписанию, без задержек.
Как отразилось на работе аэропорта повышение курса доллара?
Если говорить о ставках сборов, то они у нас установлены в долларах - в этой части наших доходов аэропорт не потерял. Но плата за наземное обслуживание взимается в гривне. Поэтому "Борисполь" вынужден пересматривать цены, поскольку мы как государственное предприятие не можем оказывать услуги ниже их себестоимости.
Кроме того, у нас большой кредитный портфель в долларах. Соответственно, нагрузка по нему тоже возросла. Из-за этого первый квартал по финпоказателям не позволил нам выйти в прибыль. Хотя в третьем квартале мы предполагаем прибыль, которую по результатам года рассчитываем получить в размере 165,5 млн грн.
Ранее предполагалось открыть зону внутренних рейсов в терминале D к началу летней навигации 2014 года. Когда она заработает?
Основная причина перенесения сроков – финансирование проекта. Средства предусмотрены, и после утверждения финансового плана на текущий год работы будут возобновлены в полном объеме. Со своей стороны, мы предложили нашему подрядчику профинансировать строительные работы за свой счет, а затем, после утверждения нашего финплана, рассчитаться за них по актам. Это позволило бы нам не останавливать процесс. Если у компании будет такая возможность, то зона внутренних рейсов будет готова через два месяца.
По итогам года мы рассчитываем получить 165,5 млн грн прибыли
Сейчас работы выполнены на 80%: завершаются строительные работы, установлена и состыкована с существующей новая багажная система, построены два гейта из трех. Осуществлена поставка эскалаторов и лифтов, которые сейчас находятся на площадке. Кроме строительных работ, у нас еще много организационных вопросов, связанных с изменением технологий. В принципе, все они подготовлены, утверждены и направлены соответствующим службам.
Будут ли продолжены планы Вашего предшественника по дальнейшему развитию терминала D?
У нас есть концепция, которую разработала компания Airport Consulting Vienna несколько лет назад. В соответствии с ней предполагается строительство еще одного терминала для обслуживания как внутренних, так и международных рейсов. Он будет соединен с существующей галереей и в дальнейшем образует единый комплекс. Но все это в перспективе. А в наших ближайших планах — работа по расширению перрона D. В этом году мы намерены подготовить проект. Сейчас мы собрали технические условия у всех служб. Выйти на начало строительства могли бы не раньше сентября. Так как начинать работы перед зимой нелогично, реализацию проекта мы перенесли на следующий год. Зимой, когда будет готов проект, мы начнем тендерные процедуры, чтобы к весне определить подрядчика и приступить к работам. По предварительным расчетам мы получим дополнительно 18 стоянок, три из которых будут под дальнемагистральные самолеты типа Boeing 767, а остальные — под среднемагистральные типа Boeing 737-900 и Airbus 320, 321.
Мы также учли, что в дальнейшем возле этого перрона будет расположена галерея, поэтому закладываем возможность строительства гейтов, будем подводить коммуникации. Мы также рассматриваем возможность дополнительного выхода с этого перрона на магистральную рулежную дорожку, чтобы сделать удобной схему движения воздушных судов. Пока мы не определились, нужно ли устанавливать систему докирования. С одной стороны, это современное технологическое оборудование, с другой, оно существенно ограничивает возможности для маневров. Не исключено, что на отдельных стоянках мы откажемся от этой системы, чтобы самолеты могли самостоятельно заруливать и выруливать без буксировки. Это предварительно. Окончательное решение примем уже на этапе проектирования, когда будут представлены варианты расположения воздушных судов.
Какова дальнейшая судьба терминала F?
Ранее мы рассматривали возможность сделать из него грузовой терминал. Но сейчас пересмотрели эту концепцию. Проанализировав деятельность нашего грузового склада, мы внесли изменения в технологию его работы. Пропускная способность этого комплекса позволяет нам обрабатывать те объемы, которые существуют на сегодня. Мы также ведем постоянный диалог с таможенными органами, чтобы ускорить процесс оформления грузов.
Пассажирский терминал F мы законсервировали, тем самым сократив расходы на его эксплуатацию: электричество, тепло и т.д. Безвизовый режим и вступление в действие соглашения о Едином авиационном пространстве, без сомнения, ускорит и упростит приход в Украину новых авиакомпаний – в частности, лоукостов. Терминал F идеально подходит для таких перевозчиков. Правда, нужно будет пересмотреть ценовую политику. Сейчас мы обсуждаем этот вопрос и проводим расчеты для того, чтобы сделать этот комплекс привлекательным для бюджетных перевозчиков. Затем мы выйдем с соответствующим предложением на Министерство инфраструктуры.
Переговоры с новыми перевозчиками проводим довольно часто, поэтому хорошо понимаем, чего от нас ожидают наши потенциальные партнеры. В частности, представители Ryaniar на встрече озвучили такую мысль: для эффективной работы в Украине необходимы три составляющих - цена, действующее соглашение об Открытом небе и безвизовый режим. Все это позволит развивать новый сегмент рынка, когда возможность летать получат студенты или люди, которые на выходные запланировали отдых за рубежом. По опыту европейских аэропортов, базовые перевозчики после появления крупного лоукоста теряют в среднем не более 5% пассажиропотока, поскольку ориентируются на другой потребительский сегмент. Наш же аэропорт, по прогнозам Ryanair, может с их приходом получить дополнительно до 1 млн пассажиров в год.
Удалось ли разрешить спорные вопросы с поставщиками бортового питания относительно работы в аэропорту?
У нас нет никаких спорных вопросов с поставщиками питания, как и нет монополии на этом рынке. В аэропорту работают три компании: Do&Co Kyiv , Airo Catering, Royal Catering. Со всеми подписаны соглашения о допуске на рабочие площади в соответствии с технологией. Дискуссии в прессе относительно деятельности Airo Catering в «Борисполе» в основе своей имели разное понимание сторонами продления условий договора аренды. Предыдущий договор истек несколько лет назад. По мнению компании, он должен автоматически быть пролонгированным. Однако за период действия договора изменились многие законы, в том числе касающиеся данного вопроса. На сегодня все соглашения об аренде площадей госпредприятия нужно проводить через Фонд государственного имущества. Документы в Фонд уже направлены, сейчас проходит конкурсная процедура. Компания же в настоящее время работает по старому договору.
Насколько актуален сегодня вопрос строительства новой взлетно-посадочной полосы, о которой говорили два года назад?
Мы понимаем, что летная зона №2 требует реконструкции. Ежегодно мы тратим немалые средства на ее поддержание в надлежащем состоянии, плюс она сертифицирована по І категории ICAO – в отличие от летной зоны №1, имеющей ІІІ-А катергорию. Конечно же, для управления воздушным движением две полосы - это идеальный вариант, который дает больше возможностей для обслуживания взлетно-посадочных операций. У нас есть технико-экономическое обоснование предложения по летной зоне №2, разработанное "Украэропроектом". Но на сегодня оно утратило свою актуальность и требует уточнений. А предложений было много: строить ВПП со смещением, демонтировать существующую или же использовать ее как рулежную дорожку. В этом году мы планируем заказать обновленное ТЭО, после чего уже можно будет выходить на стадию проектирования.
Что касается финансирования, то все прекрасно понимают, что на средства из бюджета в нынешней ситуации рассчитывать не приходится. Поэтому строительство ВПП должно стать инвестиционным проектом. Нужно привлекать кредиты на длительный срок и под небольшие проценты. Сложно с точностью сказать, сколько денег потребуется на новую полосу. Все будет зависеть от того, какой будет категорийность, какое светосигнальное оборудование на ней установят, и множества других фактов.
Какова дальнейшая судьба Sky Taxi?
Этот проект был идеальным под Евро-2012. Он хорошо отработал чемпионат и вообще изменил уровень транспортного сервиса в аэропорту. Но этот проект для нас непрофильный и не прибыльный.
Мы государственное предприятие. Соответственно, мы должны четко соблюдать, к примеру, графики выхода водителей на работу. Если у частника водитель закреплен за машиной и выезжает по определенному расписанию — в моменты пиковой загрузки аэропорта, — то у нас люди должны выходить строго с 8:00 до 20:00 и с 20:00 до 8:00 независимо от того, есть пассажиры или нет. Автомобиль может простаивать, а мы все равно платим человеку зарплату. На этот парк у нас предусмотрен двойной штат водителей (смены). Все это расходы. Добавьте к этому страховки, ДТП, топливо, дополнительную инфраструктуру, диспетчеризацию. Поэтому кадровые изменения в руководстве службы, пересмотр тарифов, сокращение холостого пробега, к сожалению, ситуацию не спасают.
Как выйти из положения? Мы хотим оставить те же условия, торговую марку, логотип, выполнить все квалификационные требования, чтобы не потерять наработанный опыт. Но для улучшения финансовых результатов мы планируем провести конкурс и передать эти автомобили в аренду частной компании, которая сможет развивать этот бизнес. Мы досрочно закрыли лизинг и переоформили автомобили на себя. По предварительным подсчетам, сумма от аренды всех этих машин составит 400 тыс. грн в месяц, в год — порядка 5 млн грн. Но это уже доходы, которые мы можем использовать на развитие. Поэтому постараемся найти тот вариант, который позволит этот успешный в имиджевом плане проект сделать для аэропорта еще и прибыльным.