Политические противостояния, потрясшие Украину на рубеже 2013-2014 годов, не могли не отразиться на деловой жизни страны. Многие туристы – деловые и отдыхающие – заморозили свои поездки до лучших времен в связи с неопределенностью. Кроме того, сражения в центре столицы и появление "зеленых человечков" в Крыму, а также у восточных границ отпугнули от нашей страны иностранных туристов, которым власти настоятельно рекомендовали воздержаться от поездок. Как работает в таких непростых условиях бюджетная авиакомпания "Визз Эйр Украина", Центру транспортных стратегий рассказал ее руководитель Акош Буш.
Как отразились политические события на пассажиропотоке?
Влияние было очень сильным, и, как вы видите, нам пришлось принять соответствующие меры. Мы снизили предложение на направлениях из Киева и Донецка. Как это произошло? Сначала иностранные пассажиры перестали бронировать билеты. В определенный момент некоторые правительства обнародовали на своих сайтах сообщение, в котором не рекомендовали своим гражданам поездки в Украину. Кроме того, и сами украинцы сократили объемы бронирования. И это логично, особенно в отношении восточных областей. Когда люди не понимают, что завтра произойдет с их городом, их домами, их семьями, им становится не до путешествий. Соответственно, сильнее всего ситуация ударила по Донецку. Ощутили это и в Киеве, а меньше всего пострадала львовская программа.
Насколько сильным было падение?
Я не могу назвать точную цифру, но скажу, что в Донецке мы приостановили полеты на некоторых маршрутах, кроме одного – Донецк-Кутаиси. Из Киева мы приостановили рейсы в Дубай и временно снизили интенсивность на других линиях.
Каковы планы компании на будущее, исходя из сегодняшней ситуации?
Все зависит от того, как будут развиваться события. Сложно прогнозировать, что произойдет в политике и экономике. Если продолжится обесценивание гривны, то это также окажет значительное влияние на наш бизнес. Могу лишь сказать, что мы внимательно следим за рынком и, как только увидим изменения к лучшему, то снова рассмотрим возможность увеличения наших мощностей. Пока что в летний сезон мы будем работать на трех самолетах, два из которых будут базироваться в Киеве и один – во Львове.
Компания получила назначение на маршрут Киев–Лиссабон. Когда можно ожидать начала полетов?
Мы не включали его в текущее расписание, так как мы запрашивали больше направлений, а одного этого маршрута явно недостаточно для того, чтобы ввезти в Украину еще один самолет. И мы сказали Госавиаслужбе, что, если есть перевозчик, который готов работать на этой линии, то было бы правильнее отдать ее ему. В настоящее время мы не можем летать между Киевом и Лиссабоном, если только не получим больше назначений. Но мы их не получили.
Сколько назначений в итоге получила "Визз Эйр Украина"?
Мы получили право летать на маршруте Киев–Неаполь и сразу же объявили об открытии продаж.
Несмотря на рост предложения, непонятна судьба визового режима с Европой. Если он сохранится, то летать, как и раньше, смогут немногие
Как Вы оцениваете назначение нового главы Госавиаслужбы?
Это очень распространенная практика в Европе, когда руководить государственным регулятором назначают человека из отрасли. Я считаю это нормальным. Конечно же, все зависит от решений, которые будет принимать этот человек, и прозрачности структуры, которую он возглавляет. Мы знакомы с этим человеком. Хороший парень и знает отрасль! Я думаю, это главное.
Как, на Ваш взгляд, повлияет на отрасль присоединение Украины к Единому авиационному пространству ЕС?
Согласно заявлениям властей, договор полноценно заработает лишь в 2015 году. В этом году пройдет лишь формальная часть. Если все будет идти по плану, то это откроет много окон для нас, поскольку процесс выхода на маршруты значительно упростится, и рынок либерализуется. Это увеличит пассажиропотоки и предложение. Однако будут и определенные трудности. Несмотря на рост предложения, непонятна судьба визового режима с Европой. Если он сохранится, то летать, как и раньше, смогут немногие, так как возможности для поездок в ЕС будут ограничены. Кстати, это было одной из наших проблем в Донецке, так как людям нужно сражаться за визы и ехать в Киев. А затем начались политические события, которые внесли кардинальные изменения в наши планы.
Есть опасения, что с открытием европейского неба Wizz Air может ликвидировать дочернюю компанию в Украине за ненадобностью…
Мы не обсуждали этот вопрос, но лично я сомневаюсь в таком сценарии. Мы постепенно доросли до работы на пяти самолетах. Это большой рынок с населением в 46 млн человек. И потенциал по пассажиропотоку огромен: он может вырасти в 20 раз. И только это поддерживает необходимость держать здесь отдельную авиакомпанию. Кроме того, многое зависит от того, какую степень свободы предоставит нам соглашение о Едином авиационном пространстве. Если договор подпишут, но страна не вступит в ЕС, то разница в законодательстве и налогообложении сохранится. И есть еще масса подобных нюансов, которые говорят о необходимости оставить здесь отдельную авиакомпанию.