1. Ниже вы можете увидеть спутниковый снимок львовского железнодорожного вокзала.

1 Львов

Каждый, кто бывал на площади перед ним, никогда не забудет хаос парковки, сплошного бибиканья а-ля Калькутта, брусчатку, на которой можно легко подвернуть ногу, похожих на зомби таксистов ("такси! Такси недорого, куда едем? Такси-такси!"), полуразвалившиеся скамейки в сквере и вездесущих цыган. Это первое, с чем сталкиваешься, когда выходишь с вокзала.

Это на человеческом повседневном уровне. Если же взглянуть на карту более широко, то можно увидеть, что наш вокзал фактически отрезан от города - к нему ведет лишь тупиковая улица Чернивецкая и со всех сторон он окружен огромными техническими территориями - гектарами грузовых путей, локомотиворемонтным заводом и другими техническими сооружениями железной дороги. До улицы Городоцкой от вокзала – 600 метров, а до торгового центра Сундук с большим супермаркетом - почти километр.

Площадь Дворцовая в этой ситуации становится неким изолированным от внешнего мира котлом, в которой постоянно булькает наваристый бульон повседневной привокзальной жизни.

В этом плане интересно и поучительно посмотреть на аналогичные снимки железнодорожных вокзалов в других городах мира, поискать на них различия и закономерности. Приглашаю всех к общему просмотру.

2. Главным вокзалом столицы Каталонии считается построенный в 1970-х годах Barcelona Sants с двухуровневыми подземными перронами для путей разной ширины, многоуровневым паркингом, автобусной станцией и огромной стоянкой такси. Над всем этим хозяйством возвышается четырехзвездочный отель.

2 Барселона

3. Главный вокзал немецкого Берлина, который был открыт 2006 года, является настоящим шедевром инженерии - здесь и несколько уровней перронов в разных направлениях, и огромное ажурное накрытие и офисные помещения прямо над путями. Конечно, есть подземный паркинг на 860 мест. В середине много магазинов и кафешек.

3 Берлин

4. Берн, Швейцария. Значительно более скромный по масштабам вокзал с подземными перронами впервые был открыт в 1860-м, последняя реконструкция, если верить Википедии, завершилась в 2003-м (что сомнительно, потому что на панораме 2014-го вся территория в лесах и подъемных кранах). Есть трамвайное сообщение, рядом есть автобусная станция, также есть специальный рейс, который соединяет вокзал с аэропортом. Находится в плотной застройке с большим количеством магазинов и кафешек вокруг.

4 Берн

5. Бордо, Франция. Вокзал Gare de Bordeaux-Saint-Jean был открыт в центре города в 1898 году. Накрытие перронов построено по проекту Густава Эйфеля. Вокруг очень плотная дорожная сеть. Мимо вокзала проходит трамвайная линия и есть автобусные платформы.

5 Бордо

6. Братислава, Словакия. Нынешний вид здания сформировался в 1988-м году и ситуация здесь немного похожа на львовскую - до станции ведет лишь одна узкая тупиковая улица с разворотным кольцом для общественного транспорта и оставить машину практически негде.

6 Братислава

7. Вена, Австрия. Центральный вокзал Wien Hbf был капитально перестроен в последние годы и работы завершились буквально только что - в декабре 2015 года. В процессе реконструкции вместо двух перекрещенных тупиковых станций построили новую сквозную станцию на 16 путей. Также на новом вокзале есть около ста кафешек и магазинов и паркинг на 600 мест. Стоимость реконструкции составила 220 млн евро.

7 Вена

8. Катовице, Польша. Здесь фактически в одном комплексе с вокзалом есть большой шоппинг-молл с кафешками, кинотеатром и, конечно, подземным паркингом.

8 Катовице

9. Главный вокзал Кракова по польской традиции также совмещен с огромным торговым центром, где можно гулять хоть весь день. С противоположной стороны находится автобусная станция, а прямо над железнодорожными путями - парковка.

9 Краков

10. Ливерпуль, Великобритания. Интересный открытый тоннель, по которому поезда едут через город.

10 Ливерпуль

11. Лейпциг, Германия. На момент постройки он был крупнейшим вокзалом мира, и сейчас продолжает поражать размерами. Внутри много магазинов и кафешек, до центра города - рукой подать.

11 Лейпциг

12. Марсель, Франция.

12 Марсель

13. Милан, Италия.

13 Милан

14. Прага, Чехия. Через дорогу к вокзалу - многоуровневая развязка, соединенная с терминалом подземным переходом.

14 Прага

15. Филадельфия, США. Американский размах.

15 Филадельфия

16. Франкфурт, Германия.

16 Франкфурт

17. Цюрих, Швейцария.

17 Цюрих

18. Вашингтон, США.

18 Вашингтон

19. Вроцлав, Польша.

19 Вроцлав

20. Гамбург, Германия.

20 Гамбург

Какие закономерности можно сделать из увиденного? Я заметил следующее:

Практически везде вокзалы очень плотно интегрированы в структуру города - обычно городская жизнь начинается сразу за вокзальным порогом;

Очень развитая транспортная инфраструктура вокруг - плотная уличная сеть и все возможные виды общественного транспорта расположены максимально близко;

Шаговая доступность цивилизованной и качественной торговли, питания и развлечений - максимум через дорогу от вокзала, а преимущественно прямо в нем;

Экономное использование городской площади - ничего лишнего, только то, что нужно для качественного обслуживания пассажиров именно здесь. Все технические сооружения, сортировочные станции и тому подобные вещи вынесены за черту города, или на его окраину;

Четкое разграничение пешеходных потоков, общественного и частного транспорта.

Снимки вокзалов городов размещены в произвольном порядке, текст публикуется с сокращениями. Полную версию материала читайте на странице автора в сети ЖЖ: http://alex-shutyuk.livejournal.com/333249.html