1. Ниже вы можете увидеть спутниковый снимок львовского железнодорожного вокзала.
Каждый, кто бывал на площади перед ним, никогда не забудет хаос парковки, сплошного бибиканья а-ля Калькутта, брусчатку, на которой можно легко подвернуть ногу, похожих на зомби таксистов ("такси! Такси недорого, куда едем? Такси-такси!"), полуразвалившиеся скамейки в сквере и вездесущих цыган. Это первое, с чем сталкиваешься, когда выходишь с вокзала.
Это на человеческом повседневном уровне. Если же взглянуть на карту более широко, то можно увидеть, что наш вокзал фактически отрезан от города - к нему ведет лишь тупиковая улица Чернивецкая и со всех сторон он окружен огромными техническими территориями - гектарами грузовых путей, локомотиворемонтным заводом и другими техническими сооружениями железной дороги. До улицы Городоцкой от вокзала – 600 метров, а до торгового центра Сундук с большим супермаркетом - почти километр.
Площадь Дворцовая в этой ситуации становится неким изолированным от внешнего мира котлом, в которой постоянно булькает наваристый бульон повседневной привокзальной жизни.
В этом плане интересно и поучительно посмотреть на аналогичные снимки железнодорожных вокзалов в других городах мира, поискать на них различия и закономерности. Приглашаю всех к общему просмотру.
2. Главным вокзалом столицы Каталонии считается построенный в 1970-х годах Barcelona Sants с двухуровневыми подземными перронами для путей разной ширины, многоуровневым паркингом, автобусной станцией и огромной стоянкой такси. Над всем этим хозяйством возвышается четырехзвездочный отель.
3. Главный вокзал немецкого Берлина, который был открыт 2006 года, является настоящим шедевром инженерии - здесь и несколько уровней перронов в разных направлениях, и огромное ажурное накрытие и офисные помещения прямо над путями. Конечно, есть подземный паркинг на 860 мест. В середине много магазинов и кафешек.
4. Берн, Швейцария. Значительно более скромный по масштабам вокзал с подземными перронами впервые был открыт в 1860-м, последняя реконструкция, если верить Википедии, завершилась в 2003-м (что сомнительно, потому что на панораме 2014-го вся территория в лесах и подъемных кранах). Есть трамвайное сообщение, рядом есть автобусная станция, также есть специальный рейс, который соединяет вокзал с аэропортом. Находится в плотной застройке с большим количеством магазинов и кафешек вокруг.
5. Бордо, Франция. Вокзал Gare de Bordeaux-Saint-Jean был открыт в центре города в 1898 году. Накрытие перронов построено по проекту Густава Эйфеля. Вокруг очень плотная дорожная сеть. Мимо вокзала проходит трамвайная линия и есть автобусные платформы.
6. Братислава, Словакия. Нынешний вид здания сформировался в 1988-м году и ситуация здесь немного похожа на львовскую - до станции ведет лишь одна узкая тупиковая улица с разворотным кольцом для общественного транспорта и оставить машину практически негде.
7. Вена, Австрия. Центральный вокзал Wien Hbf был капитально перестроен в последние годы и работы завершились буквально только что - в декабре 2015 года. В процессе реконструкции вместо двух перекрещенных тупиковых станций построили новую сквозную станцию на 16 путей. Также на новом вокзале есть около ста кафешек и магазинов и паркинг на 600 мест. Стоимость реконструкции составила 220 млн евро.
8. Катовице, Польша. Здесь фактически в одном комплексе с вокзалом есть большой шоппинг-молл с кафешками, кинотеатром и, конечно, подземным паркингом.
9. Главный вокзал Кракова по польской традиции также совмещен с огромным торговым центром, где можно гулять хоть весь день. С противоположной стороны находится автобусная станция, а прямо над железнодорожными путями - парковка.
10. Ливерпуль, Великобритания. Интересный открытый тоннель, по которому поезда едут через город.
11. Лейпциг, Германия. На момент постройки он был крупнейшим вокзалом мира, и сейчас продолжает поражать размерами. Внутри много магазинов и кафешек, до центра города - рукой подать.
12. Марсель, Франция.
13. Милан, Италия.
14. Прага, Чехия. Через дорогу к вокзалу - многоуровневая развязка, соединенная с терминалом подземным переходом.
15. Филадельфия, США. Американский размах.
16. Франкфурт, Германия.
17. Цюрих, Швейцария.
18. Вашингтон, США.
19. Вроцлав, Польша.
20. Гамбург, Германия.
Какие закономерности можно сделать из увиденного? Я заметил следующее:
Практически везде вокзалы очень плотно интегрированы в структуру города - обычно городская жизнь начинается сразу за вокзальным порогом;
Очень развитая транспортная инфраструктура вокруг - плотная уличная сеть и все возможные виды общественного транспорта расположены максимально близко;
Шаговая доступность цивилизованной и качественной торговли, питания и развлечений - максимум через дорогу от вокзала, а преимущественно прямо в нем;
Экономное использование городской площади - ничего лишнего, только то, что нужно для качественного обслуживания пассажиров именно здесь. Все технические сооружения, сортировочные станции и тому подобные вещи вынесены за черту города, или на его окраину;
Четкое разграничение пешеходных потоков, общественного и частного транспорта.
Снимки вокзалов городов размещены в произвольном порядке, текст публикуется с сокращениями. Полную версию материала читайте на странице автора в сети ЖЖ: http://alex-shutyuk.livejournal.com/333249.html