Портал ЦТС на основании данных УЗ определил первую десятку крупнейших железнодорожных вокзалов Украины по пассажиропотоку за восемь месяцев этого года. Если взять ко вниманию данные за 2013 год, то лидеры расположатся практически в том же порядке. Исключением будут львовский и винницкий вокзалы. Так, по состоянию на конец августа львовский существенно опережал винницкий (1,8 млн против 714 тыс. пассажиров), хотя в 2013 году ситуация была кардинально противоположной. Тогда Винница практически вдвое опережала туристическую столицу Украины. 

Читайте также: Дворцы на путях: какой реформы ждут железнодорожные вокзалы Украины

Большинство из указанных в рейтинге вокзалов также являются памятниками архитектуры, гордостью городов и своего рода воротами, которые встречают прибывающих путников. Семь из десяти перечисленных ниже вокзалов были построены в 50-е годы прошлого столетия на месте разрушенных в ходе военных действий зданий. Киевский, ивано-франковский и львовский вокзальные комплексы уцелели, хотя и сильно пострадали. Капитальные реконструкции вокзалов последний раз проходили в конце 90-х - начале 2000-х годов. Отметим, что наибольшей популярностью пользуются вокзалы Юго-Западной и Львовской железной дороги: каждая имеет по три «призера» в нашем рейтинге. Кроме того, некоторые победители оказались вполне ожидаемыми.

10. Вокзал «файного міста». Тернополь-Пассажирский

Начинает десятку наиболее популярных вокзалов Украины станция «Тернополь-Пассажирский»: 352 тыс. пассажиров за восемь месяцев этого года (в 2013 году – 624 тыс. пассажиров). Нынешнее здание тернопольского вокзала построено в 1952 году по новой проектировке. Оба предыдущих здания, возведенные в австрийский период, были уничтожены в ходе мировых войн. За свою историю этот вокзал также успел побывать в управлении польских, советских, немецких и, наконец, украинских железных дорог.   Сегодня из Тернополя на поезде можно путешествовать в Москву, Софию, Белград, Будапешт и Братиславу.

Тернополь-Пассажирский - 352 тыс. пассажиров за восемь месяцев этого года

9. «Базар-вокзал». Хмельницкий

Услугами Хмельницкого вокзала за восемь месяцев 2014 года воспользовались 450 тыс. пассажиров (в 2013 году – 2,6 млн пассажиров). Многие едут в Хмельницкий на знаменитый вещевой рынок. Маршрут таких пассажиров краток: «базар-вокзал». Современное название станция получила в 1954 году следом за изменением названия города. Хмельницкий вокзал в советские времена перестраивали дважды – в начале 50-х и в 1984 году. После первой реконструкции на привокзальной площади был установлен памятник гетману Богдану Хмельницкому. В Хмельницком вы можете сесть на поезд до Москвы, Софии, Белграда, Будапешта или Братиславы.

8. Ворота в Карпаты. Ивано-Франковск

Вокзал Ивано-Франковска является одним из старейших в Украине, он всего лишь на 5 лет моложе львовского. Был построен еще во времена Австро-Венгерской империи. В текущем году через него было перевезено 461 тыс. пассажиров (в 2013 году – 673 тыс. пассажиров). До наших дней старое здание сохранило многие первоначальные черты, несмотря на существенное расширение в начале 20-го века. К сожалению, не сохранилась статуя крылатой богини, которая была установлена на куполе вокзала сразу после окончания строительства. В наши дни вокзал Ивано-Франковска является своеобразным перевалочным пунктом для туристов и любителей зимних видов спорта, которые направляются в Карпаты. Из Ивано-Франковска можно отправиться в Москву, Могилев и Софию.

Ивано-Франковск - 461 тыс. пассажиров за 8 месяцев

7. Подольский гигант. Винница

Восьмое место занял ж/д вокзал Винницы, принявший в этом году 714 тыс. пассажиров, хотя в минувшем году показатель был в разы больше – 6,1 млн пассажиров. Такое снижение пассажиропотока можно объяснить сокращением количества транзитных поездов. Отметим, что современный винницкий вокзал был открыт в 1952 году, и является четвертым в истории вокзальным комплексом. Предыдущие три были разрушены или видоизменены в разные годы. Вокзал расположен на пути следования большинства поездов заграничного соединения, которые проходят по территории Украины. Из винницкого вокзала можно отправиться в Москву, Санкт-Петербург, Кишинев, Софию, Белград, Будапешт, Братиславу и Минск.

Винница - 714 тыс. пассажиров за 8 месяцев

6. Врата западной столицы. Львов

В нынешнем году на Львовском ж/д вокзале побывало 1,8 млн пассажиров (в 2013 году – 3,3 млн пассажиров). Именно этот вокзал по праву считается исторически первым в Украине, поскольку был открыт еще в 1861 году. Однако современное здание было возведено только через полвека – в 1904 году. Некоторые туристы утверждают, что во львовском вокзальном комплексе их привлекает не столько само здание терминала, сколько большой металлостеклянный перронный дебаркадер, что придает станции европейский дух. Львов является значительным узлом, связующим Западную Украину с другими регионами страны. Также с вокзала можно отправиться в Москву, Краков, Софию, Белград, Петербург, Будапешт и Братиславу.

Через вокзал во Львове прошло 1,8 млн пассажиров за 8 месяцев

5. Жемчужина у Привоза. Одесса-Главная

Вокзал приморской Одессы занял почетное пятое место, приняв 4,9 млн пассажиров (в 2013 году – 7,8 млн пассажиров). Первое здание вокзала было разрушено в годы Второй мировой войны, а в 50-х годах прошлого столетия было заново отстроено по старым схемам. Отметим, что станция «Одесса-Главная» является тупиковой, а прибывающие поезда буквально упираются в здание вокзала. Совсем рядом находится известный всем рынок «Привоз». Также вокзал соседствует с районом Сахалинчик, который в 19-м веке был перевалочным пунктом для отправки заключённых в ссылку. Из Одессы можно путешествовать в другие города Украины, а также в Кишинев, Минск, Санкт-Петербург и Москву.

4,9 млн пассажиров прошло через вокзал Одессы за 8 месяцев

4. «Дворец металлургов». Запорожье I

В нынешнем году вокзал станции «Запорожье I» принял 5,9 млн пассажиров (в 2013 году – 8,8 млн пассажиров). Впервые ж/д станция в городе появилась в 1873 году и называлась Александровск I (по тогдашнему названию города). Однако старое здание вокзала было сожжено в ходе военных действий, а новое было отстроено лишь в 1954 году. В ходе революционных событий 1905 года вокзал стал эпицентром и последним оплотом вооруженного восстания рабочих Александровска. Кроме внутренних направлений, из Запорожья можно доехать до Москвы и Минска.

«Запорожье I» принял 5,9 млн пассажиров

3. Двуликий вокзал. Киев-Пассажирский

Как ни странно, но столичный вокзал оказался только на третьем месте, обслужив в этом году 6,3 млн пассажиров (в 2013 году – 11,7 млн пассажиров). Первый ж/д вокзал в Киеве был построен в конце ХІХ века, однако нынешнее здание в стиле украинского барокко появилось лишь в 1932 году. В 50-х годах был возведен Пригородный вокзал, и только в 2001 году появился Южный вокзал. Поэтому столичный вокзал состоит из вокзалов, соединенных между собой. Отметим, что здание станции «Киев-Пассажирский» – это первый большой ж/д вокзал, построенный в бывшем СССР. Кроме внутренних направлений, из Киева можно добраться до Москвы, Адлера, Белграда, Будапешта, Братиславы, Варшавы, Кисловодска, Кустаная, Минска, Санкт-Петербурга, Астаны, Кишинева и Софии.

Главный вокзал страны обслужил за 8 месяцев 6,3 млн пассажиров

2. Девятое чудо Харькова. Харьков-Пассажирский

Второе место досталось харьковскому вокзалу, который в этом году обслужил 8,5 млн пассажиров (в 2013 году – почти 15 млн пассажиров). Сам вокзал является гордостью горожан, ведь вместе с привокзальной площадью оно является девятым в списке 12-ти символов города. Современное здание, уже третье по счету, появилось в городе в 1952 году. Примечательно, что харьковский вокзал стал «главным героем» третьего фильма, снятого в Российской империи – «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (ноябрь 1896 года). Из Харькова поезда курсируют не только по Украине, но и в Москву, Адлер, Кисловодск, Кустанай, Астану, Баку, Санкт-Петербург, Барановичи и Белгород.

Харьков в этом году обслужил 8,5 млн пассажиров

1. Днепровский хаб. Днепропетровск-Главный

Вот уже несколько лет подряд наибольшее количество пассажиров в Украине пропускает главный вокзал Днепропетровска. Так, за восемь месяцев 2014 года вокзал обслужил 10,2 млн пассажиров. В 2013 году этот показатель составил 15,7 млн пассажиров. До 1926 года вокзал назывался Екатеринославским (по тогдашнему названию города). Современное здание вокзала было отстроено в 1951 году на месте разрушенного в годы Второй мировой войны. Отметим, что Днепропетровск является очень удобным пересадочным хабом. Он имеет сообщение со многими украинскими городами, а также с Москвой, Санкт-Петербургом, Кисловодском и Адлером.

Днепропетровск обслужил 10,2 млн пассажиров за 8 месяцев