22 июля после масштабного ремонта состоится официальное открытие Центрального автовокзала Киева. За несколько дней до этого ЦТС прогулялся по объекту вместе с директором компании "Укрпас" Максимом Скляренко. Компания занимается развитием этого объекта и еще более чем двух десятков автостанций в Киеве и области.
Максим один из тех, кто участвовал в создании первого в Украине крупного маркетплейса по продаже автобусных билетов онлайн. "Та же задача у нас здесь, потому что автовокзал продавал достаточно мало билетов сам. Задача - продавать самостоятельно", - рассказывает он.
Сама компания "Укрпас" была создана с участием тех же инвесторов, которые приватизировали "Киевпассервис" - "Бастион-групп" совместно с "Коммерческим индустриальным банком" и польским банком Pekao. Однако у компаний разные направления бизнеса: если "Киевпассервис" занимается сдачей в аренду площадей, то у "Укрпаса" более глобальная задача - создание сети современных автостанций и лидера по продаже билетов онлайн.
По словам Скляренко, если новации, внедряемые компанией на Центральном автовокзале Киева, приживутся, этот опыт будет масштабирован на другие автовокзалы и автостанции.
Расскажите о концепции развития автовокзала в целом.
Мы полностью поменяли здесь бизнес-модель. Фактически, мы хотим сделать "аэропорт для автобусов" - транспортный хаб, где все красиво и удобно, есть магазины, фудкорты. Но основная фишка - закрытые платформы. Вход на платформы будет только через турникеты - по посадочному талону с QR-кодом. С 1 октября на платформы не будет доступа ни у кого, кроме пассажиров и провожающих.
Мы идем осматривать платформы, мимо проходит мужчина в солнцезащитных очках.
Ну вот, например, молодой человек. Я их всех уже знаю в лицо. Знаете, как они работают? Например, проезд стоит 400 грн, а они продают человеку билет за 700, приводят его и садят в тот же автобус, что везет за 400. Но мы же не можем их поймать за руку, да и не имеем права.
То есть, в будущем с улицы пешеходам попасть на платформу будет невозможно?
Нет, они будут ограждены. Только через здание. Точно так же на выход есть раздвижная дверь, которая будет пропускать людей только в одну сторону. Снаружи будет построен забор.
Раньше у автовокзала было 12 платформ, сейчас - 30. Часть из них еще не крытые, но мы будем накрывать почти все. Пока что мы их просто заасфальтировали, часть отвели под отстой - потому что на данный момент хватает 12-ти платформ. Однако трафик растет, уже сейчас многие перевозчики заинтересованы, приходят новые, переходят с других автовокзалов.
На какой пассажиропоток рассчитываете?
Изначально этот автовокзал был рассчитан на пассажиропоток в 7 тыс. пассажиров в день. С точки зрения продаж 7 тыс. билетов в день - достаточно амбициозная цель. За полгода 2021 года у нас продано 27 тыс. билетов. Но вы должны понимать, что, кроме нас, продают и все остальные. Продают сами перевозчики. Так что трафика здесь намного больше.
А как тогда посчитать общий пассажиропоток?
Благодаря турникетам мы будем знать это точно. Я считаю, что если мы будем с Центрального автовокзала отправлять 2 млн человек в год, то это уже будет неплохо.
Как и внутри, так и снаружи здания автовокзала свежий ремонт, хотя работы еще не закончены. Тот тут, то там снуют рабочие, местами натыкаешься на стройматериалы, инструменты, строительный мусор. Работы здесь начались в октябре 2020 года и должны были закончиться еще весной, но, как мы видим, строители не укладываются в сроки. Тем не менее, разница по сравнению с тем, что мы видели здесь прошлой осенью - словно небо и земля. Сотрудники автовокзала говорят, что переделали практически все - от коммуникаций до фасада.
Читайте также Как модернизируют Центральный автовокзал Киева. Интервью с "Киевпассервисом"
Какой размер инвестиций в вокзал на данный момент и сколько всего планируется?
В сам вокзал вложено около 100 млн грн. Еще не менее 20 млн было вложено в различные IT-решения, в ближайший год еще около 70 млн планируем инвестировать в развитие онлайн маркетплейса по продаже билетов и собственных IT-решений. Когда была куплена компания ("Киевпассервис" - ЦТС), было понятно, что нужны собственные IT-решения и фактически уже больше года, с момента приватизации, инвесторы вкладывают в IT-решения и будут активно продолжать это делать дальше. Я бы сказал, что для успеха мы минимум наполовину должны стать IT-компанией.
У нас есть автостанционное решение, которое включает автоматизацию различных процессов, диспетчеризацию, заведение маршрутов и хранение инвентаря, обмен данными с перевозчиками и другими станциями, продажу через кассы и т. д. Для онлайн-продаж были нужны решения посложнее, особенно если мы хотим продаваться по всей Украине и Европе. И вот такое решение мы запустили буквально на днях. Это сайт, маркетплейс, который продает билеты как с наших автостанций, так и с других, а также напрямую от перевозчиков. Сейчас мы работаем над созданием облачного решения по управлению бизнесом для перевозчиков, будем постепенно его внедрять, учитывая их потребности.
То есть, в услугу по продаже билетов перевозчиков будет входить продажа и в кассах, и онлайн?
Да. Кстати, одной из новаций будет возможность бронирования билета в интернете и выкупа в кассе. Потому что большинство людей у нас как привыкли покупать в интернете? Они привыкли заказывать товар и потом забирать его на почте или в магазине. У нас мало кто платит карточкой всю сумму за товар сразу. Это вопрос доверия, а в случае с перевозками - еще и вопрос гибкости.
Объясните.
Проблемы с возвратом билетов возникают на всех онлайн-площадках. Что обычно делает онлайн-площадка? Она продает билет, в стоимости которого ее комиссия составляет 15%. Если человек передумал и не поехал, она возвращает деньги за билет. Но как бы заранее он это ни делал, всю стоимость ему уже не вернут. Свою комиссию, 15%, площадка оставляет себе. Они ведь продали билет и потратили деньги на маркетинг и т. д.
Здесь же мы можем предоставить пассажирам больше гибкости при бронировании и возврате билетов, плюс комфортное отправление с большой новой автостанции.
Несколько слов о комфорте внутри вокзала. К примеру, туалет - платный и находится за турникетом, однако пассажир с билетом сможет его посетить бесплатно.
Планируется автоматическая камера хранения, а также боксы для зарядки мобильных телефонов.
Внутри здания работают кондиционеры (сейчас это очень актуально), эскалаторы и лифт, у выходов на платформы имеются пандусы.
Также в здании вокзала уже работает гостиница с номерами нескольких категорий и платная VIP-зона ожидания, как в аэропорту.
Осматривая автовокзал внутри, отмечаем, что кассы расположены на втором этаже. На первом, по словам Скляренко, будут установлены терминалы самообслуживания.
Обсуждая проблемы пассажиров, затрагиваем тему льготных билетов. Дело в том, что перевозчики запрещают автостанциям продавать льготные билеты. Это не урегулировано законом и деньги им никто не возвращает, объясняет директор "Укрпаса". Кроме того, теоретически, один и тот же человек может купить не один билет…
Вы планируете вводить именные билеты?
У нас будут именные билеты - 100%. Но общегосударственный реестр льготников решил бы этот вопрос раз и навсегда. С точки зрения IT-решений - это несложно.
Что за перевозчики к вам перешли?
Gunsel, "Шалена черепаха", "Автотранзит", "Васильковавтостранс", "Транстемпо" мы вернули. Некоторые из них здесь уже были, но лет 10 назад ушли. У нас сейчас есть много перевозчиков, с которыми надо перезаключить договоры.
Как происходит привлечение новых перевозчиков?
Мы контактируем первыми пока что. Некоторые из старых перевозчиков настороженно к нам относятся, потому что они помнят старую систему работы автостанций. Ведь почему в Украине начал активно развиваться интернет-сегмент продажи автобусных поездок? Когда автостанции были государственные, то автостанции действовали по следующему принципу: перевозчик устанавливал свой тариф, а они с этого тарифа сначала брали 10% комиссии, а потом еще сверху накручивали 15-18%, в зависимости от типа и класса автостанции. В результате получалось, что от стоимости билета автостанция забирала себе порядка 28%. Но при этом на самих автостанциях никаких условий не создавалось. Туалеты были платные (хотя это должно было входить в автостанционный сбор), старые здания, антисанитария, не заасфальтированный дырявый подъезд, не оборудованные должным образом платформы…
Мы же говорим о совершенно других условиях работы. Наша система понятна и принята на рынке. Перевозчик называет свою цену, мы внутри берем комиссию 15% (как и большинство онлайн-площадок). Перевозчик и пассажиры будут пользоваться инфраструктурой автостанции, при этом перевозчик будет просто платить за заезд в зависимости от пассажироемкости. И отдельной услугой будет продажа билетов.
Чего мы точно не будем делать, в отличие от других онлайн-площадок, это продавать билеты нелегальных перевозчиков.
Есть мысли, что можно сделать с нелегальным перевозчиками (часть из которых "отаборились" прямо напротив вокзала)?
Мыслей много, но все они не от нас зависят. Это сложный рынок. Он все еще где-то полукриминальный. Процентов 30 рынка автобусных перевозок до сих пор находится в тени. И "тень" есть разная: есть совсем нелегальные перевозчики, и есть полулегальные. Последние - это лицензированные перевозчики, но которые ездят чаще, чем положено, нарушают маршруты и т. д.
Как с этим бороться? С помощью создания полноценной информационной системы на пассажирском транспорте, куда заносится и где хранится вся информация о перевозчиках, их транспортных средствах, автостанциях и легальных остановках, маршрутах и даже пассажирах. Дать доступ к ней, кроме данных о пассажирах, всем желающим. Тогда, к примеру, у дорожной патрульной полиции есть системы автоматического распознавания номерных знаков на постах. Нелегальные автобусы могли бы останавливать и штрафовать. Не сильно - тысячи на две гривен. Но после второго штрафа он не захочет ездить без лицензии и разрешения, потому что это будет экономически невыгодно. С помощью такой простой информатизации можно было бы легко остановить нелегальные перевозки.
Также с помощью такой системы можно создать простое решение, где человек в вайбере или простеньком приложении на мобильном сможет проверить по номеру автобуса, что это за перевозчик, легален ли он, есть ли у него лицензия, куда он едет.
У нас государство в состоянии войны. Для безопасности и борьбы с нелегалами было бы идеально внедрить единую информационную систему обеспечения безопасности на транспорте, в которой в режиме реального времени можно проверить, куда едет конкретный пассажир, сколько их едет в этом автобусе, кто его везет, выполняет этот автобус регулярную или нерегулярную перевозку и т. д.
С "серыми" автостанциями вам тоже приходится конкурировать?
Сейчас нет вообще никаких подзаконных актов, которые регулируют деятельность автостанций. В законе прописаны услуги, которые автостанция должна предоставлять пассажирам и перевозчикам. Но при этом нет никаких документов, которые определяют:
- как открыть автостанцию;
- кто определяет, это автостанция, или нет;
- какие маршруты она обслуживает;
- как она попадает в реестр и т. д.
То есть, образовался вакуум, "под шумок" которого автостанции начали возникать везде. Но что это за автостанции? Перевозчики либо трогаются с полосы движения общественного транспорта, либо ездят из-под мостов, с коммунальных парковок и т. д. Возникает очень много вопросов, связанных в том числе со страхованием пассажиров.
Этот рынок нуждается в перезапуске. Необходимо принять нормативно-правовые акты, которые позволили бы желающим открывать автостанции, но при этом гарантировали услуги, которые нужны пассажирам и перевозчикам. И конечно, кто-то должен это контролировать.
Напротив центрального входа в автовокзал - парковка, на которой традиционно набирают пассажиров нелегальные и полулегальные "бусики". В этот раз их почти нет, но замечаем остатки какой-то конструкции. Оказывается - это разрушенный МАФ и шлагбаум, которые тоже находились там незаконно.
Какова перспектива облагородить эту парковку?
Сейчас мы нашли понимание со стороны Национальной полиции. А вообще надеемся, что это будет гостевая парковка автовокзала. Люди должны иметь возможность приехать, высадить пассажиров, подождать.
Что касается торговли и общепита, то они внутри и рядом со зданием вокзала, конечно же, будут. На данный момент в здании Центрального автовокзала работает одна пиццерия, но планируется еще минимум один ресторан быстрого питания.
Вдоль прохода к автовокзалу напротив другого фастфуда, Макдональдса (который здесь работает уже давно), появятся магазинчики. Эту торговую галерею еще только монтируют.
Как планируете развивать другие киевские автостанции? Ведь у вас их 6 только в пределах столицы.
Мы потихоньку будем подтягивать их уровень услуг до уровня Центрального автовокзала. Часть перевозчиков готовы ездить с других наших автостанций. Например, с "Дачной" заинтересованы ездить те, кто следует в западном направлении (Ривне, Львов, Польша). Там нам нужно сделать удобный заезд с проспекта Победы (сейчас для заезда на автостанцию надо объезжать целый квартал). Мы анализируем эту возможность, однако нам придется организовать подвозку пассажиров со станций метро "Святошин" и "Житомирская". Она будет включена в стоимость билетов. Тогда мы сможем конкурировать с перевозчиками, которые берут пассажиров у станций метро.
Еще одна перспективная станция - "Южная". Там можно организовать такое же.
Но сначала мы хотим проверить свою бизнес-модель здесь, на Центральном автовокзале. Я имею в виду закрытые платформы, продажу онлайн и офлайн.
Читайте также Вырваться в Европу: Как Украина развивает приграничную дорожную инфраструктуру