На прошлой неделе "Киевпассервис", приватизированная в начале марта компания-владелец Центрального автовокзала столицы и ряда автостанции в Киеве и Киевской области, выступила с проектом модернизации вверенного ей автовокзала. По словам инвестора, компании "Бастион-групп", вскоре автовокзал "Киев" должен превратиться в современное и комфортное место отправления и прибытия автобусов. Заинтересовавшись идеей, ЦТС отправился на Центральный автовокзал, чтобы побольше узнать у предстоящей модернизации, а заодно - своими глазами увидеть, что из себя представляет вокзал сегодня.
Путь к автовокзалу от станции метро "Демеевская"
Сейчас добраться до автовокзала довольно просто - совсем рядом открыта станция метро "Демеевская". Те, кто путешествовал отсюда еще лет 10 назад, помнят, как неудобно было сюда доезжать раньше - от метро "Лыбедская" нужно было ехать наземным транспортом. Сейчас, выйдя из метро, достаточно "нырнуть" в подземный переход, и через несколько минут вы на месте. Однако подходя к автовокзалу, понимаешь, насколько сильно он нуждается в облагораживании. Запахи, реклама, хаотичное расположение киосков, даже "Макдональдс" - как из 90-х. Все это дополняют водители микроавтобусов, зазывающие пассажиров прямо напротив вокзала. Нелегальных микроавтобусов, как объяснил нам директор по маркетингу АО "Киевпассервис" Дмитрий Ожигов. Он устроил для ЦТС небольшую экскурсию по автовокзалу и рассказал о будущих метаморфозах.
Правильно ли мы понимаем, что инвестор модернизации автовокзала - "Бастион-групп"? Если да, то какие проекты в сфере строительства или инфраструктуры компания уже реализовала ранее?
Частично верно. 4 марта этого года Фонд Госимущества выставил на торги "Киевпассервис". В результате победила компания "Бастион-групп" (украинское подразделение чешской инвестиционной компании Imagrapera), заплатив за объект более 230 млн грн. Для данного инвестора "Киевпассервис" - первый крупный проект в Украине, в рамках которого предполагается строительство и модернизация инфраструктурных проектов.
Хочу отметить, что инвестиции в проект будут осуществляться компанией совместно с "Коммерческим индустриальным банком" (Украина) и банком Pekao S. A. (Польша).
Подход к автовокзалу выглядит загроможденным
Название "Киевпассервис" вы решили оставить и использовать как узнаваемую торговую марку?
Да. Это известный на рынке бренд. Мы планируем развивать автробусные перевозки, модернизировать автостанции и автовокзалы - то есть заниматься профильной деятельностью. Поэтому менять название не видим смысла.
Какие еще автовокзалы были переданы компании?
В Киеве, помимо Центрального автовокзала, компания также приобрела автостанции "Дарница", "Южная", "Подол", "Дачная", "Полесье".
В Киевской области - две автостанции в Белой Церкви, а также Тетереве, Богуславе, Кагарлыке, Иванкове, Володаре, Рокитном, Дымере, Тараще, Украинке, Ставище, Макарове, Мироновке, Яготине, Сквире, Тетиеве, Обухове.
Какую сумму инвестиций планируете направить на модернизацию Центрального автовокзала?
Инвестиции составят примерно 2 млн евро только на реконструкцию Центрального автовокзала. На наш взгляд, эти затраты обоснованы, так как на кону комфот и безопасность пассажиров.
Когда начнутся работы?
Модернизацию планируем начать уже в середине октября - с крыши помещения. На время модернизации автовокзал закрываться не будет, мы планируем проводить ремонты зонально. Предполагаем полностью завершить работы в марте 2021 года.
На какой пассажиропоток вы рассчитываете?
Сейчас пассажиропоток, к сожалению, невысокий. Это связано как с временными факторами - пандемией, так и со сформировавшимся рынком нелегальных перевозчиков, которые, к сожалению, существенно влияют на развитие рынка легальных перевозок и полностью "убивают" конкуренцию. Сейчас пассажиропоток в месяц составляет около 15 тыс. человек. После модернизации, а также в результате активной работы с перевозчиками, рассчитываем в течение первого года на его увеличение как минимум вдвое.
Также мы работаем над созданием сервиса-агрегатора по продаже билетов. С его помощью билет можно будет купить не только с автовокзала и автостанций Киева и области, но и с других городов Украины, в т. ч. в Европу. Планируем продавать билеты на более чем 400 тыс. направлений.
Прямо напротив Центрального автовокзала обосновались нелегальные перевозчики
Не секрет, что в свое время Центральный автовокзал покинули несколько крупных автобусных перевозчиков. Проводите ли вы переговоры по привлечению перевозчиков?
Переговоры ведутся постоянно. Недавно к нам вернулся международный перевозчик Gunsel. Считаем это большим успехом. Также мы заключили договоры с несколькими локальными перевозчиками. Надо отметить, что в последние несколько лет рынок автобусных перевозок претерпел существенные изменения. Многие перевозчики с вокзалов ушли. Вернуть их довольно сложно. Рассчитываем, что после модернизации у нас появятся новые аргументы для привлечения как старых, так и новых клиентов.
Что вы подразумеваете под "новыми аргументами"?
Новая инфраструктура, комфортабельные залы для пассажиров, комнаты отдыха для водителей, удобные комнаты матери и ребенка, дополнительные сервис. Все это должно сформировать новую культуру автобусных перевозок в Украине. По крайней мере, мы к этому стремимся.
Где будут располагаться фудкорты, торговые площади?
На первом этаже, помимо зоны ожидания рейсов, мы планируем разместить маркеты, где пассажиры смогут купить все необходимое перед поездкой. Еда, сим-карты, одежда. Также здесь останутся билетные кассы. На улице будет находиться фудкорт.
На втором этаже, кроме зоны фудкортов и зала ожидания, предусмотрены административные помещения. Сейчас этот этаж практически не задействован.
Площади под фудкорты мы будем распределять по результатам конкурсов. Планируем размещать лоты на нашем сайте, а все торги проводить в открытом доступе.
На 3 этаже разместим отель и зону ожидания повышенного комфорта.
Что хотелось бы отметить. На стенах и колоннах второго и третьего этажей нынешнего здания присутствуют авторские мозаики, посвященные путешествиям. Нам бы очень хотелось сохранить их. В новом проекте это предусмотрено.
Где будет располагаться отель?
Там же, где и сейчас - на третьем этаже здания. Сейчас он рассчитан на 19 номеров, плюс комната матери и ребенка. В основном комнаты используются водителями автобусов, которые отдыхают перед рейсами. После реконструкции он будет рассчитан на 30 номеров разных категорий.
Постояльцами будут только водители?
Мы рассчитываем на активное развитие перевозок, так что пассажиры тоже здесь смогут останавливаться.
Этажность не планируете увеличивать?
Нет. Конструкция здания останется неизменной.
Мозаику на 2-м и 3-м этажах автовокзала сохранят
Какие еще изменения ждут автовокзал после модернизации?
Вокзал существенно изменится в лучшую сторону, станет комфортнее. По всей территории будут размещены информационные табло. На каждом этаже появятся эскалаторы. Вся реклама на автовокзале тоже будет расположена локально. Под нее будут отведены специальные зоны.
А что по поводу удобства логистики? Не секрет, что за счет расположения Центральный автовокзал несколько проигрывает автостанциям, находящимся ближе к выезду из города (автобусы тратят время в городском трафике).
Это как посмотреть. С одной стороны, проигрывает, т.к. городские пробки часто увеличивают время в пути. С другой стороны, вокзал находится в центре города, где прекрасная транспортная развязка и куда удобно добираться пассажирам.
В будущем мы планируем сделать на территории автовокзала удобные подъезды, разделить въезд автобусов и легкового транспорта. Подъезды к самому автовокзалу - это уже компетенция городских властей.
В рамках переговоров с нашими зарубежными партнерами ни единого раза не возникал вопрос логистики. Практика размещения центральных вокзалов в центре города распространена в мире. В диалоге с ними возникает другой, более острый вопрос - массовое размещение стоянок, не имеющих на то законных оснований, откуда отправляются преимущественно нелегальные перевозчики.
Один из таких объектов находится прямо напротив входа. Поэтому дело, наверное, не в месте размещения, а в качестве предоставляемых услуг и безопасности поездки.
Не рассматриваете возможность прямого выхода из метро в автовокзал, как это часто делают в Европе?
От метро до автовокзала пешком всего 5 минут. Это действительно близко. По отдельному входу - пока переговоров не было.
Какие вокзалы будут следующими в очереди после Центрального киевского?
В ближайшее время планируем ремонтные работы на автостанциях "Южная" и "Полесье". Но пока это будут только косметические ремонты. Мы заинтересованы в развитии всех объектов, которые приобрела компания. Глобальная модернизация требует глобальных инвестиций. Это есть в планах. А пока хотим успешно завершить наш пилотный проект.