О необходимости создания Реестра морских и речных судов Украины говорят давно. Ведь о каком статусе Украины как морской державы может идти речь, если количество судов, зарегистрированных под украинским флагом, год от года уменьшается? Позитивным опытом в вопросе привлечения судов под свои флаги из постсоветских стран могут похвалиться Грузия и Молдова. Украина, к сожалению, пока ограничивается лишь заявлениями на уровне Министерства инфраструктуры. 

Большинство экспертов отрасли сходятся во мнении, что решить проблему можно только в комплексе. Наряду с устранением законодательных преград (речь идет о пресловутой ст. 32 КТМ Украины, запрещающей повесить на судно украинский флаг, если в уставном фонде компании-судовладельца присутствует иностранный капитал), так и об упрощении процедур, связанных с регистрацией судов (сегодня средний срок регистрации судна под украинским флагом составляет от 20 до 30 рабочих дней, в то время как в Грузии или Молдове похожую операцию можно завершить за 1-5 рабочих дней). 

Первый шаг в этом направлении был сделан еще в прошлом году, когда в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в ст. 32 КТМ Украины, которым предлагалось исключить норму относительно обязательного присутствия украинского капитала в уставном фонде компании-судовладельца. Несмотря на важность законопроекта для морской отрасли, он «потерялся» в парламентских стенах и так и не попал в зал. Вторая попытка была предпринята в конце апреля 2015 года, когда группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №2712 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (относительно содействия развитию судоходства в Украине)». Этот законопроект получил положительную оценку Главного научно-экспертного управления Верховной Рады и даже был включен в повестку дня Верховной Рады восьмого созыва. 

Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 32 КТМ Украины (в части исключения нормы о запрете на присутствие иностранного капитала в уставном фонде судовладельца) и ст. 131 КТМ Украины, исключив норму о необходимости получения разрешения Минтранса на выполнение каботажных рейсов иностранными судами. Осталась самая малость – внести законопроект в зал и проголосовать его. Более того, за двадцать лет действия КТМ правительство так и не смогло принять порядок получения разрешения на каботаж иностранными судами. При этом отсутствие четкого нормативного регулирования в этом вопросе создает дополнительную почву для коррупции.  

Следующим шагом должна стать разработка законопроекта о международном реестре судов, который позволит вешать украинский флаг на иностранные суда. По этому пути пошли Грузия и Молдова, которые смогли значительно нарастить свой флот за последние 10 лет. 

Совсем недавно на карте мировых морских держав появилась Республика Молдова, которая благодаря правильной государственной политике из года в год продолжает наращивать свой флот. Как известно, статус морской державы Молдова получила из рук украинского правительства. В 1996 году после начала строительства молдавской стороной нефтетерминала Украина высказала свое недовольство, поскольку объект фактически находился на украинской территории. В итоге был предложен вариант, при котором Молдова получила более 400 метров береговой полосы и выход к морю через Дунай, а Украина получает в собственность отрезок автотрассы на молдавской территории Одесса — Рени (7,77 км) в районе села Паланка. Соответствующее соглашение (дополнительный протокол) было подписано в 1998 году. В итоге строительство терминала было закончено в 2006-м, Молдова стала морской державой, получив собственный флот и выход к Черному морю. Однако обещанный участок дороги остается молдавским, предоставляя украинскому транспорту лишь право транзитного движения с возможностью пересечения границы в упрощенном порядке.

Стремительное развитие молдавского флага берет свое начало в 2003 году, когда парламент Молдовы внес ряд изменений в КТМ, благодаря которым флаг Молдовы стал открытым для судовладельцев-нерезидентов. 

Стремительное развитие молдавского флага берет свое начало в 2003 году, когда парламент Молдовы внес ряд изменений в КТМ, благодаря которым флаг Молдовы стал открытым для судовладельцев-нерезидентов. Таким образом, иностранные физические и юридические лица получили право регистрировать свои суда под флагом республики. При этом было принято решение освободить судовладельцев от уплаты налогов и таможенных пошлин. На сегодняшний день власти Молдовы создали благоприятные условия для иностранных судовладельцев, которых привлекают за счет низкого регистрационного сбора, быстрой процедурой продления или аннулирования регистрации, выдачи документов, а также отсутствия возрастных ограничений для регистрации судна (например, самым старым судном является т/х «Tighnabruaich», 1957 года постройки).

Зачастую последняя возможность особенно привлекает судовладельцев, которые планируют утилизировать свое судно. Согласным данным World Shipping Register, на сегодняшний день под флагом Молдовы зарегистрированы 206 морских судов и все благодаря своему единственному порту на Дунае – Джурджулешты. Согласно данным ежегодного отчета ООН United Nations Conference on Trade and Development, за период с 2007 по 2015 года объем грузов, перевозимых молдавскими судами, увеличился с 17 000 тыс. тонн (DWT) до 935 тыс. тонн, что является максимальным показателем по динамике роста среди стран Черноморского региона. Для примера, за аналогичный период Украина показала отрицательную динамику – с 1 136 тыс. тонн до 477 тыс. тонн, что неразрывно связано с уменьшением численности украинского флота.   

Другим примером удачной политики по привлечению иностранных судовладельцев и расширению торгового флота на постсоветском пространстве является Грузия. В этой стране помимо национального создан международный реестр морских судов, который является открытым для иностранных судовладельцев. Грузинский флаг также привлекает низким регистрационным сбором, упрощенной и ускоренной процедурой регистрации (до 10 дней) отсутствием налогообложения для иностранных судовладельцев.

На период с 2000 до 2010 года приходится наибольший рост грузинского флота за счет иностранных судовладельцев. Однако с 2010 года грузинские власти взяли курс на ужесточение требований по безопасности судоходства и приведение законодательства к европейским стандартам.  Благодаря таким мерам в 2014 году комитет Парижского меморандума повысил рейтинг грузинского флага с уровня высокого («черного») до среднего («серого») уровня риска с точки зрения соблюдения международных требований по безопасности судоходства. В свою очередь такие меры вызвали предсказуемый отток иностранных судовладельцев и уменьшение грузинского флота.   

Следует отметить, что мировые лидеры в сфере судоходства (Панама, Либерия, Гонконг) также применяют принцип открытого реестра, что в совокупности с другими преференциями для судовладельцев создает благоприятный климат для увеличения численности флота и развития судоходства в целом. Открытие реестра судов сможет привлечь судовладельцев под украинский флаг, что в свою очередь обеспечит рост украинского торгового флота и позволит увеличить поступления в государственный бюджет, которые судовладельцы, в том числе украинские, уплачивают на ежегодной основе в бюджеты других стран. 

Руководитель практики морского права ЮФ "АНК", адвокат Артем Волков, адвокат ЮФ "АНК" Сергей Неделько