После решения Кабмина о прекращении международного пассажирского авиасообщения, март для украинских авиакомпаний превратился в месяц вывоза украинцев из-за границы. Авиакомпания SkyUp Airlines вернула из-за рубежа более 20 тыс. граждан Украины, выполнив более 100 вывозных рейсов. Теперь, когда большая часть тех, кто хотел и мог вернуться в Украину авиационным путем, уже на родине, SkyUp последовала мировой тенденции и переключилась на грузовые перевозки. О том, как происходила эвакуация украинцев из разных уголков мира, и как компания планирует преодолеть период кризиса в авиации, мы поговорили с ее генеральным директором Евгением Хайнацким.
Какое количество флота SkyUp сейчас задействовано и что происходит с остальными самолетами?
В данный момент в программе грузоперевозок мы задействовали 3 самолета и уже готовим четвертый. Грузы возятся во всех багажных отсеках, плюс часть груза медицинского характера перевозится в салоне воздушного судна. Особенность перевозок грузов состоит в том, что эти самолеты не могут перевозить пассажиров - мы их задействуем только под грузоперевозки.
Что касается оставшихся ВС, один самолет сейчас находится на C-сheck, в апреле-мае по программе подготовки к летнему периоду у нас запланирована остановка на ТО четырех самолетов. То есть, в ближайшие два месяца по два самолета у нас будут становиться на техническое обслуживание.
Таким образом, из 11 имеющихся самолетов, которые базируются в аэропорту Борисполь, четыре будут задействованы под грузовые рейсы, два постоянно будут на А-сheck. Оставшиеся самолеты мы готовы задействовать в случае возобновления специальных пассажирских рейсов.
То есть, вы их держите наготове?
Да. На сегодня наши самолеты не консервировались. Мы видим, что для них есть работа. Не так давно, буквально неделю назад, мы завершили программу вывозных рейсов, а сейчас выполняем грузовые перевозки. В понедельник (6 апреля - ЦТС) были рейсы во Франкфурт: мы вывозили с территории Украины дипломатические миссии. Эти перевозки разрешены - гражданам иностранных государств покидать территорию Украины можно. Там были и канадцы, и австралийцы, и граждане стран ЕС, которые во Франкфурте пересели на стыковочные рейсы и полетели каждый в свою страну. Как раз-таки под такие рейсы и для вывоза иностранных граждан у нас самолеты готовы всегда.
Из 11 имеющихся самолетов, которые базируются в аэропорту Борисполь, четыре будут задействованы под грузовые рейсы, два постоянно будут на А-сheck. Оставшиеся самолеты мы готовы задействовать в случае возобновления специальных пассажирских рейсов.
И много таких рейсов?
Мы сотрудничаем со всеми посольствами иностранных государств, которые к нам обращаются. Мы делали много специальных рейсов по возврату граждан Украины, и дипучреждения других стран ранее уже обращались к нам. Спецрейсами, которыми мы возвращали в Украину своих граждан, мы также по договоренности с посольствами и консульствами вывозили из страны иностранцев. Причем в довольно большом количестве - суммарно около 2 тысяч человек. Сейчас эти же посольства и консульства снова обращаются к нам. Мы проводим переговоры и на коммерческой основе осуществляем такие рейсы по запросу официальных дипломатических органов.
Обратно эти самолеты возвращаются пустыми?
Да. Например, в понедельник так и было. Поскольку граждане Украины не могут попасть в Украину авиационным путем в связи с карантином, обратно эти два самолета, к сожалению, вернулись пустыми.
В последние дни авиакомпания довольно активно занимается гуманитарными перевозками. Куда вы уже летали? Какие рейсы планируете в ближайшее время?
Все рейсы, которые мы сейчас выполняем, это рейсы по перевозке медицинского обмундирования, оборудования и препаратов. Они выполняются из Китая в Украину. Мы уже выполнили несколько рейсов в город Сямень, сегодня (9 апреля - ЦТС) вылетел рейс из Пекина. Планируются рейсы в Гуанчжоу, Ченджу, - то есть туда, где собирается груз и откуда грузоотправители готовы его отправлять.
Все это коммерческие рейсы, которые формируются в координации с органами государственной власти.
Получается, что, по сути, заказчиком ваших услуг являются частные компании, а не государство?
Частные компании обращаются к нам напрямую, а профильные ведомства координируют, отслеживают информацию. Когда частная компания, например, заказала перевозку масок у компании SkyUp, то Министерство здравоохранения должно понимать, в какой регион Украины эти маски следуют, и где еще есть потребность в них. Мы получаем заказ не от МОЗ (или другого государственного ведомства). Заказчиками таких рейсов являются частные компании, либо организации (такие, как Красный Крест).
Я уточню, что имела в виду, задавая этот вопрос. Когда в новостях появляется сообщение о том, что в Украину прилетел самолет с гуманитарным грузом, читатель это воспринимает так, будто этот груз поступил в пользу государства и будет распределен между больницами, органами местной власти и т. д.
У нас государство не заказывает рейсы. Наверное, действительно некорректно называть эти рейсы гуманитарными, ведь гуманитарные рейсы предполагают заказ со стороны государства. У нас нет специальных рейсов по заказу государственных органов. Все рейсы, которые мы выполняем, - коммерческие. Но государство заинтересовано в том, чтобы эти грузы были быстро доставлены.
У нас государство не заказывает рейсы. Наверное, действительно некорректно называть эти рейсы гуманитарными, ведь гуманитарные рейсы предполагают заказ со стороны государства.
Поэтому нам и Министерство иностранных дел помогает с разрешениями. Без него мы бы, наверное, долго согласовывали с китайскими властями возможности выполнения таких рейсов. Потому что у Китая "стоит" очередь из самолетов, ведь все страны мира начали возить оттуда грузы. Мы как бизнес-структура взаимодействуем с государственными органами, однако это только обмен информацией и помощь в организации рейсов.
У вас были рейсы не только в Китай. Нам известно, что SkyUp также привозил грузы из Швейцарии и Австрии.
Верно. Это точно также были коммерческие рейсы. Перевозка грузов в багажниках.
Мы беремся за любую работу, если заказчик оплачивает перевозку.
Это было медоборудование?
Из Швейцарии у нас было медоборудование по заказу Красного Креста. Другие рейсы - это коммерция. Мы беремся за любую работу, если заказчик оплачивает перевозку.
Насколько рентабельно использовать пассажирские суда для перевозки грузов?
У нас есть себестоимость рейса. Компания по этой себестоимости планирует хоть пустыми выполнить рейс по перевозке из пункта А в пункт Б - либо пассажиров, либо груза, если это не запрещено законодательно или со стороны производителя. Вы можете заказать у нас рейс, заплатить деньги, и не полететь. А мы полетим туда и назад, даже если самолет будет пустым.
А как быть с циклами и оплатой летного времени?
Мы берем деньги у заказчика в том числе за это. Поэтому нам все равно - летим мы на Boeing на 189 мест и везем пассажиров и груз, или везем только груз. Себестоимость рейса одинаковая.
Во сколько обходится простой нелетающего флота в Борисполе, если не секрет?
Учитывая, что мы не законсервировали наши самолеты, то есть, они находятся на поддержании технического обслуживания, для SkyUp условия содержания и хранения самолетов не изменились по сравнению с обычным периодом. Единственное, что у нас увеличиваются простои ВС. У нас есть контракты со всеми аэропортами, по которым предусмотрено, сколько стоит стоянка воздушного судна на перроне.
Консервация - это другое, она предусматривает длительное хранение в особых условиях. Мы пока с аэропортом Борисполь такие условия не обсуждали, потому что все наши самолеты готовы быть задействованы в любой момент.
Все самолеты SkyUp находятся в Борисполе?
Да. Когда региональные аэропорты начали закрываться, мы все наши самолеты, которые базировались в Харькове, Запорожье и Львове, перебазировали в Борисполь.
Эвакуационные рейсы - это рейсы для перевозки граждан, которые были заказаны и оплачивались государством. Таких рейсов компания SkyUp выполнила всего два.
В сообщениях компании часто используется термины "эвакуационные рейсы" и "специальные рейсы". Чем они отличаются?
Эвакуационные рейсы - это рейсы для перевозки граждан, которые были заказаны и оплачивались государством. Таких рейсов компания SkyUp выполнила всего два. Один - это знаменитый рейс в Ухань в феврале, заказчиком которого выступило Министерство инфраструктуры Украины. Есть договор, был проведен соответствующий тендер, по результатам которого SkyUp было назначено выполнить такой рейс. Второй эвакуационный рейс - в Венецию в марте.
Специальные рейсы - это коммерческие рейсы, которые авиакомпания назначила по собственной инициативе. Мы их инициировали, понимая, что там есть наши граждане, установили специальную цену билета - независимо от количества реализованных билетов все места на данном рейсе стоили одинаково.
Наши расчеты были простыми: берем стоимость рейса, делим на количество кресел, добавляем аэропортовый сбор. Получается цена Х. Если бы загрузка была и туда, и обратно, то эту цену нужно было бы разделить на два. Например, наш рейс в Берлин. Если бы у нас был полный самолет из Киева в Берлин и обратно, то цена для пассажиров была бы не 169 евро, а ровно в два раза ниже.
Хотелось бы подчеркнуть, что за специальные рейсы авиакомпания SkyUp от государства никаких компенсаций не получит, поскольку билеты на них пассажиры покупали самостоятельно.
С начала карантинных мероприятий из всех отечественных авиакомпаний SkyUp вывезла из-за границы больше всех украинцев. Но часть этих пассажиров компания вывезла в сотрудничестве с аффилированным туроператором Join Up! Их вы тоже включаете в статистику?
SkyUp перевезла за время эвакуации более 20 тыс. пассажиров на эвакуационных и спецрейсах. Чартерные рейсы по возврату туристов в эту цифру не входят. Это, опять-таки, были не заказанные государством рейсы. Когда появилась информация о закрытии границ, в МИУ собирались авиакомпании и туроператоры и решали, как мы будем возвращать туристов. Не пассажиров, которые самостоятельно находились за границей, а именно туристов, которые были официально отправлены на отдых чартерными рейсами украинскими перевозчиками. Это были МАУ, Windrose, SkyUp и "Азур Эйр Украина". Все эти авиакомпании завезли наших граждан в Египет, Бангкок, Дубай, Доминиканскую Республику и т. д.
Согласно правилам, если авиакомпания на чартерном рейсе завезла пассажира, она обязана его и вернуть. Так вот, разделяя на все четыре авиакомпании, только в Египте наших граждан было порядка 30-35 тысяч. У компании SkyUp вместе с аффилированным туроператором Join UP! в Египте находилось порядка 12,5 тыс. туристов, которых мы вернули в Украину. Естественно, туристы не платили за эти перелеты, потому что в данном случае Join UP! выполнял свои обязательства. Остальных туристов перевезли МАУ, Windrose и "Азур". С 17 по 20 марта все авиакомпании вывозили украинских туристов.
Из Украины рейсы летели пустыми и перевозчикам понадобилось изыскивать собственные средства для того, чтобы забрать туристов. По этим "холостым" перегонам идет обсуждение возможных компенсаций государством для всех без исключения перевозчиков, которые выполняли такие рейсы.
По этим “холостым” перегонам идет обсуждение возможных компенсаций государством для всех без исключения перевозчиков, которые выполняли такие рейсы.
Всего по миру на отдыхе находилось 14220 туристов Join UP!, 12500 из них - в Египте (их на отдых отвез SkyUp). Помимо Египта, порядка 1700 туристов туроператора находились в ОАЭ, Доминиканской Республике, Таиланде, на Бали, Мексике. Они улетали туда разными авиаперевозчиками. И вот тут Join UP! тоже искал возможность их вернуть. В результате часть людей возвращалась в Киев через различные хабы, до которых они добирались другими авиакомпаниями, а из хабов туристов забирал SkyUp.
Вы говорили, что ежедневно получаете от пассажиров около 3 тысяч заявок в связи с отменой рейсов. Как работаете с обращениями?
Когда мы говорили про 3 тысячи обращений в день - речь шла о вопросах эвакуационных рейсов. Что происходило с нашим колл-центром в марте? В пиковые периоды у нас было до 13 тысяч обращений в день. Всего за март было обработано 157 тысяч звонков. Учитывая, что наш колл-центр - это 30 рабочих мест круглосуточно и до 50 человек в дневное время, можно понять, какая нагрузка была на колл-центр. Это нереальные цифры. Когда я их увидел, я понял, что наши операторы - герои.
Всего за март было обработано 157 тысяч звонков... Сейчас ежедневно получаем 5-6 тысяч обращений.
На сегодняшний день количество звонков уменьшилось, но все равно мы ежедневно получаем 5-6 тысяч обращений. Люди звонят и спрашивают: "А что делать, если карантин продлится?"; "А как будут переноситься рейсы?" и т. д. А мы не можем им сказать: "Звоните нам после 24 апреля". Так что эти звонки обрабатываются. Параллельно к нам поступают вопросы о том, будут ли еще специальные рейсы для возврата граждан Украины.
Давайте перейдем к тому, что требуют эти люди. Многие ли хотят непосредственно возвращения денег?
Конечно. Есть те, кто требует вернуть деньги, есть люди, которые с пониманием относятся к ситуации и хотят перебронировать перелеты, уточнить условия. Сейчас оценить объем средств, которые необходимо вернуть, либо количество билетов, которые нужно перебронировать, очень тяжело, потому что ситуация меняется каждый день. Я могу сказать, что это оценивается не в десятках тысяч долларов. Это гораздо большие суммы, которыми мы оперируем каждый день и которые каждый день меняются.
Какая у вас ситуация с персоналом в компании в связи с карантином?
Сейчас действительно очень много персонала из-за невозможности перемещения по городу работает удаленно, часть находится в отпусках. Мы понимаем, что летный состав не задействован в том объеме, в котором необходимо было бы, но на сегодня мы не говорим ни про сокращения, ни про другие глобальные изменения, которые мы видим во многих европейских авиакомпаниях. Мы оцениваем то, как компания сможет прожить карантин, и что она будет делать после него. Потому что сократить людей можно легко и быстро, а вот восстановить коллектив, чтобы вернуть наши объемы, будет тяжело. Поэтому, вероятнее всего, будут применяться меры по сокращению рабочего времени, часть людей в рамках законодательства какой-то период будет находиться дома за свой счет. Есть много методов, и каждый мы будем применять зависимо от ситуации и наших планов.
Как решаете вопрос с поддержанием навыков пилотами?
Это важный вопрос. Все пилоты проходят постоянную тренажерную подготовку, обучение, в т. ч. теоретическое. По тренажерной подготовке уже есть правила, разработанные Европейской Ассоциацией Гражданской Авиации. На период кризиса в Европейском Союзе разрешено продление действующих лицензий пилотов на 4 месяца без тренажерной подготовки. Госавиаслужба Украины взяла в разработку такой же документ, и, насколько мне известно, в ближайшие дни он выйдет. То есть, лицензия экипажей всех авиакомпаний Украины будет поддерживаться на протяжении какого-то промежутка времени. Это будет либо 4 месяца как в ЕС, либо 1-2 месяца. Посмотрим, каким будет решение ГАСУ.
Что касается теоретической подготовки, есть учебные центры, проводящие обучение удаленно. Включили компьютер, прослушали лекцию, потом приехали, расписались и получили необходимые сертификаты.
Каков ваш "план Б" на случай, если карантин затянется?
"План Б" - искать работу, как мы делаем сейчас. Если бы мне три недели назад сказали, что SkyUp будет возить грузы на пассажирских самолетах, я бы подумал, что это шутка. А сегодня мы уже выполнили 6 таких рейсов (по состоянию на 9 апреля - ЦТС) и на ближайшие дни планируем еще 5. Если у нас появится возможность перевезти граждан Украины, которые хотят вернуться домой (а таких, по нашим сведениям, более 15 тысяч), мы всегда готовы предоставить самолет на тех же условиях спецрейсов, как мы уже делали. То есть, мы ищем работу, за которую можем взяться.
К нам уже обращаются по вопросам грузоперевозок иностранные компании. Их уже достаточно много, потому что грузовых самолетов в мире катастрофически не хватает. У нас есть иностранные заказы, и мы готовы возить грузы из Китая, в том числе в Европу, потому что европейские авиакомпании не справляются.
Через несколько дней мы выполним первый рейс по перевозке медицинского груза в Италию из Китая. Уже подписан контракт на 3 коммерческих рейса. Также мы ведем переговоры с Германией, странами Балтии.
Можете конкретизировать?
Например, через несколько дней мы выполним первый рейс по перевозке медицинского груза в Италию из Китая. Уже подписан контракт на 3 коммерческих рейса. Также мы ведем переговоры с Германией, странами Балтии, которые запрашивают у нас такие перевозки. У нас уже есть заявки на ближайшие несколько недель, и я думаю, что мы будем продолжать выполнять грузовые рейсы. Потом мы, возможно, уже подберемся и к смягчению карантина, и к открытию границ с какими-то странами…
В том, что с нашей компанией ничего не случится, - мы уверены. Потому что мы работаем. Мы быстро подстраиваемся под новые реалии. Есть компании, которые поставили самолеты "на прикол" и ждут, когда закончится карантин, но мы не такие.
Читайте также Время "грузовиков": Как транспортная авиация захватила небо