Вспышка коронавирусной инфекции в мире привела к повышенному спросу на оперативную доставку товаров медицинского назначения. Поэтому неудивительно, что именно в это неспокойное время, на фоне приземления большинства пассажирских лайнеров, грузовая авиация вышла из тени и оказалась востребована как никогда.
Основной вектор движения товаров - с востока на запад. Самолеты, заполненные тест-системами для выявления COVID-19, средствами индивидуальной защиты и медицинским оборудованием, постоянно курсируют между Китаем/Южной Кореей и Европой, а также Северной и Южной Америкой. Это, в свою очередь, означает и то, что товарооборот по воздуху с другими континентами пострадал - ведь все силы брошены на борьбу с пандемией.
Еще в марте в Lufthansa заявили о том, что cargo-подразделение перевозчика в связи с высоким спросом намерено использовать пассажирские Boeing 747. В аэропорту Схипхол (Амстердам) отмечают, что, если до начала пандемии принимали 35 грузовых рейсов в день, то сейчас их количество удвоилось.
Золотое время для украинских тяжеловесов
Украине в этом контексте тоже есть, что сказать. Для экипажей "грузовиков" "Антонова", особенно Ан-124 "Руслан", последние недели - по-настоящему горячее время. Самолеты украинских "Авиалиний Антонова" (как, впрочем, и российской "Волга-Днепр") сейчас в буквальном смысле нарасхват. Правда, работают украинские "Русланы" пока только за границей - государство не зафрахтовало их для таких необходимых доставок "гуманитарки" в Украину.
Самый свежий пример - 8 апреля Ан-124 "Авиалиний Антонова", доставил медицинский груз из Китая в Данию. Интересно, что этот рейс был организован датскими властями совместно с судоходной компанией Maersk (проект так и называется - Maersk Bridge).
В промежутке между 28 и 31 марта 5 украинских "Русланов" привозили аналогичные грузы в Грецию, Испанию, Лиссабон и Чехию. Вчера вечером один из них вернулся из итальянского Неаполя. Отметим, что Ан-124 зафрахтованы и задействованы в программе Strategic Airlift International Solution (SALIS) под эгидой НАТО. Тут не лишним будет упомянуть, что Североатлантический Альянс широко использует для "антикоронавирусных" перевозок и военно-транспортные самолеты стран-участников.
Возвращаясь к украинским транспортникам, отметим, что в ближайшие дни в Польше ожидают поставку гуманиратного груза из Китая украинским супергигантом Ан-225 "Мрия". Последний как раз завершает тестирование новой системы управления. Известно, что самолет будет зафрахтован польскими корпорациями KGHM и Grupa Lotos. В "Антонове" ЦТС подтвердили данную информацию, однако пока не разглашают подробностей относительно даты и аэропортов, между которыми будет осуществлена доставка. Вместе с тем, польские чиновники уже сообщили, что самолет прилетит в Варшавский аэропорт им. Шопена 14 апреля, называется даже точное время - 9:30. Среди прочего, он доставит 7 млн медицинских масок и защитные костюмы. Всего речь идет о доставке 400 т грузов. Если все они "достанутся" "Мрие", то самому большому грузовому самолету придется выполнить несколько рейсов, учитывая, что такие грузы, как маски и респираторы, достаточно объемные.
"Конверсия" пассажирских лайнеров
Что уж говорить о грузовых перевозчиках, если для транспортировки товаров все активнее используются пассажирские суда. Например, о росте спроса на доставку грузов в эту среду заявили во flydubai. flydubai Cargo уже выполнило 44 рейса, которые перевезли 146 тонн гуманитарных грузов. Компания выделила 6 пассажирских Boeing 737-800 для перевозок товаров в багажных отделениях, а также рассматривает возможность использования салонов на некоторых направлениях.
Для пассажирских перевозчиков всемирный тренд по переориентации на грузовые перевозки означает кратковременную, но все же возможность хоть как-то смягчить финансовые последствия от сокращения пассажирских перевозок и закрытия государственных границ. Директор по коммуникациям Flightradar24 Ян Петченик отмечает, что перевозчики становятся "весьма изобретательны" в новых условиях. Товары теперь доставляют не только в багажных отделениях ВС, но и на пассажирских креслах. Некоторые компании уже даже успели сертифицировать специальные чехлы, ремни и боксы для перевозки товаров в салонах пассажирских самолетов. Кроме того, нередко для дальних рейсов используют не подходящий для этого узкофюзеляжный флот.
Так, один из крупнейших европейских лоукостеров, Wizz Air, активно использует свой флот, состоящий из среднемагистральных пассажирских Airbus A320 и А321, как для репатриации венгров (в том числе из-за океана), так и для доставки гуманитарных грузов из Китая. Данные Flightradar24 говорят о том, что компания ежедневно выполняет по несколько карго-рейсов. Летают венгры с промежуточной посадкой в Нур-Султане. Тут, кстати, стоит отметить, что так делают и некоторые другие европейские авиакомпании, а потому аэропорт казахстанской столицы на время "коронакризиса" превратился в своеобразный хаб для "грузовиков".
Wizz Air отправляет в Китай ежедневно сразу несколько самолетов - обычно три, иногда - четыре. По пути в КНР самолеты лоукостера пересекают в том числе воздушное пространство Украины. На скриншоте, ниже можно увидеть, как вчера, 8 апреля, три самолета возвращались из Китая, а один только направлялся из аэропорта Будапешта в Нур-Султан и дальше в Поднебесную.
А на скриншоте, сделанном споттером Виталием Трубниковым во вторник, можно увидеть одновременно семь А321neo Wizz Air, курсирующих между Венгрией и Китаем.
"Необычный рейс потребовал тщательной подготовки. Экипаж сделал остановку для дозаправки в столице Казахстана Нур-Султане по пути в Китай и две остановки - в Иркутске, Россия и Нур-Султане - на обратном пути. Успешное и безопасное завершение поездки потребовало задействовать четырех пилотов", - рассказали в Wizz Air о первом опыте перевозки медицинских грузов из Шанхая в конце марта.
Похожая ситуация наблюдается и в США. Как сообщает консалтинговая компания CAPA, по состоянию на 6 апреля United Airlines выполнила 40 чартерных грузовых рейсов, используя пассажирские Boeing 777 и 787. Delta Airlines три раза в неделю выполняет грузовые рейсы между Детройтом и Шанхаем на Airbus A350, доставляя хирургические маски, перчатки, халаты, защитное снаряжение. American Airlines сконцентрировалась на грузовых перевозках между своим хабом в Далласе и Франкфуртом. Southwest также запустила чартерные рейсы, предназначенные только для грузов, выполняемые Boeing 737.
Не отстают от зарубежных коллег и украинские авиакомпании. О частичной переориентации на грузовые гуманитарные перевозки заявили два крупнейших отечественных авиаперевозчика - МАУ и SkyUp. И если первая пока только готовится к выполнению таких рейсов, то вторая уже активно работает сразу по нескольким направлениям - возит грузы из Китая (с дозаправкой в казахстанском городе Алматы) и осуществляет поставки из Вены и Женевы (в том числе для Общества Красного Креста).
Не медикаментами едиными
Правда, не медикаментами едиными живет сегодня авиационное сообщество. Например, на днях из Украины и Португалии в Израиль отправились самолеты израильской авиакомпании El Al с грузом… куриных яиц. Религиозные израильтяне, которых коронавирус застал врасплох накануне праздника Песах, скупили в магазинах все яйца, и оказалось, что без помощи извне образовавшийся спрос никак не удовлетворить. Во вторник из Киева и Лиссабона в Тель-Авив вылетели три партии по 600 тысяч яиц (одна из Украины, две из Португалии), закупленных компанией M.Lasser - крупнейшим местным поставщиком данной продукции. Мало того, хрупкий груз полетел в Израиль пассажирскими судами, в том числе в салонах.
Также на днях о расширении работы заявили в Qatar Airways Cargo. Поскольку весь грузовой флот Qatar Airways уже задействован, для перевозки скоропортящихся продуктов из Индии и Австралии грузовое подразделение авиалиний будет использовать пассажирский флот. Таким образом катарцы рассчитывают увеличить еженедельный товарооборот с этими странами на 20%.
В Украине тоже есть свой пример - так, грузовая авиакомпания "Элерон" начала выполнять международные перевозки грузов для "Укрпошты" - сначала летали из Киева в Ригу, а теперь и из Львова - в столицу Латвии. Причем, для львовской воздушной гавани этот опыт международных грузоперевозок стал новым и пришелся весьма кстати в услових приостановки пассажирских рейсов. В Мининфраструктуры Украины уже успели заявить, что в дальнейшем из Львова предусматриваются грузовые рейсы в Польшу, Чехию, Финляндию, Бельгию, Беларусь, Германию, Грузию, Израиль, Азербайджан.
В столичном аэропорту Борисполь констатируют, что за март количество обработанных грузов снизилось по сравнению с прошлым годом. Причина в том, что до карантина основной объем грузов попадал в Борисполь в пассажирских самолетах. Грузовые перевозки никогда не были приоритетными для этого аэропорта и возможности его грузового терминала сильно ограничены.
"Но в карантинное время ситуация существенно изменилась. Из-за ограничений воздушного движения во время карантина сегодня на первое место по грузообороту выходят или непосредственно грузовые компании, или компании, которые перепрофилировали пассажирские воздушные суда на перевозку грузов", - заявили в Борсполе в четверг.
В то же время, тот факт, что спрос на некоторые виды грузов вырос, вовсе не означает, что грузовые перевозчики сейчас в плюсе. К примеру, FedEx уже заявила о взятом полуторамиллиардном кредите для укрепления резервов и сокращении выплат для топ-менеджеров. В компании констатировали, что пандемия негативно повлияла на спрос на ее высокомаржинальные услуги между предприятиями. В то же время, низкорентабельные услуги по доставке выросли из-за резкого роста объема электронной торговли в результате социального дистанцирования, однако этого роста недостаточно для того, чтобы компенсировать потери в В2В секторе.
Читайте также Флот на карантине: Как авиакомпании решают вопрос со стоянкой для самолетов
(Заглавное фото - spotters.net.ua/Petr Beran)