Вспышка коронавирусной инфекции в мире привела к повышенному спросу на оперативную доставку товаров медицинского назначения. Поэтому неудивительно, что именно в это неспокойное время, на фоне приземления большинства пассажирских лайнеров, грузовая авиация вышла из тени и оказалась востребована как никогда.

Основной вектор движения товаров - с востока на запад. Самолеты, заполненные тест-системами для выявления COVID-19, средствами индивидуальной защиты и медицинским оборудованием, постоянно курсируют между Китаем/Южной Кореей и Европой, а также Северной и Южной Америкой. Это, в свою очередь, означает и то, что товарооборот по воздуху с другими континентами пострадал - ведь все силы брошены на борьбу с пандемией.

Еще в марте в Lufthansa заявили о том, что cargo-подразделение перевозчика в связи с высоким спросом намерено использовать пассажирские Boeing 747. В аэропорту Схипхол (Амстердам) отмечают, что, если до начала пандемии принимали 35 грузовых рейсов в день, то сейчас их количество удвоилось.

Золотое время для украинских тяжеловесов

Украине в этом контексте тоже есть, что сказать. Для экипажей "грузовиков" "Антонова", особенно Ан-124 "Руслан", последние недели - по-настоящему горячее время. Самолеты украинских "Авиалиний Антонова" (как, впрочем, и российской "Волга-Днепр") сейчас в буквальном смысле нарасхват. Правда, работают украинские "Русланы" пока только за границей - государство не зафрахтовало их для таких необходимых доставок "гуманитарки" в Украину.

Самый свежий пример - 8 апреля Ан-124 "Авиалиний Антонова", доставил медицинский груз из Китая в Данию. Интересно, что этот рейс был организован датскими властями совместно с судоходной компанией Maersk (проект так и называется - Maersk Bridge).

В промежутке между 28 и 31 марта 5 украинских "Русланов" привозили аналогичные грузы в Грецию, Испанию, Лиссабон и Чехию. Вчера вечером один из них вернулся из итальянского Неаполя. Отметим, что Ан-124 зафрахтованы и задействованы в программе Strategic Airlift International Solution (SALIS) под эгидой НАТО. Тут не лишним будет упомянуть, что Североатлантический Альянс широко использует для "антикоронавирусных" перевозок и военно-транспортные самолеты стран-участников.

Возвращаясь к украинским транспортникам, отметим, что в ближайшие дни в Польше ожидают поставку гуманиратного груза из Китая украинским супергигантом Ан-225 "Мрия". Последний как раз завершает тестирование новой системы управления. Известно, что самолет будет зафрахтован польскими корпорациями KGHM и Grupa Lotos. В "Антонове" ЦТС подтвердили данную информацию, однако пока не разглашают подробностей относительно даты и аэропортов, между которыми будет осуществлена доставка. Вместе с тем, польские чиновники уже сообщили, что самолет прилетит в Варшавский аэропорт им. Шопена 14 апреля, называется даже точное время - 9:30. Среди прочего, он доставит 7 млн медицинских масок и защитные костюмы. Всего речь идет о доставке 400 т грузов. Если все они "достанутся" "Мрие", то самому большому грузовому самолету придется выполнить несколько рейсов, учитывая, что такие грузы, как маски и респираторы, достаточно объемные.

Перевозка грузов медицинского назначения в салоне самолета.

"Конверсия" пассажирских лайнеров

Что уж говорить о грузовых перевозчиках, если для транспортировки товаров все активнее используются пассажирские суда. Например, о росте спроса на доставку грузов в эту среду заявили во flydubai. flydubai Cargo уже выполнило 44 рейса, которые перевезли 146 тонн гуманитарных грузов. Компания выделила 6 пассажирских Boeing 737-800 для перевозок товаров в багажных отделениях, а также рассматривает возможность использования салонов на некоторых направлениях.

Для пассажирских перевозчиков всемирный тренд по переориентации на грузовые перевозки означает кратковременную, но все же возможность хоть как-то смягчить финансовые последствия от сокращения пассажирских перевозок и закрытия государственных границ. Директор по коммуникациям Flightradar24 Ян Петченик отмечает, что перевозчики становятся "весьма изобретательны" в новых условиях. Товары теперь доставляют не только в багажных отделениях ВС, но и на пассажирских креслах. Некоторые компании уже даже успели сертифицировать специальные чехлы, ремни и боксы для перевозки товаров в салонах пассажирских самолетов. Кроме того, нередко для дальних рейсов используют не подходящий для этого узкофюзеляжный флот.

photo_2020-04-06_23-21-48 (2)

Так, один из крупнейших европейских лоукостеров, Wizz Air, активно использует свой флот, состоящий из среднемагистральных пассажирских Airbus A320 и А321, как для репатриации венгров (в том числе из-за океана), так и для доставки гуманитарных грузов из Китая. Данные Flightradar24 говорят о том, что компания ежедневно выполняет по несколько карго-рейсов. Летают венгры с промежуточной посадкой в Нур-Султане. Тут, кстати, стоит отметить, что так делают и некоторые другие европейские авиакомпании, а потому аэропорт казахстанской столицы на время "коронакризиса" превратился в своеобразный хаб для "грузовиков".

Wizz Air отправляет в Китай ежедневно сразу несколько самолетов - обычно три, иногда - четыре. По пути в КНР самолеты лоукостера пересекают в том числе воздушное пространство Украины. На скриншоте, ниже можно увидеть, как вчера, 8 апреля, три самолета возвращались из Китая, а один только направлялся из аэропорта Будапешта в Нур-Султан и дальше в Поднебесную.

7700

А на скриншоте, сделанном споттером Виталием Трубниковым во вторник, можно увидеть одновременно семь А321neo Wizz Air, курсирующих между Венгрией и Китаем.

92052388_10222956653850925_7107449500762898432_o

"Необычный рейс потребовал тщательной подготовки. Экипаж сделал остановку для дозаправки в столице Казахстана Нур-Султане по пути в Китай и две остановки - в Иркутске, Россия и Нур-Султане - на обратном пути. Успешное и безопасное завершение поездки потребовало задействовать четырех пилотов", - рассказали в Wizz Air о первом опыте перевозки медицинских грузов из Шанхая в конце марта. 

Похожая ситуация наблюдается и в США. Как сообщает консалтинговая компания CAPA, по состоянию на 6 апреля United Airlines выполнила 40 чартерных грузовых рейсов, используя пассажирские Boeing 777 и 787. Delta Airlines три раза в неделю выполняет грузовые рейсы между Детройтом и Шанхаем на Airbus A350, доставляя хирургические маски, перчатки, халаты, защитное снаряжение. American Airlines сконцентрировалась на грузовых перевозках между своим хабом в Далласе и Франкфуртом. Southwest также запустила чартерные рейсы, предназначенные только для грузов, выполняемые Boeing 737.

91315853_2831538790296127_8349636226965307392_n

Не отстают от зарубежных коллег и украинские авиакомпании. О частичной переориентации на грузовые гуманитарные перевозки заявили два крупнейших отечественных авиаперевозчика - МАУ и SkyUp. И если первая пока только готовится к выполнению таких рейсов, то вторая уже активно работает сразу по нескольким направлениям - возит грузы из Китая (с дозаправкой в казахстанском городе Алматы) и осуществляет поставки из Вены и Женевы (в том числе для Общества Красного Креста).

Погрузка партии яиц на борт "Дримлайнера" El Al в Португалии.

Не медикаментами едиными

Правда, не медикаментами едиными живет сегодня авиационное сообщество. Например, на днях из Украины и Португалии в Израиль отправились самолеты израильской авиакомпании El Al с грузом… куриных яиц. Религиозные израильтяне, которых коронавирус застал врасплох накануне праздника Песах, скупили в магазинах все яйца, и оказалось, что без помощи извне образовавшийся спрос никак не удовлетворить. Во вторник из Киева и Лиссабона в Тель-Авив вылетели три партии по 600 тысяч яиц (одна из Украины, две из Португалии), закупленных компанией M.Lasser - крупнейшим местным поставщиком данной продукции. Мало того, хрупкий груз полетел в Израиль пассажирскими судами, в том числе в салонах.

Также на днях о расширении работы заявили в Qatar Airways Cargo. Поскольку весь грузовой флот Qatar Airways уже задействован, для перевозки скоропортящихся продуктов из Индии и Австралии грузовое подразделение авиалиний будет использовать пассажирский флот. Таким образом катарцы рассчитывают увеличить еженедельный товарооборот с этими странами на 20%.

В Украине тоже есть свой пример - так, грузовая авиакомпания "Элерон" начала выполнять международные перевозки грузов для "Укрпошты" - сначала летали из Киева в Ригу, а теперь и из Львова - в столицу Латвии. Причем, для львовской воздушной гавани этот опыт международных грузоперевозок стал новым и пришелся весьма кстати в услових приостановки пассажирских рейсов. В Мининфраструктуры Украины уже успели заявить, что в дальнейшем из Львова предусматриваются грузовые рейсы в Польшу, Чехию, Финляндию, Бельгию, Беларусь, Германию, Грузию, Израиль, Азербайджан.

В столичном аэропорту Борисполь констатируют, что за март количество обработанных грузов снизилось по сравнению с прошлым годом. Причина в том, что до карантина основной объем грузов попадал в Борисполь в пассажирских самолетах. Грузовые перевозки никогда не были приоритетными для этого аэропорта и возможности его грузового терминала сильно ограничены.

004

"Но в карантинное время ситуация существенно изменилась. Из-за ограничений воздушного движения во время карантина сегодня на первое место по грузообороту выходят или непосредственно грузовые компании, или компании, которые перепрофилировали пассажирские воздушные суда на перевозку грузов", - заявили в Борсполе в четверг.

В то же время, тот факт, что спрос на некоторые виды грузов вырос, вовсе не означает, что грузовые перевозчики сейчас в плюсе. К примеру, FedEx уже заявила о взятом полуторамиллиардном кредите для укрепления резервов и сокращении выплат для топ-менеджеров. В компании констатировали, что пандемия негативно повлияла на спрос на ее высокомаржинальные услуги между предприятиями. В то же время, низкорентабельные услуги по доставке выросли из-за резкого роста объема электронной торговли в результате социального дистанцирования, однако этого роста недостаточно для того, чтобы компенсировать потери в В2В секторе.

Читайте также Флот на карантине: Как авиакомпании решают вопрос со стоянкой для самолетов

(Заглавное фото - spotters.net.ua/Petr Beran)