До пандемии коронавируса в воздухе по всему миру постоянно находились не менее 20 тысяч воздушных судов. Хранить такое количество самолетов где-либо, кроме неба, где они приносят доход, проблематично.
Игра в "музыкальные стулья"
Резкое распространение коронавирусной инфекции в течение нескольких недель практически парализовало воздушное движение по всему земному шару. Первыми пострадали азиатско-тихоокеанские перевозчики, затем ограничения коснулись загруженного воздушного движения Европы и Америки. Авиакомпаниям пришлось оперативно решать вопросы с возвратом билетов и репатриацией пассажиров, а также - с парковкой значительной части флота. Как пишет CNN, все это похоже на игру в "музыкальные стулья", и как только прекратился рев моторов, перевозчикам пришлось в срочном порядке искать места для хранения своих воздушных судов.
(Фото - АР)
В США Delta Airlines уже пришлось приземлить как минимум половину своего парка - более 600 самолетов и ускорить списание старого флота - MD-88/90, Boeing 767.
Австралийская Qantas временно "поставила на прикол" 150 самолетов, включая A380, Boeing 747 и 787. Перевозчик говорит, что с аэропортами и правительством ведутся переговоры о парковке этих самолетов.
В Германии Lufthansa Group снижает количество мест на дальних маршрутах до 90%. В расписании немецкого перевозчика с 29 марта по 24 апреля объявлено об отмене в общей сложности 23 тыс. рейсов на короткие, средние и дальние расстояния.
Северно-западная ВПП аэропорта Франкфурт закрыта - теперь здесь припаркованы самолеты Lufthansa (фото - twitter.com/lufthansaNews)
Крупнейший лоукостер Европы Ryanair остановил все полеты как минимум до июня.
Примерно то же самое в большей или меньшей мере сейчас претерпевает каждый европейский и американский авиаперевозчик. Что же делать с таким количеством приземленного флота?
Журналисты CNN выяснили, что "парковка" самолета в аэропортах - весьма дорогостоящее мерояприятие. Так, в крупных европейских хабах такая услуга может стоить до 285 долларов в час.
Материальные сложности, связанные с приземлением тысяч самолетов, усложняются техническими требованиями, выдвигаемыми для хранения самолетов. Чтобы гарантировать, что они будут храниться таким образом, чтобы вернуться к обслуживанию в идеальном состоянии, когда рейсы возобновятся, требуется своего рода процесс "авиационного бальзамирования". Он включает в себя слив различных жидкостей, зачехление двигателя, защиту внешних элементов, иллюминаторов и шин, наряду с другими задачами, характерными для каждого самолета. Если самолет припаркован и не обслуживается, расходы на него снижаются.
Самолеты, припаркованные в Варшавском аэропорту им. Шопена (фото - pasazer.com)
Шанс для предприимчивых
В Австралии бывший вице-президент Deutsche Bank Том Винсент более десяти лет назад открыл в городе Алис-Спрингс хранилище под названием Азиатско-Тихоокеанское авиационное хранилище (APAS). Сейчас оно находится в процессе расширения пропускной способности с нынешних 30 самолетов до 70. "Климатические условия идеально подходят для сохранения ценных авиационных активов при крайне низкой влажности. Хранение в условиях высокой влажности, таких как Азия, может иметь очень неблагоприятные последствия для самолета, например, коррозию двигателя", - говорит он.
Хранилище APAS в Австралии
По мнению Винсента, его предложение может заинтересовать авиакомпании, базирующиеся рядом с эпицентром первой вспышки COVD-19 - то есть, из Юго-Восточной Азии.
Хранилище предлагает целый ряд программ хранения, от относительно краткосрочной парковки от 3 до 6 месяцев - до долгосрочных программ. Ведь пока неизвестно, сколько времени пройдет, пока не будут сняты ограничения на поездки и будет восстановлен спрос на полеты.
Засушливый климат также создал благоприятные условия для хранения ВС на Юго-Западе США. Там свои услуги авиаперевозчикам предлагает Pinal Airpark - бывший военный аэродром, предоставляющий широкий спектр услуг по хранению и интенсивному техническому обслуживанию широкофюзеляжных коммерческих самолетов. Там средние ставки ежемесячной платы за парковку находятся в диапазоне, который сегментируется по весовым категориям воздушных судов - от 56 до 300 долл. США в месяц. Кроме того, в Pinal Airpark работают компании-арендаторы, которые предоставляют универсальные услуги по обслуживанию самолетов.
Самолеты Delta Airlines в Pinal Airpark (фото - АР)
Что касается мест для стоянки в аэропортах, то, как правило, аэропорт сдает землю в аренду компаниям-хранилищам, которые затем предоставляют услуги хранения конечному потребителю. Однако бывает и по-другому.
Например, в аэропорту Копенгагена было принято оригинальное решение для создания новых парковочных мест. Две из трех взлетно-посадочных полос аэропорта были временно выведены из эксплуатации и используются для размещения самолетов вместе с рулежными дорожками. По состоянию на 19 марта воздушная гавань столицы Дании обслуживала примерно на 58% меньше взлетов и посадок.
Аэропорт Копенгагена (фото - Lauren O'Neil)
В данный момент в аэропорту Каструп для взлетов и посадок действует ВПП 22L/04R. Дэн Мейнке, начальник управления движением рассказал CNN, что при существующей схеме там рассчитывают на двух деактивированных взлетно-посадочных полосах разместить около 60 самолетов, в дополнение к 80 ВС, которые обычно припаркованы на обычных стоянках аэропорта.
"Наша схема хранения самолетов предназначена для того, чтобы предоставить авиакомпаниям максимально возможную гибкость при поиске одного самолета, когда он необходим для эксплуатации или технического обслуживания. Такая гибкость несколько снижает общую пропускную способность, но если авиакомпании запрашивают больше парковочных мест, мы можем динамически изменить схему", - говорит Майнке.
Украина: хватит места и своим, и чужим?
Украинские авиакомпании также не миновала печальная участь: несколько перевозчиков все еще выполняют отдельные рейсы по возвращению в страну граждан Украины, однако уже к концу недели любые перевозки пассажиров прекратятся.
Согласно ресурсу flightradar24, по состоянию на 27 марта "на приколе" в Борисполе находятся не менее 24 воздушных судов авиакомпании МАУ, 5 - "Азур Эйр Украина", 4 - Windrose. Еще по одному Embraer-145 и Airbus A320 Windrose ожидают полетов в аэропорту Днепропетровск.
Второй столичный аэропорт - Жуляны - стал временным "домом" для трех Airbus A320 венгерской авиакомпании Wizz Air, также там ожидает возобновления полетов Ан-74 "Мотор Сичи".
Самолеты Wizz Air в Жулянах (фото - Виталий Несенюк)
В Борисполе ЦТС сообщили, что в данный момент заняты порядка 70% стоянок, правда, общее их число раскрывать не стали, ссылаясь на секретность информации. В аэропорту Киев ответили, что из около 80 стояночных мест для самолетов заняты примерно треть.
В других аэропортах, судя по данным flightradar24, загрузка стояночных мест незначительная.
Читайте также Сядут все? Как коронавирус влияет на авиацию Европы и Украины
При подготовке текста использованы материалы CNN. Перевод ЦТС