С конца января текущего года "Укрзализныцей" управляет уже второй руководитель в статусе исполняющего обязанности - на смену Желько Марчеку в середине апреля пришел Иван Юрик. Период для ж/д монополиста сейчас непростой - приостанавливались пассажирские перевозки, объемы грузоперевозок снижаются, с грузоотправителями не удается достичь консенсуса относительно нового договора на перевозки, а часть персонала УЗ переведена на 4-дневную рабочую неделю.  Тем временем наблюдательный совет АО УЗ в неспешном темпе продолжает отбор кандидатов на должность нового главы компании - в июле обещают завершить собеседования с претендентами, после чего единственного оставшегося кандидата еще должен будет утвердить Кабмин.

Иван Юрик работает в "Укрзализныце" уже два года - с июня 2018 года он входил в состав наблюдательного совета компании в качестве представителя государства. А в июне прошлого года стал членом правления АО УЗ, где отвечал за привлечение инвестиций и работу с потенциальными инвесторами. 

В апреле этого года, когда в разгар карантина правительство возложило на Юрика временное исполнение обязанностей главы правления "Укрзализныци", ему была поставлена задача - имплементировать антикризисный план и стабилизировать компанию. Сам новоиспеченный руководитель УЗ анонсировал, что "будет предлагать новые кадровые решения".

Какие меры были приняты для сохранения ликвидности компании, на какие финансовые результаты в УЗ рассчитывают по итогу года, что с кадровой политикой, подавался ли он сам на конкурс по отбору главы компании - Иван Юрик рассказал в эксклюзивном интервью ЦТС.  

 

Вы возглавляете компанию несколько месяцев. Какими были ваши основные задачи на это время? 

Кризис начался в середине марта. Тогда первоочередным заданием было стабилизировать компанию и подготовиться к кризису. Через месяц меня назначили исполняющим обязанности и ответственность стала еще больше. Это время я был сосредоточен на имплементации антикризисного плана, чтобы справиться с первоочередными вызовами. 

В чем заключается этот план? 

Наш антикризисный план направлен в первую очередь на структурные изменения по расходной и доходной частям. Главный фокус сейчас - на операционной ликвидности. Вызов, который стоял перед компанией в марте, я думаю, что мало кто в стране понимает - пассажирские перевозки стоят, реальный сектор экономики падает, и, соответственно, уменьшается спрос на грузоперевозки, - мы теряем около 40% наших операционных доходов. 

Под этот вызов нам нужно было перестроить нашу расходную часть, где почти 50% составляет заработная плата, а с расходами на электроэнергию, дизель и другие защищенные статьи - 75%

Что было сделано для сокращения расходов? 

Экономия была почти по всем расходам. Очевидно, есть основные расходы - зарплата и закупка критических запчастей для обеспечения бесперебойного движения. 

Мы ограничили заработную плату топ-менеджменту, перестали выплачивать какие-либо премии или надбавки, кроме основной зарплаты. Мы пустили людей в простой, особенно в пассажирском направлении. Также существенно сэкономили на энергоносителях. По итогу года сумма экономии на дизеле и электроэнергии составит около 2-2,5 млрд грн. И тут несколько факторов - меньшее количество перевозок и снижение цены на нефть на рынке. 

На сокращенную рабочую неделю будет переведено порядка 40-50% нашего персонала.

С 1 июля УЗ перешла на 4-дневный рабочий день. Это также одна из частей антикризисного плана? 

Такая оптимизация - вынужденная мера. Решение было принято в середине апреля. Каждый сотрудник в конце апреля, то есть за два месяца, был предупрежден. Мера коснется в первую очередь работников центрального аппарата и региональных филиалов. Те люди, которые работают на местах и отвечают непосредственно за обеспечение перевозок, останутся работать, как и прежде. По нашим оценкам, на сокращенную рабочую неделю будет переведено порядка 40-50% нашего персонала. Но, если ситуация будет выравниваться, мы вернемся к этому вопросу в конце августа. 

Ранее шла речь о возможном дефолте компании. Есть ли до сих пор такая угроза? 

Ситуация контролируема. Риска дефолта сейчас нет. 

Также министр инфраструктуры говорил о возможном выпуске облигаций для покрытия долгов. Можете прокомментировать? 

С точки зрения выпуска нового долга для рефинансирования старых долгов или для финансирования новых капинвестиций, мы сейчас рассматриваем эту возможность и смотрим на рынки капитала. В том числе, смотрим будут ли открываться рынки капитала для нас. Мы изучаем и внутренний банковский сектор, и международный. 

Ситуация контролируема. Риска дефолта сейчас нет. 

Суд обязал компанию выплатить долги Донецкой железной дороги. Что в связи с этим будете делать? 

Для нас это был большой сюрприз. Наша позиция очень четкая - мы потеряли много активов на временно неконтролируемой территории и, очевидно, что мы получим право собственности обратно только после инвентаризации и после возвращения контроля Украиной над этой территорией. До тех пор действует мораторий на взыскание с нас долгов по Донецкой железной дороге. Это зафиксировано в законе, и мы считаем, что любые судебные решения в этой стране должны диктоваться именно нормой этого закона. 

Мы сейчас активно коммуницируем вопрос касательно последствий такого решения ко всем правительственным инстанциям. Очевидно, что мы не суд, мы не можем комментировать правильно это или нет. Но думаю, что процесс еще не завершен. 

WhatsApp Image 2020-07-04 at 09.50.09 (1)

Какие финансовые результаты компании по итогу полугодия? 

Мы неплохо закрываем полугодие с точки зрения ликвидности. Очевидно, что наши негативные расчеты, которые были в апреле-мае, стали лучше, но ситуация еще до сих пор напряженная. Думаю, что июль-август покажут, как движется динамика этого кризиса. 

Какие результаты по объемам грузов? 

По грузам, очевидно, все упало. Наибольшее проседание было в начале мая - до 20% в тоннах грузов. Сейчас мы вышли на проседание -8-9% к прошлому году. Наибольший грузопоток сейчас - экспорт ЖРС в Китай, внутренняя перевозка щебня на строительство дорог и ожидается экспорт зерна. Все остальные виды грузов по отношению к прошлому году сократились. Особенно - цемент, уголь, металлы. 

Наибольшее проседание было в начале мая - до 20% в тоннах грузов. Сейчас мы вышли на проседание -8-9% к прошлому году.

С 1 июля начал действовать новый договор на грузоперевозки. Тем не менее большое количество участников рынка считают его дискриминационным. Не боитесь, что компании откажутся его подписывать? 

По новому договору дискуссии идут уже почти год. С нашей стороны все ключевые рекомендации АМКУ учтены - договор не дискриминационный и никому не навязывает наш вагон. Сейчас УЗ потеряла монопольное положение на рынке вагонов, поэтому этот договор с точки зрения финансовых расходов нейтральный для бизнеса. После его подписания бизнес не понесет дополнительных расходов, так как мы вышли на компромисс с бизнесом касательно статуса-кво по финансам. 

На каком этапе находится согласование финансового плана? И какие там заложены показатели? 

Правительство меняло макропоказатели уже три раза на этот год. Мы подали последний проект финплана еще месяц назад. Сейчас он на согласовании. Надеемся на его утверждение в июле. 

Госкомпании не могут подавать финансовый план с негативным результатом, поэтому мы вышли почти на ноль по прибыли. Наш финансовый план строится на определенных предположениях касательно доходной части, в том числе относительно продажи непрофильных активов, металлолома и т.д. 

Сколько планируете заработать от продажи металлолома и непрофильных активов? 

По металлолому мы хотим получить до конца года около 1 млрд грн. Эта цифра может быть больше, если нам разрешат продавать старые вагоны без порезки. Этот вопрос еще на утверждении в набсовете. 

По непрофильным активам - у нас их очень большое количество. Сейчас запущен алгоритм идентификации каждого непрофильного актива. Цифру пока что не готов назвать. 

Будут ли какие-то капитальные инвестиции в этом году? 

Сейчас у нас в финплане заложено до 13 млрд грн капинвестиций. В первую очередь речь о капитальном ремонте тяги, инфраструктуры, для снятия скоростных ограничений на некоторых участках дороги, ремонты пассажирского подвижного состава. 

Что касается закупок подвижного состава, у нас есть большие проекты по тепловозам и электровозам, но вряд ли они будут капитализированы в этом году. Также мы движемся по пути обновления пассажирского парка, но для этого нам необходимо государственное финансирование. 

Министр инфраструктуры Владислав Криклий и Иван Юрик во время инспекции столичного ж/д вокзала

На каком этапе конкурс по электровозам? 

Сегодня мы завершили этап получения от производителей подтверждения их квалификации насчет их мощностей, опыта и т.д. Скоро мы сможем выйти публично с информацией о том, кто прошел эту квалификацию. Потом будет этап запроса коммерческих предложений и уже на этом этапе мы будем фактически выбирать поставщика. Тут может быть также и консорциум участников. У нас есть цель в этом году подписать договор. 

Когда будут установлены новые эскалаторы на вокзале в Киеве? 

Был процесс закупки через финансовый лизинг. Выиграл КВСЗ. Договоры на финальной стадии подписания. Это контракт на 10 млн грн на закупку двух эскалаторов. Мы надеемся, что до конца года они уже будут поставлены. Необходимость их замены назрела уже давно. 

У нас есть большие проекты по тепловозам и электровозам, но вряд ли они будут капитализированы в этом году.

Недавно "Укрзализныце" отсрочили выплату дивидендов. В условиях кризиса вы просили еще какую-то господдержку? 

Вырабатывая антикризисный план, мы обратились к правительству по ряду инструментов поддержки, которые нам необходимы. В первую очередь - отсрочка дивидендов и освобождение УЗ от налога на землю. 

Мы предложили местным бюджетам компромисс: те бюджеты, которые сильно зависят от нашего налога, то есть там, где доля нашего налога превышает 20% от их общих доходов, мы продолжаем платить. Например, Знаменка, Пятихатки, Здолбунов и т.д. Там, где наш налог составляет меньше 20%, - перестаем. Мы считаем, что мы не должны платить, например, в областные центры, или в города, где доля нашего налога составляет мизерные 3-4%. Этим самым мы должны сэкономить до 75% этого налога, которые мы можем направить на обновление подвижного состава. 

Министр говорил, что УЗ также может достаться часть денег от "Газпрома". Есть ли уже какое-то решение по этому вопросу? 

Мы бы с радостью получили хотя бы часть этих денег. Мы презентовали правительству наше видение - считаем, что эти деньги должны быть направлены на закупку пассажирских вагонов или новых электропоездов. 

Какое количество поездов уже запущено после ослабления карантина и куда будете запускать следующие поезда? 

Уже запущена приблизительно треть пассажирских поездов. Дальше по мере решений правительства будем запускать остальные. В первую очередь поезда в южном направлении и на запад, а также - восток. 

WhatsApp Image 2020-07-04 at 09.53.53

На какой стадии пилотный проект по частной тяге? 

Пилотный проект по частной тяге в процессе. Он задумывался с единственной целью - для того, чтобы протестировать техническую, нормативную и юридическую часть частной тяги для того, чтобы подготовится к новому либерализированному рынку через 2-3 года 

Я не готов комментировать сейчас, какие компании подали заявки. Могу сказать, что участки уже предварительно выбраны, но у бизнеса есть право предложить альтернативные варианты. 

Вы подавали свою заявку на конкурс на должность главы правления УЗ? 

Да, я беру участие. Уже прошел собеседование. Я верю, что могу предложить свое видение развития этой компании для всех стейкхолдеров. Будет ли оно поддержано? Посмотрим.

Читайте также Кто станет главой "Укрзализныци"? Первые комментарии главных претендентов