Снижение урожая зерновых и дефицит тяги - основные причины, по которым "Укрзализныця" по итогам года снизила объемы грузоперевозок. Часть важных грузов для УЗ переориентировались на другие виды транспорта - автомобильный и речной. Вместе с тем стоит отметить, что в разрезе направлений во втором полугодии 2018 года замедлились темпы падения экспортних перевозок до 5% год к году (против 10% г/г по итогам первого полугодия). А по результатам года произошел рост экспортных перевозок в направлении западных погранпереходов на 3,7%, по сравнению с 2017 годом.

Общая динамика

Уже седьмой год подряд объемы перевозки грузов по железной дороге сокращаются. Пиковым за это время стал 2014 год, когда УЗ потеряла 13% грузов год к году. Если сравнивать 2018 год с 2017 - железная дорога перевезла 318,8 млн т грузов, что на 4,5% меньше, чем годом ранее. По словам консультанта ЦТС-Консалтинг Павла Руденко, 2018 год ознаменовался дефицитом и ухудшением операционных показателей работы локомотивной тяги, что значительно повлияло на снижение ж/д грузоперевозок в стране в целом.

Основным направлением для "Укрзализныци" остаются внутренние перевозки. Их доля в общей структуре составляет почти половину от всего грузооборота. Так, по итогам 2018 во внутреннем сообщении было перевезено 154,9 млн т грузов, на втором месте - перевозка экспортных грузов (107, 4 млн т). В импортном направлении за прошлый год было перевезено всего 40,2 млн т грузов, в транзитном - 16,3 млн т.

ИГ жд 2018 мал

(Кликните на инфографику и откройте в новой вкладке для просмотра в полном размере)

Стоит отметить, что падение объемов грузоперевозок в прошлом году наблюдалось по всем направлениям, кроме импорта, где рост составил +5% год к году. Во внутреннем сообщении перевозки сократились на 3,2%, экспортном - на 7,5%, транзитном - на 16%.

В самой УЗ на этот счет отмечают, что существенное влияние на снижение показателей объемов перевозок оказала потеря мощностей металлургических заводов и угледобывающих предприятий. Но тут стоит отметить, что потеря предприятий на НКТ и отсутствие транспортного сообщения с ОРДЛО уже не являются ключевыми факторами, которые следует брать во внимание при анализе динамики грузопотоков год к году. Поскольку прошло уже почти два года с того момента, как данные факторы начали сказываться на перевозках и сейчас следует учитывать иные тренды.

Например, действительно негативно повлияло на объем грузоперевозок по ж/д снижение урожая зерновых в 2017/18 МГ (-6,4%). Частичная переориентация на автотранспорт (рост за 11 месяцев +6,9% до 171,4 млн т) и речной транспорт (+22,4% до 9,9 млн т по итогам года) произошла из-за недостатка и изношенности тягового подвижного состава "Укрзализныци". Введение и продление действия российских дискриминационных ограничений сказались преимущественно на объемах экспортных перевозок.

Грузы

Основными грузами традиционно стали ЖРС и уголь, доля которых в общей структуре грузооборота составляет 22 и 20%, соответственно. Если в 2017 году по этим видам грузов наблюдалось падение, то по итогам года объемы перевезенного ЖРС по железной дороге выросли на 1% (до 70,9 млн т), а вот угля сократились на 3% (до 64, 6 млн т). Традиционно, наибольшее количество ЖРС в экспортном и внутреннем сообщении было перевезено в Днепропетровской (50 млн т), Полтавской (10,4 млн т), Запорожской (4,5 млн т) областях.

Говоря о перевозке угля, с 2010 года наблюдается негативная динамика - объемы снизились более чем в два раза (со 118 млн т в 2010 году до 64,6 млн т в 2018 году). Однако, тенденция такова, что из-за сложившейся ситуации в стране с потерей угледобывающих предприятий на временно неконтролируемой территории, растет доля импортного угля в ж/д перевозках. В частности, если в 2010 году по железной дороге было перевезено 12,7 млн т импортного угля, то по итогу прошлого - 20,9 млн т. Наибольшие объемы угля в экспортном и внутреннем сообщении были перевезены в Донецкой области (16,6 млн т).

В отличие от прошлого года, перевозка зерна по железной дороге сократилась на 8,1% до 33 млн т. Павел Руденко считает, что помимо проблем с локомотивами, повлиял тот факт, что урожай 2017/2018 маркетингового года был ниже, чем годом ранее. Руководитель аналитического сектора проекта Zernovoz.in.ua Александр Глущенко со своей стороны отмечает, что значительно ухудшили динамику перевозок результаты работы первого полугодия 2018 года. "На этот период пришлись острые проблемы с нехваткой топлива, отсутствием запчастей для локомотивов, в результате чего на подходах к портам были брошены поезда, наблюдались простои судов у причалов…", - говорит Глущенко. По его словам, в поиске решений, значительная часть грузопотока перешла на автотранспорт. "По нашим оценкам, на фоне сокращения перевозок железнодорожным транспортом, автотранспортные предприятия вместе с частным сегментом нарастили перевозку зерновых в 2018 г на 12% - до 15 млн т", - резюмирует аналитик.

Из пятерки грузов, которые составляют основную массу перевозок УЗ, наибольшее падение произошло по стройматериалам. Согласно статистике, объемы сократились на 12% - до 37 млн т. В УЗ отмечают, что уменьшение перевозок во внутреннем сообщении и на экспорт состоялось из-за неполного обеспечения отправителей подвижным и тяговым составом, а также в связи с частичной переориентацией на автомобильный и речной транспорт. В импорте - из-за запрета КМУ ввоза на территорию Украины цементных клинкеров происхождением из РФ с целью защиты интересов национальной экономической безопасности и интересов украинских производителей цемента.

Грузоотправители

Пятерка основных грузоотправителей в 2018 году выглядит практически так же, как и годом ранее. В лидерах СКМ, которая в экспортном и внутреннем сообщениях перевезла 86 млн т грузов (Холдинг "Метинвест", входящий в СКМ, в 2018 году перевез 69,6 млн т грузов). Компания Ferrexpo перевезла в прошлом году 10,4 млн т грузов, АрселорМиттал - 7,7 млн т, Ивано-Франковск Цемент - 6,0 млн т. Вместо Криворожского ЖРК в пятерку по итогам 2018 года вошел Запорожский ЖРК, объемы перевозок которого составили 4,5 млн т.

(ЦТС обратился за комментариями относительно ж/д грузоперевозок по итогам года и к другим крупным грузоотправителям, но те воздержались от ответов).

Станции

Самая крупная станция Тополи в Харьковской области по итогам 2018 года незначительно снизила объемы (с 31 млн т в 2017 до 28,1 млн т в 2018). Станция работает под экспортные грузы, так же, как и станция Черноморская в Одесской области, которая за прошлый год получила 18,1 млн т грузов и 3,7 млн т отправила.

Станции Запорожье-Левое, Кривой-Рог и Мариуполь-Сортировочный прошлый год закончили с разницей в 1 млн т. В частности, Запорожье-Левое (19 млн т), Кривой-Рог (18,1 млн т) и Мариуполь-Сортировочный (17 млн т).

Среди региональных филиалов "Укрзализныци" тройку лидеров сформировали Приднепровская, Донецкая и Юго-Западная железные дороги с показателями экспортных и внутренних грузоперевозок 97,2 млн т, 44,9 млн т и 41 млн т соответственно.

Читайте также Вышли в плюс. Итоги 2018 года для украинских портов