Несмотря на серьезные ограничения работы портовых предприятий Азовского моря, в целом украинские порты уже второй год выходят на позитивную динамику переработки грузов. Так оценивает общий итог 2018-го для отрасли руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс. Действительно, если в 2017 году было +0,6% год к году, то в 2018 - уже +2%.
По каким же направлениям и видам грузов удалось нарастить перевалку, какие порты оказались на лидирующих позициях, и какой фактор стал одним из определяющих для позитивной динамики перевалки по итогам 2018 года?
Общая динамика
Уже второй год подряд перевалка грузов в портах выходит в плюс. Учитывая, что в период с 2012 по 2016 годы динамика была негативной, даже небольшой прирост воспринимается позитивно. И если по итогам 2017 года порты нарастили объемы всего на 0,6%, то в 2018 году перевалка увеличилась на 2%. В абсолютных цифрах - это 135,2 млн т грузов.
Последние пять лет основным направлением остается экспорт. В отличие от 2017 года, когда объем перевалки экспортных грузов в портах сократился на 1,7%, по итогам 2018 экспорт увеличился на 0,5% (до 99 млн т) и составил 73,3% в общей структуре перевалке грузов. Темпы роста перевалки импортных грузов в 2018 году замедлились и составили 16,5% (до 23,8 млн т) по сравнению с +27,6% в 2017 году, когда Украина начала активно импортировать южноафриканский и американский уголь. Что касается транзита, то 2017 год, когда объемы перевалки увеличились на 14,3%, скорее был исключением из правил. В 2018 году все вернулось "на круги своя" - объемы сократились на 13,4% (до 10,2 млн т). Наиболее неожиданным по динамике стали каботажные грузы. После сильного провала в 2017 году (до -64,9%), по итогам 2018 года эти грузы показали позитивную динамику (+16,2% до 2,1 млн т).
(Кликните на инфографику и откройте в новой вкладке для просмотра в полном размере)
В комментарии ЦТС руководитель АМПУ Райвис Вецгкаганс отметил, что несмотря на серьезные ограничения в работе Азовского региона порты уже второй год заканчивают с позитивными показателями. "Системная работа с грузовладельцами позволяет стивидорам и портовому бизнесу в целом реализовывать инвестиционные проекты в портах, в том числе и с участием АМПУ. Только в 2018 году было подписано 14 меморандумов на сумму свыше 450 млн долл. Они предусматривают дальнейшее развитие мощностей по перевалке аграрных грузов, руды и контейнеров", - говорит глава АМПУ. Именно упомянутые группы товаров, а также металлопродукция несколько лет подряд составляют основу грузооборота украинских портов.
Главный груз
Пятерка основных грузов уже который год остается неизменной: зерно, руда, уголь, металл и контейнеры. Основным среди них является зерно. После небольшого снижения объемов его перевалки в 2017, в прошлом году, несмотря на пессимистические прогнозы, порты перевалили 40,3 млн т зерна, что на 3% больше чем в 2017 году. Доля этого груза в общей структуре перевалки в 2018 году составила 29,8%.
По итогам прошлого года значительно увеличились объемы перевалки контейнеров - рост составил 38,7% (до 10,9 млн т). Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев отмечает, что, начиная с 2018 года АМПУ стала включать в сводную статистику объемы перевалки в Черноморском рыбном порту. В прошедшем году там было перевалено 123 тыс. TEU, которые учитываются, как прирост перевалки. Этим частично объясняется такой стремительней рост перевалки контейнеров (отчасти этим также объясняется и общий позитивный результат перевалки портов в 2018 году). Помимо этого, выросли также объемы экспорта (+75,8 тыс. TEU) и импорта (+58 ,4 тыс. TEU) контейнеризированных грузов.
А вот объемы перевалки угля в 2018-м году сократились на 25,1% - до 8,1 млн т. "Основная причина - уход транзитного грузопотока. В 2018 году перевалка транзитного угля (в основном из РФ) снизилась на 2,2 млн т, или -50%. Перевалка импортного угля снизилась всего на 10%, что объясняется, скорее кратковременными факторами (большие переходящие запасы, более теплая, чем ожидалось, зима и т.д.) чем указывает на долгосрочный тренд", - поясняет аналитик.
Первая пятерка
В этом году пятерка крупнейших портов по количеству обработанных грузов претерпела незначительные изменения. Первое место традиционно занимает порт Южный. А вот Николаевский порт потеснил со второго места Одесский МП, причем, отрыв весьма существенный - в более 7 млн т. Порт Черноморск лишь немного отстал от Одесского, оставшись на четвертом месте. А вот вместо СМП Ольвия, на пятом месте в 2018 году оказался Мариупольский морпорт. Вылет Ольвии из топ-5 портов объясняется тем, что данные терминала Ника-Тера и судостроительного завода «Океан» с марта 2018 году начали учитывать в статистику Николаевского порта. В итоге, показатели СМП Ольвия снизились практически на 60%, в сравнении с 2017 годом.
Суммарная доля крупнейших пяти украинских портов в общем объеме перевалки составила 89,5%.
Больше всего нарастить объемы перевалки удалось МП Черноморск (+25% до 21,5 млн т) и Николаевскому МП (+29,2% до 24,1 млн т). Лидирующий МП Южный показал лишь незначительную позитивную динамику (+1,9 млн т - до 42,7 млн т). Одесский и Мариупольский МП в 2018 году сократили объемы перевалки грузов в среднем на 10%, перевалив 21,7 млн т и 5,9 млн т грузов, соответственно.
Частники vs государство
В топ-5 крупнейших государственных стивидорных компаний вошли: ГП МТП Южный, ГП МТП Черноморск, ГП Мариупольский МТП, ГП Измаильский МТП и ГП СК Ольвия. Из них ГП МТП Южный - единственный стивидор, которому удалось увеличить объемы перевалки. Позитивная динамика составила +7,3%, что в абсолютных цифрах равно 12,3 млн т грузов. Остальные государственные стивидорные компании сократили перевалку от 3,6% до 13,3%.
Подводя итоги года и.о. директора ГП МТП Южный Анатолий Яблуновский отметил, что в 2018 году порт перегрузил на 731 тыс. т больше грузов, чем в 2017 году. Рост грузооборота обусловлен, прежде всего, увеличением перевалки экспортных и транзитных грузов. В частности, перевалено 8,6 млн т экспортных грузов, 2,5 млн т импортного коксующегося и энергетического угля, транзит и каботаж составил 1,2 млн т. Также на 52 тыс. т увеличили перевалку зерновых грузов и продуктов их переработки. В 2018-м в порт зашло на 22 судна больше (212), количество обработанных полувагонов выросло на 18% (74 554). В планах госстивидора на этот год - расширение номенклатуры грузов, создание благоприятных условий для новых грузовладельцев. А также, приобретение нового перевалочного оборудования и техники, внедрение на отдельных участках современных технологий обработки грузов, наращивание производственных мощностей и расширение складских площадей
В топ-5 крупнейших частных стивидорных компаний по итогам 2018 года вошли: ТИС, Ника-Тера, Бруклин-Киев, Николаевский глиноземный завод, ДП КТО. Больше всего объемы перевалки удалось нарастить терминалу Ника-Тера: по итогам года компания перевалила 5,8 млн т грузов, что на 39,6% больше, чем в 2017 году. ДП КТО перевалило 4,6 млн т, увеличив объемы на 13,4%. Николаевский глиноземный увеличил объем перевалки всего на 0,3%. Крупнейший частный стивидор, группа терминалов ТИС, которая по итогам года заняла 19% рынка, сократила перевалку на 1,2% - до 25,7 млн т. Однако, хуже всего из лидеров в прошлом году пришлось компании Бруклин-Киев, которая потеряла 19,4% грузов, сократив свою долю на рынке до 4,1 млн т.
Грузы и порты
Основной по значимости груз для украинских портов – зерно, и больше всего его переваливает Николаевский порт. За 2018 год в порту обработали 13,1 млн т этого вида груза, что почти в два раза больше, чем у самого глубоководного порта страны - Южного, где его перевалка составила 7,9 млн т. Немногим больше в прошлом году было перевалено зерна в порту Черноморск (9,3 млн т).
По перевалке руды со значительным отрывом лидирует порт Южный. За прошлый год там перегрузили 17,6 млн т этого груза.
Одесский порт существенно лидирует в перевалке контейнеров. Он один переваливает больше половины контейнеров всех портов. Так, по итогам года общее количество контейнеров составило 847 тыс TEU, из которых в Одесском порту - 599 тыс TEU.
А вот перевалка металла практически равномерно распределилась по пяти крупнейшим портам. В частности, больше всего таких грузов было обработано в Мариупольском (4,1 млн т) и Одесском (4 млн т) портах. По 2,9 млн т - в Николаевском и Южном, 1 млн т - в Черноморске.
Читайте также Вызовы настоящего и перспективы будущего: 9 мнений об узких местах портов Украины