Портал ЦТС узнал мнение топ-менеджеров Alstom, Bombardier Transportation, GE Transportation об украинском рынке, его перспективах и проблемах, а также о том, чего иностранные инвесторы ожидают от "Укрзализныци" и нового правительства.
Посреди обширной украинской степи, на западе Днепропетровской области, находится станция Пятихатки-Стыковая. Она постоянно заполнена грузовыми, иногда и пассажирскими, вагонами и зелеными старенькими локомотивами ВЛ82. Кажется, что рядом находится какой-то крупный город, морской порт или перегрузочный комплекс. Необычность картины дополняется скоростными "Тарпанами" и "Хюндаями", которые делают здесь небольшую техническую остановку, а затем едут дальше. Но, к сожалению, рядом с такой оживленной станцией нет ни большого города, ни порта, ни интермодального терминала, а лишь небольшое село, где проживает пара сотен человек.
Скопление ж/д техники посреди степи объясняется очень просто. Станция Пятихатки-Стыковая – техническая, поскольку расположена на границе двух систем электрификации – постоянного и переменного тока. По этой причине грузовые вагоны простаивают в ожидании локомотивов ВЛ82, ведь только они могут ездить, используя два стандарта тока.
Пример стыковой станции отчетливо показывает, что Украина нуждается в закупке мультисистемных локомотивов, которые смогли бы ездить по всей стране, невзирая на стандарт тока. Это ускорило бы перевозку грузов и пассажиров. Сейчас пассажирские поезда простаивают на станции по 20 минут, пока меняется локомотив, грузовые – еще дольше. Примечательно, что последний локомотив ВЛ82 был выпущен еще в 1979 году. Так что зеленые локомотивы на станции Пятихатки-Стыковая имеют солидный возраст и работают на пределе. К сожалению, на железных дорогах Украины – это не исключение, а правило.
Так, по данным "Укразализныци", электровозный парк, состоящий из 1,1 тыс. единиц, изношен на 92%, тепловозный парк изношен еще больше. "В последние годы наблюдается ежегодное значительное уменьшение капитальных инвестиций в обновление технических средств железнодорожной отрасли. В этих условиях заострилась проблема изношенности объектов ж/д инфраструктуры и особенно подвижного состава", – заявлял Виталий Жураковский, операционный директор ПАО "Укрзализныця" на Украинском инфраструктурном форуме, который состоялся в конце апреля.
По данным "Укразализныци", электровозный парк, состоящий из 1,1 тыс. единиц, изношен на 92%
На мероприятии вопрос обновления подвижного состава был одним из основных. Неспроста среди участников форума были не только украинские чиновники и представители ПАО "Укрзализныця", но и зарубежные гости. Иностранные инвесторы уже не первый год присматриваются к украинскому рынку. Портал ЦТС уже публиковал материал о мультисистемных локомотивах, которые могут поставляться в Украину иностранными компаниями. На этот раз мы опросили топ-менеджеров трех ведущих компаний о перспективах украинского рынка, его проблемах, а также о шагах, которые правительство должно предпринять для привлечения инвесторов в ж/д отрасль.
Мнение Alstom
Леслав Кузай, президент Alstom в Польше и Украине
Каким вы видите украинский рынок?
Украинский рынок показывает значительный потенциал для развития и инвестирования в различных областях, включая решения для железнодорожного транспорта. Мы наблюдаем за этим рынком в течение определенного времени, и рассматриваем его как прекрасную возможность для поставок инновационных решений и интегрированных железнодорожных систем, производимых Alstom.
Предпочитаете ли вы модернизацию или поставки нового подвижного состава в Украину?
Наш приоритет заключается в оценке потребностей Украины в этой области. Alstom готова предложить решения, которые являются наиболее подходящими для клиента. Мы можем либо модернизировать существующий подвижной состав, либо предложить совершенно новые продукты. Alstom широко представлен в Европе: 4 производственных площадки, 3 площадки для производства деталей, 4 сигнальных центра и широкая сеть объектов для оказания услуг. Поэтому мы можем удовлетворить самый широкий спектр потребностей клиентов, от поездов до услуг, устройств сигнализации и комплексных транспортных систем.
Вы можете приобрести производственные мощности в Украине?
Alstom присутствует в 60 странах мира и стремится быть как можно ближе к своим клиентам. Когда это имеет смысл с точки зрения бизнеса, Alstom может локализовать свою деятельность, в рамках партнерских отношений или небольших приобретений. На многих рынках Alstom развивает стратегические партнерские отношения с целью предложить оптимальное решение для клиентов и достичь синергии способностей с местными производителями и поставщиками.
Укрзализныця не имеет достаточно средств для модернизации старого подвижного состава или приобретения нового. Готовы ли вы предоставить займ "Укразализныце" для этой цели?
Alstom не предоставляет финансовых услуг. Тем не менее, мы можем предложить наш экспертизу и опыт работы с кредитными организациями для оказания поддержки клиенту в поиске подходящих финансовых решений.
Каких шагов вы ждете от "Укрзализныци"?
Мы ожидаем, что "Укрзализныця" определит свои требования к развитию железных дорог в стране. На их основании компания Alstom совместно с клиентом может предложить комплексное решение.
Мы ожидаем, что "Укрзализныця" определит свои требования к развитию железных дорог в стране.
Что украинское правительство должно сделать для привлечения иностранных инвесторов?
Повсюду бизнес нуждается в достаточном обзоре, чтобы быть в состоянии предвидеть и приспособиться к окружающей среде. Только четкие правила и прозрачность может обеспечить это. Таким образом, украинское правительство должно принять решения, которые обеспечат прозрачное законодательство и четкие правила. Это поможет Украине в ее стремлении достичь экономического роста, подкрепленного сотрудничеством с иностранными предприятиями.
Мнение Bombardier Transportation
Флавио Канетти, старший директор по развитию бизнеса Bombardier Transportation в Центрально-Восточной Европе
Каким вы видите украинский рынок?
Мы рассматриваем Украину как типичную "железнодорожную страну" с 21640 км пути, очень большим парком локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, а также как важный рынок для развития бизнеса. Кроме того, украинская экономика и перспективы ее дальнейшего развития напрямую зависят от работы железнодорожной системы. Поэтому масштабные обновления крайне необходимы. Как с точки зрения инфраструктуры и подвижного состава, так и с точки зрения модернизации существующей железнодорожной отрасли, чтобы соответствовать новейшим международным стандартам. Надеюсь, правительство Украины покажет последовательный подход к определению и реализации фундаментальных реформ, которые позволят ускорить модернизацию железнодорожной отрасли.
Bombardier уже присутствует в Украине в виде инжинирингового центра в Харькове, где работает около 30 высококвалифицированных сотрудников. Компания Bombardier Transportation Ukraine предоставляет полный спектр услуг управления железнодорожным транспортом, включая проектирование, установка сигнализации "под ключ", телекоммуникационные проекты и услуги по техническому обслуживанию.
Конечно, мы заинтересованы в потенциале украинского рынка для поставок подвижного состава и систем железнодорожного контроля. Я убежден, что Bombardier может поставить Украине соответствующие продукты и услуги, которые отвечают ожиданиям пассажиров и удовлетворят потребности клиентов. Но теперь мы должны понять планы и подходы нового правительства к развитию рынка.
Предпочитаете ли вы модернизацию или поставки нового подвижного состава в Украину?
У нас нет предпочтений. Bombardier уже может предоставить Украине широкий спектр новейших железнодорожных транспортных технологий и продуктов, проверенных во всем мире и известных благодаря высокой эффективности, надежности и доступности. У нас есть производственные мощности в разных странах, специализирующиеся как на производстве железнодорожного транспорта, так и на техническом обслуживании подвижного состава. В конечном счете, выбор зависит от планов и целей заказчика. Мы провели переговоры с несколькими промышленными партнерами по всей стране и увидели, что Украина имеет развитую производственную культуру и сильные промышленные компании. Мы продолжаем переговоры о возможном сотрудничестве, но я не намерен раскрывать их детали на данном этапе.
Вы можете приобрести производственные мощности в Украине?
Bombardier Transportation показал долгую и прочную способность в налаживании своего промышленного присутствия в нескольких географических регионах либо путем создания своих собственных мощностей, либо в партнерстве с существующей местной производственной компанией. На данный момент мы изучаем различные модели партнерства с местными промышленными предприятиями или с поставщиками оборудования. Украина имеет отличную производственную среду для производства нового подвижного состава. При выходе на новый рынок мы, как промышленная компания, обычно начинаем с локального присутствия. Тем не менее, я еще раз повторяю, все зависит от потребностей и ожиданий клиентов.
На данный момент очень важно понять, каковы планы и потребности "Укрзализныци".
Укрзализныця не имеет достаточно средств для модернизации старого подвижного состава или приобретения нового. Готовы ли вы предоставить займ "Укразализныце" для этой цели?
Мы готовы обсуждать различные варианты. Но на данный момент очень важно понять, каковы планы и потребности "Укрзализныци". Для нас также важно увидеть их видение не на три месяца, но на последующие три года и больше. После этого мы можем обсудить возможные решения в деталях.
Каких шагов вы ждете от "Укрзализныци"?
Мы уже знакомы с потребностями и потенциалом "Укрзализныци" в общих чертах. Но нам нужны конкретные предложения. Следующим шагом должно стать ознакомление с планами закупок и финансирования, ожиданиями и общей ситуацией в деталях. Для этого они должны инициировать процедуру закупок подвижного состава.
Что украинское правительство должно сделать для привлечения иностранных инвесторов?
Как я уже говорил, с нашей точки зрения, очень важно понимать весь подход. Украинское правительство должно создать и внедрить средне- и долгосрочные планы развития железнодорожного транспорта в Украине, а также прозрачные правила для принятия решений.
Мнение GE Transportation
Гохан Бейхан, генеральный менеджер General Electric Transportation в СНГ, Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке
Каким вы видите украинский рынок?
GE рассматривает украинский рынок как одну из крупнейших железнодорожных сетей в регионе и в мире с точки зрения длины колеи, количества локомотивов, а также грузооборота. Мы считаем, что это важный рынок, но мы также понимаем, что в течение длительного времени он не получал необходимых инвестиций. Кроме того, мы видим, что он (рынок) может быть более эффективным, гораздо более эффективным и даже увеличить количество перевозимых грузов и пассажиров. Сейчас мы обсуждаем с Министерством инфраструктуры и "Укрзализныцей" модернизацию локомотивов, а также поставку новых, оснащенных самыми последними и значимыми технологиями, которые предлагает GE.
Предпочитаете ли вы модернизацию или поставки нового подвижного состава в Украину?
Мы можем рассмотреть оба варианта. Что мы делаем в этих случаях? Мы тесно работаем с нашими клиентами, чтобы понять их потребности, чего они хотят достичь, и мы также смотрим на возраст и условия локомотивов, на которых они работают. Мы провели переговоры с украинскими коллегами о том, какие решения мы можем им предоставить. Мы продемонстрировали наши возможности и опыт модернизации и поставок новых локомотивов в других странах региона, например, в Казахстане, Турции и Польше.
Вы можете приобрести производственные мощности в Украине?
Мы открыты для обсуждения всех имеющихся вариантов. Когда мы говорим о модернизации, Украина имеет хорошие условия. Мы уже рассматривали различные площадки здесь, в Украине. Все они очень интересны и могли бы стать потенциальными площадками для модернизации.
Прозрачность и открытость к конкуренции действительно помогут привлечь инвесторов для запуска проектов.
Укрзализныця не имеет достаточно средств для модернизации старого подвижного состава или приобретения нового. Готовы ли вы предоставить займ "Укразализныце" для этой цели?
GE Transportation не является финансовым учреждением, но мы работаем с другими финансовыми институтами, в основном в Северной Америке. Мы привлекли их к финансированию этих проектов – модернизации и, что более важно, для поставок новых локомотивов. Таким образом, у нас есть финансовые институты, которые готовы предоставлять займы. Мы уже реализовали совместные проекты в других странах. Например, мы начали проект модернизации в Казахстане, затем мы перешли к новым локомотивам. Большинство из них были профинансированы Эксимбанком США. Аналогичные письма о намерениях мы направили в Министерство инфраструктуры и "Укрзализныцю" для реализации проектов в Украине.
Каких шагов вы ждете от "Укрзализныци"?
Мы дали им понять, что мы можем предоставить в качестве партнера, и мы предоставили им финансовый пакет. Мы должны понимать их потребности. По моему личному мнению, которое базируется на нашем анализе, в Украине у нас, возможно, будет спрос на 200-300 локомотивов. Некоторые из них будут новыми, остальные будут модернизированы. Я считаю, что из-за состояния действующего подвижного состава потребность в новых локомотивах будет выше, чем в модернизированных. Но окончательно все определится только после того, как мы закончим анализ.
Что украинское правительство должно сделать для привлечения иностранных инвесторов?
Я считаю, что прозрачность и открытость к конкуренции действительно помогут привлечь инвесторов для запуска проектов. Я думаю, что они должны следовать избранному пути. Единственная вещь, которой я недоволен – мы бы хотели двигаться быстрее. Как известно, что время в этих случаях всегда является врагом. Чем быстрее вы начнете, тем быстрее вы закончите, тем быстрее вы увеличите эффективность своего локомотивного парка. Как вы уже слышали на конференции (Украинском инфраструктурном форуме – ЦТС), мы рассматриваем транспорт в качестве основы экономического роста. Без эффективного транспорта, даже при условии инвестирования в другие отрасли, вы не сможете реализовать потенциал экономики на полную силу.