На сегодня из всех грузопотоков, циркулирующих как внутри Украины, так  и через границы, самым мощным является угольный. Из 457,5 млн. тонн грузов, перевезенных «Укрзализныцей» в прошлом году, 122,3 млн. тонн составила эта продукция – то есть почти 25%. «Львиная доля этого объема была переправлена во внутреннем сообщении – 93,7 млн. тонн, – подчеркивает аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Исаев. – Еще 14,4 млн. тонн были ввезены из-за рубежа, 7,8 млн. тонн транспортированы транзитом, а 6,4 млн. тонн – экспортированы. При этом из всех заграничных грузов 13,1 млн. тонн были перевезены только по суше, а 15,6 млн. тонн – по железной дороге, а далее морским путем».

Однако с начала нынешнего года поток главного груза «Укрзализныци» начал постепенно таять. Так, по данным пресс-службы компании, в январе-апреле общий объем перевозок угольной продукции железнодорожным транспортом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 5,9%, до 36,678 млн. тонн. В наибольшей степени тенденция к спаду коснулась транзита, объемы которого уменьшились на 38,7%, до 1,851 млн. тонн. Довольно ощутимой она оказалась и в сегменте импорта, объемы которого снизились на 9,2%, до 4,421 млн. тонн. При этом объемы перевозок во внутреннем сообщении сократились незначительно – на 2,4%, до 28,368 млн. тонн. А объемы экспорта даже немного выросли – на 0,7%, до 2,029 млн. тонн. Вполне закономерно, что наряду с этим существенно уменьшился также объем перевалки угля в украинских портах – на 34,5%, до 1,14 млн. тонн.

Все это стало частью общей тенденции к снижению объемов перевозок грузов, которая заметно усилилась в нынешнем году. Так, все транспортные предприятия страны в январе-апреле сократили объемы перевозок на 6,1%, до 237,8 млн. тонн, а УЗ в частности – на 4,7%, до 137,4 млн. тонн. Однако, как считают эксперты, для уменьшения объемов перевозок угля были особые причины.

Плохое начало Пока негативный тренд в сегменте перевозок угольной продукции только усиливается. «Так, еще по итогам первого квартала общий объем перевозок угля составил 27,4 млн. тонн, а уровень спада – 5%, объем транзита – 1,5 млн. тонн при уровне спала в 33%, объем перевозок во внутреннем сообщении – 21,2 млн. тонн при уровне спада в 2%, а объем экспорта – 1,4 млн. тонн при уровне роста в 3%. А уже по итогам четырех месяцев показатели спада оказались ощутимо выше, а показатель роста, наоборот, существенно ниже», – уточняет Андрей Исаев. Как кажется на первый взгляд, единственным позитивным сдвигом является замедление темпа сокращения объема импорта, который по итогам первого квартала составил 3,3 млн. тонн при уровне спада в 11%, но на деле это не так.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время угольная продукция занимает первое место в структуре перевозок внутри страны, а также – в структуре перевозок импортных грузов. Его доля в каждом из этих сегментов превышает 40%. Что же касается структуры перевозок экспортных и транзитных грузов, то ее доля в этих сегментах довольно невелика. И поскольку основную часть грузопотока «Укрзализныци» составляют внутренние перевозки угля, то положение дел в этом сегменте играет решающую роль в формировании общей картины деятельности компании, а ситуация в сфере его импорта вносит в нее весьма существенный штрих.

Уголь занимает первое место в структуре перевозок внутри страны, а также – в структуре перевозок импортных грузов.

То есть, именно сокращение объемов перевозок угля во внутреннем и отчасти в импортном сообщении стало одним из главных факторов, обусловивших ухудшение общих показателей в первом квартале и далее. Так, в январе-марте оно повлекло за собой уменьшение общего объема перевозок грузов железными дорогами внутри страны на 4,5%, до 49,8 млн. тонн, а в импортном сообщении на 1,2%, до 8,3 млн. тонн. При этом то, что общий объем перевозок грузов на экспорт вырос на 2,3%, до 33,189 млн. тонн, было вызвано, главным образом, ростом объемов вывоза не столько угля, сколько руды и стройматериалов. Поэтому, в целом, в этот период общий объем перевозки грузов уменьшился на 3,9% – до 100,8 млн. тонн.

Малообещающие перспективы Как бы то ни было, но руководство «Укрзализныци» рассчитывает, что в текущем году ее грузооборот вырастет по сравнению с прошлым годом на 2,5%, до 243,6 млрд. тонн/км. Однако, как считают аналитики, если это и произойдет, то явно не за счет роста объема перевозок угля и кокса. «В последние три года объемы добычи угля и его импорта неуклонно росли. Так, в 2010 году объем угледобычи составил 75 млн. тонн, а объем импорта – 12 млн. тонн, в 2011 – 82 и 13 млн. тонн, а в минувшем году – 85 и 15 млн. тонн соответственно, – рассказывает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. – И если бы в нынешнем году эта динамика сохранилась, оптимистический прогноз по росту объема перевозок был бы вполне оправданным».

Тем не менее, в этом году – впервые за последние несколько лет – объем отечественной угледобычи вновь начал уменьшаться. Так, в январе-апреле объем добычи рядового угля в Украине снизился на 3,3%, до 27,989 млн. тонн. И, как предполагают эксперты, в течение года тенденция к спаду будет сохраняться, что повлечет за собой и пропорциональное сокращение объемов его перевозок. Наряду с этим в марте Кабинет Министров Украины принял Постановление о введении квоты на импорт коксующегося и некоторых других видов угля в размере 10,2 млн. тонн и запрете импорта кокса в текущем году. «Очевидно, что, поскольку данная квота установлена на уровне, который ниже исторических объемов закупок коксующихся углей за рубежом, ее введение приведет к сокращению объема их ввоза на 2,5-3 млн. тонн», – констатирует аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. А значит – и к соответствующему уменьшению объемов их транспортировки.

Еще одной из причин спада объемов перевозок угля, наряду со снижением объемов его добычи и ограничением объемов его импорта, эксперты считают стагнацию в экономике в целом и металлургической отрасли в частности, которая обусловливает уменьшение спроса на угольную продукцию. «Вторая волна кризиса в странах ЕС, Китае и Индии влечет за собой сокращение объемов потребления как коксующегося, так и энергетического угля, – отмечает г-н Куксин. – А потому, несмотря на то, что в Украине, в связи с введением установок, работающих на пылеугольном топливе, спрос на уголь должен был бы вырасти, сокращение объемов производства в металлургии, наоборот, ведет к его снижению».

Итак, в этом году Украина ввезет на 20-30% меньше коксующихся углей, чем обычно, однако, хотя недостающее количество импортного сырья на рынке будет компенсировано ростом потребления отечественного, это не станет стимулом увеличения его добычи внутри страны. «Дело в том, что темпы восстановления экономики остаются очень слабыми, и нарастающее с начала года ухудшение показателей деятельности транспортной отрасли является одним из проявлений общей стагнации. А потому – даже если процесс восстановления экономики во второй половине этого года пойдет быстрее, по итогам года объемы перевозок угля в лучшем случае окажутся на уровне прошлогодних», – прогнозирует Андрей Исаев. И это значит, что если «Укрзализныце» и удастся преодолеть тенденцию к спаду, то только за счет роста объемов перевозок других видов грузов.

Читайте также Блог Андрея Исаева Почему порты теряют уголь