По итогам 2021 года "Укрзализныце" удалось увеличить объемы перевозок грузов на 2,9% до 314,3 млн тонн. Рост хоть и небольшой, однако за последние 10 лет это первый год положительной динамики. Из негативного - оборот вагонов на сети УЗ снова ухудшился, что приводило к неоднократным жалобам клиентов компании на простои вагонов и дефицит тяги, а некоторые даже заявляли о переводе своих грузов на другие виды транспорта.  

За счет каких грузов получилось нарастить грузооборот и чем еще запомнился прошедший год на железной дороге Украины?  

Год роста

За последние 10 лет "Укрзализныця" потеряла 157 млн т грузов - с 471 млн т в 2011 году до 314,3 млн т по результатам 2021 года, то есть грузооборот за эти годы снизился на треть. Однако впервые за указанный период годовые объемы перевозок вышли в небольшой плюс, хотя это и относительное достижение. Рост к 2020 году составил 2,9%, а к доковидному 2019 году - лишь 0,5%. Показатели же 2018 года и ранее превосходят результат 2021-го.

Табличка

Основным драйвером стали внутренние перевозки, доля которых составляет почти половину от всего грузооборота на железной дороге. Так, во внутреннем сообщении было перевезено 149,8 млн т грузов, что на 4,5% больше, чем в 2020 году, экспортном - 112,4 млн т (-0,5% г/г), импортном - 40,6 млн т (+11,3% г/г), транзитном - 11,5 млн т (-8,3% г/г). 

Основной объем грузов традиционно генерируется в Днепропетровской области за счет транспортировки экспортного ЖРС (87 млн т), а также Донецкой (37,6 млн т), Полтавской (22,5 млн т), Житомирской (17,2 млн т) и Запорожской (12,7 млн т) областях. При этом 85% от общего объема грузов в Житомирской области составляют стройматериалы. В Донецкой области основу грузопотока формирует уголь (35%). В Полтавской и Запорожской (как и в Днепропетровской) - ЖРС. Крупнейшей железнодорожной станцией традиционно является Черноморская, где по итогу прошлого года было обработано 24,5 млн т грузов. Станция Тополи обработала 22,7 млн т, Кривой Рог - 19,6 млн т, Запорожье Левое - 18,1 млн т, Береговая - 16,5 млн т. 

gruzopotoky_ZD_2021_01 (1)  

Основные грузы

Основу грузопотока на железной дороге уже который год подряд составляет ЖРС. Данные за последние пять лет в целом говорят о позитивной динамике. Так, если в 2017 году по железной дороге было перевезено 70,2 млн т этого груза, то в 2021 году, даже несмотря на снижение на 3% по сравнению с 2020-м, - 77,6 млн т. Доля ЖРС в общем объеме перевозок по итогу прошлого года составила 25% (26% годом ранее). 

Уголь, который в 2017-2019 гг. традиционно занимал второе место по объему, уже второй год теряет свой удельный вес на железной дороге. Если в 2017 году перевозки составляли 66,6 млн т, то по итогу 2021 года - 50,2 млн т. При этом стоит отметить, что динамика к 2020 году была позитивной - объемы увеличились на 3%. 

На этом фоне, в свете активного ремонта и строительства дорог, также второй год подряд значительно увеличиваются объемы перевозок стройматериалов. Очевидно, что таким грузам и сама УЗ отдает приоритет, ведь еще в 2020 году было заявлено о внедрении маршрутных отправок строительных грузов в интересах "Большой стройки". В 2020 году рост составлял 16,7% до 60,4 млн т, в 2021 - +9% до 65,7 млн т. Доля стройматериалов в общей структуре перевозок по итогу прошлого года составила 21%, таким образом подняв стройматериалы на второе по значимости для железной дороги место. 

Возможностью для роста грузовой базы "Укрзализныци" могло бы стать зерно, урожайность и экспорт которого растет практически каждый год. Так, если в 2017-2018 МГ было экспортировано 39,4 млн т зерновых, то в 2019-2020 МГ - 57,2 млн т. При этом объемы перевозок по железной дороге за последние пять лет не показывали значительной положительной динамики. В 2021 году "Укрзализныця" перевезла 33,7 млн т зерновых, сократив объемы на 3%. Примечательно, что в портах наоборот наблюдался рост перевалки зерна на 4,7%. 

Скорость на спад

Если 2020 год запомнился всем участникам рынкам беспрецедентным снижением показателя оборота вагонов с 8,1 суток в январе до 6,3 суток в июле, то по итогу 2021 - все вернулось на круги своя. С июля по август оборот полувагонов вырос с 6,1 до 7,1 суток, а по итогу декабря составил уже 7,8 суток.  Среди основных причин, повлиявших на увеличение оборота вагонов во втором полугодии, - ежегодное сезонное увеличение объемов вывоза продукции, в частности, аграрной, неравномерное распределение объемов грузов по направлениям, ремонтные работы на инфраструктуре, причем, именно в пиковый период перевозок. Уже традиционным фактором, влияющим на увеличение оборота вагонов на сети УЗ, остается дефицит тягового подвижного состава и нехватка локомотивных бригад. 

Ухудшение показателя оборота вагонов влечет за собой дополнительные расходы для всех участников рынка. Вагонные операторы вынуждены платить большую ежесуточную плату за аренду вагонов. Грузоотправители несут потери из-за возрастающих ставок на вагоны и несвоевременной отгрузки продукции. "Укрзализныця", как перевозчик, несет затраты на оплату штрафов и за просрочку доставки грузов. В итоге - все ложится на себестоимость продукции, что делает ее менее конкурентоспособной на внешних рынках, что в свою очередь сказывается как на объемах производства, так и на снижении поступлений в бюджет страны. 

Тарифы в рост

В середине прошлого года было принято решение о новом повышении тарифов на грузовые перевозки, которое в "Укрзализныце" назвали "сближением классов". Первый этап прошел летом 2021 года, второй - в январе этого года. За счет такого повышения компания рассчитывает получить дополнительные 10 млрд грн в этом году. Однако, бизнес волнует вопрос как будут использованы эти средства? Ведь каждый рост аргументируется необходимостью обновления тяги и инфраструктуры, но куда расходуются деньги по факту - остается вопросом. 

Как показал прошедший год - проблемы с тягой и инфраструктурой никуда не деваются. Несмотря на то, что новая команда "Укрзализныци" во главе с Александром Камышиным ближе к концу года нарастили объемы выполнения ремонтных работ, системное недофинансирование инфраструктуры сказывается на скорости движения грузов. Остается нерешенным и вопрос дефицита тяги. Пилотный проект по доступу частной тяги можно считать провалившимся. Получив разрешения на перевозки, ни одна компания пока так и не смогла выехать на сеть. Неофициально крупные игроки отмечают, что больше не будут пытаться найти компромисс с "Укрзализныцей" и рассчитывают, что все точки в этом вопросе расставит новый закон о железнодорожном транспорте.

 

Вагонные планы

После двух лет согласований со всеми участниками рынка, Министерство инфраструктуры все же приняло приказ о порядке продления срока эксплуатации грузовых вагонов, который должен создать предпосылки для массового обновления парка грузовых вагонов. Такая инициатива однозначно даст положительный эффект для вагоностроительной отрасли и поможет отечественным заводам нарастить объемы производства. Украинские вагоностроительные предприятия по итогам 2021 года сократили выпуск грузового подвижного состава на 31,2% по сравнению с предыдущим годом - до 1948 ед. При этом стоит напомнить, что в лучшие годы заводы выпускали около 50 тыс. ед. вагонов в год. Что касается предстоящих планов, то только одна УЗ в течение 2022-2025 гг. планирует увеличить свой грузовой парк на 7900 новых вагонов: 6500 полувагонов и 1400 зерновозов. Это будет самое большое обновление парка грузовых вагонов компании с 2016-2018 гг, когда парк был пополнен 7120 вагонами.

С другой стороны, есть грузоотправители и частные собственники подвижного состава, которые опасаются дополнительных финансовых затрат и искусственного дефицита вагонов, которые будут спровоцированы подобными инициативами.

Однако, руководство транспортной отрасли пошло по пути каскадного ограничения срока эксплуатации вагонов. Предполагается, что предложенная мера затронет только полувагоны и зерновозы. В течение семи лет планируется постепенно уменьшать предельный срок эксплуатации вагонов до нормативных сроков: для полувагонов с текущих 44 до 22 лет, зерновозов - с 60 до 30 лет. За весь период действия Программы обновления вагонов планируется списать 38 670 полувагонов (из них 20 661 - парк "Укрзализныци"), и 18 772 зерновозов (из них 11 454 - парк "Укрзализныци"). Взамен, в период с 2022-2028 гг. будет закуплено 46 тыс. новых грузовых вагонов, в том числе, 31,2 тыс. ед. полувагонов и 14,6 тыс. зерновозов. 

Читайте также Грузоперевозки по железной дороге в 2020 году: Топ-5 трендов