В начале июня исполнился год с тех пор, как контрольный пакет акций Контейнерного терминала ТИС перешел к DP World. Новый собственник сменил большую часть руководящего менеджмента, в том числе генерального директора. На эту должность в конце прошлого года пригласили Игоря Жигору - человека, мало известного в Украине, но имеющего большой опыт работы в логистике, в том числе портовой. Несколько лет Игорь работал в Maersk, отвечая за регион Восточной Европы. "В Украине уже был не один раз", - говорит он.

В интервью ЦТС попытался выяснить, что для DP World означала покупка Контейнерного терминала ТИС, почему украинский рынок - непростой и какие дальнейшие планы по развитию у компании.

В конце прошлого года вы были назначены на должность. Расскажите, как проходило это назначение?

Со мной связались представители регионального офиса DP World из Лондона в начале 2020 года, когда принципиальное решение о приобретении терминала было принято. Честно говоря, я особо не планировал что-либо менять в своей жизни. На тот момент я был директором по продажам и развитию бизнеса в достаточно крупной швейцарской компании InterRail Service. Это железнодорожный оператор, основной вид деятельности которого – транзитные потоки из Китая в Европу. 

Но предложение DP World было очень интересным и с определенным вызовом, от таких редко отказываются. Тем более, что они являются лидером в smart логистике. Поэтому после некоторых переговоров я согласился переехать и в декабре переехал в Украину.

Вместе с вами пришла какая-то команда или она была уже сформирована? 

Мы наняли большинство персонала. Я был назначен на должность руководителя одновременно с назначением финансового и операционного директоров. Затем мы наняли всех остальных людей путем тщательного отбора и строили команду с учетом наших планов.

Z06_3504

Расскажите, как проходит принятие решений с учетом того, что у компании два собственника? 

Очень просто. Прежде всего потому, что между акционерами с обеих сторон сложились хорошие отношения. Тем не менее, у DP World контрольный пакет акций, поэтому за оперативное управление отвечает DP World, и я как представитель отвечаю за результаты перед советом акционеров, в который входят представители обеих сторон.

Что для DP World означала покупка ТИС-КТ? 

В этом году, 5 июня, мы отметили первую годовщину с покупки контрольного пакета акций Контейнерного терминала ТИС.  Для нас это вход на рынок. Очень конкурентный, непростой, но в то же время растущий.

Главная цель - привнести в Украину нашу модель портоцентрической логистики, что поможет сделать торговлю более эффективной.

При выходе на рынок главная цель - привнести в Украину нашу модель портоцентрической логистики, что поможет сделать торговлю более эффективной.

Что касается покупки контрольного пакета акций, - сделка состоялась в непростое время. Это был 2020 год, когда пандемия вызвала огромные трудности, а мировая торговля переживала турбулентность.

Но, несмотря на то, что многие факторы были против нас, мы считаем, что достигли определенных результатов и сделали несколько знаковых вещей в своей работе. Например, в этом году компания Maersk приняла решение перенести весь свой украинский бизнес на наш терминал, что стало весомой демонстрацией их доверия к нам.

Вы сказали, что украинский рынок - непростой. В чем именно? 

Во-первых, он ограниченный. Во-вторых, очень конкурентный. Если мы говорим о терминалах, то на такой небольшой площадке и с таким небольшим объемом (по итогам прошлого года объем перевалки контейнеров в украинских портах составил 1,049 млн TEU - ЦТС) работает четыре контейнерных терминала. При этом контейнерные линии, которые заходят сюда, можно пересчитать на пальцах. Поэтому тут непростая конкурентная борьба. Но тем не менее Украина - растущий рынок и мы уверены в своем решении выйти на этот рынок, потому что со всех сторон нашего глобального бизнеса убедились, что наша модель работает.

В такой конкурентной среде в чем преимущество терминала? 

Терминал расположен вдали от города и ничего не мешает грузам поступать и выходить. Кроме того, удобное расположение, чтобы вывозить грузы вглубь страны. Помимо этого, у терминала самая большая глубина у причальной стенки и терминал предлагает самую развитую железнодорожную инфраструктуру на рынке.

Железнодорожная инфраструктура реализует портоцентричный элемент нашей операционной модели, а наличие железной дороги на территории позволяет сократить количество грузовиков на дороге, что снижает заторы и выбросы углерода.

Какие KPI были перед вами поставлены? 

Прежде всего, достижение финансовой и операционной стабильности и мощи. Безусловно, это наращивание доли контейнерных грузов, так как корневая компетенция DP World - это контейнеры. 

Кроме того, развитие наземной логистики и всего, что касается smart logistics и управления цепочками поставок. Сейчас мы держим руку на пульсе, смотрим на рынок и то, что происходит, с прицелом на возможные инвестиции в наземную логистику. 

Инвестиции в наземную логистику - это "сухие порты"

Я также имею в виду "сухие порты", которые расширили бы наши возможности по управлению цепочкой поставок "от А до Я" в Украине. В этом заключается наш комплексный подход. Сюда входит все, что между этим, - море, траки, сухие терминалы, станции обработки грузов, железная дорога, возможно, если она будет приватизирована. 

Туда же - создание индустриального парка. Мы сейчас смотрим, куда вкладывать деньги. Сотрудничество с нашими партнерами, компанией Nunit, - это первый шаг в эту сторону. 

Вы сказали о наращивании контейнерных грузов.  Какое процентное соотношение на сегодня контейнеров и балка? И что более прибыльное? 

50/50. Из навалочных грузов переваливаем глину, никель и т. д. Что касается стоимости, то чем сложнее груз, тем он интереснее. И у нас хорошие, надежные партнеры. 

В чем сложность наращивания объемов? 

Как я упомянул ранее, рынок относительно небольшой. И он не будет расти настолько, чтобы сгенерировать объем, который мог бы заполнить четыре терминала, в том числе и наш, рассчитанный на 600 тыс. TEU. 

На чем сосредоточитесь в ближайший год? 

На выполнении тех операционных и финансовых показателей, которые мы для себя определили. А на чем мы сосредоточимся в следующем году, наверное, будет ясно где-то в ноябре, когда мы сверстаем бюджет. Это решение принимается ежегодно и с учетом различных факторов, таких как политическая и экономическая ситуация, как на местном уровне в Украине, так и во всем мире.

Назовите приоритеты в инвестициях на ближайшие год-два?

Тоже будет ясно в ноябре.

Новый причал - вопрос перспективы развития терминала. Под те задачи, которые мы ставим себе на данный момент, двух причалов пока что достаточно.

В интервью ЦТС Егор Гребенников говорил о строительстве причала. Расскажите подробнее об этом проекте?

Новый причал - вопрос перспективы развития терминала. Под те задачи, которые мы ставим себе на данный момент, двух причалов и пяти кранов с операционной точки зрения пока что достаточно. На текущем этапе мы больше сконцентрированы на том, что называется value added services. Например, погрузка/разгрузка грузов, хранение и дополнительное обслуживание клиентов на складе и т. д. Предлагая эти дополнительные услуги, мы наращиваем наши возможности, ориентированные на порт, и оптимизируем логистические операции в Украине.

Какие показатели грузооборота за первое полугодие? Можете сравнить с цифрами за первое полугодие прошлого года?

Я буду готов сказать об этом, когда DP World опубликует результаты деятельности. Рынок стагнирует. Украина очень сильно недогружает экспорт. У многих экспорт упал до 30% по сравнению с прошлым годом. Поэтому рынок в  целом по объемам остается на уровне прошлого года.  

Maersk принял решение перейти к вам из Черноморского порта. Как долго вели переговоры? И возможен ли приход к вам еще каких-то новых линий? 

Переговоры длились достаточно долго. Мы предложили им хорошие условия, плюс свою роль сыграла наша репутация и наши предыдущие достижения в работе Maersk. Начиная с августа, Maersk будет ходить только к нам. 

Что касается новых линий. Чтобы линия поменяла порт или терминал захода - это непростая история. Прежде всего, для этого нужна экономика. Потому что если нет достаточного грузопотока и товара, линии сложно принять решение об открытии нового сервиса особенно с текущими условиями в Украине. Однако на глобальном уровне мы говорим со всеми грузовыми линиями.

Вы говорите о том, что контейнерный бизнес сильно зависит от экономики страны, на что вы рассчитывали когда заходили в Украину? 

Мы же оценивали ту корзину бизнеса, на которую претендуем. Я уверен, что Maersk будет расти в объемах в ближайшие годы, а вместе с ним соответственно и мы.

Как вы оцениваете контейнерный рынок Украины сегодня? 

Контейнерный бизнес - это лакмусовая бумажка состояния локальной экономики. Почему просел экспорт из Украины? Потому что те группы товаров, которые отгружаются на экспорт из Украины, не в состоянии платить высокий фрахт, потому что это дешевые сырьевые группы товаров, которые не в состоянии конкурировать с полуфабрикатами, не говоря уже о высокотехнологичных товарах. Судоходным линиям выгоднее отправить обратно в Китай порожние контейнеры и заработать, условно говоря 12 долл, чем грузить экспортом в Украине за 1 долл. 

Поэтому, если экономика страны производит те группы товаров, которые не в состоянии платить высокий фрахт, наверное, это сигнал для людей, которые определяют инвестиции, сфокусироваться несколько на других вещах и инвестировать в те сферы, которые позволят производить другие группы товаров.

Цифровизация станет ключевым моментом. Мы хотим стать самым эффективным терминалом через несколько лет.

Что DP World привнес или привнесет нового в работу терминала и Украину в целом? 

Цифровизация станет ключевым моментом. Мы хотим стать самым эффективным терминалом через несколько лет и уже сейчас устанавливаем новое программное обеспечение, которое является корпоративным DP World и позволит автоматизировать многие процессы на терминале - движение кранов, обработку грузов, документооборот и т. д. 

Главное - оптимизировать процессы для повышения эффективности и сокращения времени простоя груза в терминале. В конце концов, самое ценное на терминале - это его площадь и ее эффективное использование, чтобы обрабатывать больше грузов на квадратный метр за определенный период времени.

Хорошее железнодорожное сообщение на территории также помогает сделать движение более эффективным, поскольку объединяет различные виды транспорта.

Что касается Украины в целом, в настоящее время мы обрабатываем некоторые из наиболее потребляемых в стране продуктов, такие как товары повседневного спроса, зерновые, автомобили,бананы, поэтому мы вносим свой вклад в поставку товаров, которые нравятся украинцам и которые помогают укрепить экономику.

Что касается более широкого контекста, мы надеемся, что глобальная выставка Expo 2020 в Дубае, в рамках которой у Украины будет свой национальный день - 4 октября - и свой павильон, внесет заметную лепту в экономическое развитие страны. Expo 2020 - поистине глобальная платформа для демонстрации возможностей и предложений.

Читайте также Ukrainian Ports Forum 2021: Семь ключевых трендов