Новость о возможности модернизации польских вертолетов с помощью "Мотор Сич" в Польше восприняли с энтузиазмом. Влиятельная Gazeta Prawna собрала комментарии польских экспертов, а также проанализировала, на что может рассчитывать оборонка нашего западного соседа в случае успеха данного проекта. Предлагаем вниманию читателей перевод этого материала.

Читайте также Вертолеты Богуслаева: куда полетит обновленный Ми-8

PZL Swidnik, принадлежащий итальянскому концерну AgustaWestland, начал переговоры с крупным украинским авиапредприятием "Мотор Сич". Уже созданы рабочие группы сцелью проведения анализа рентабельности будущего СП. Ничего больше на эту тему неизвестно так как представители компаний подписали положение о конфиденциальности. Что удалось выяснить, так это то, что если обе компании договорятся между собой о сотрудничестве, то вскоре мы будем свидетелями сделки не только на уровне бизнеса, но и на уровне политики.

Находящаяся в конфликте с Россией Украина, таким образом, частично имела бы возможность создать на территории Польши производственные мощности для своей армии. К сотрудничеству могут быть приглашены и другие субъекты, например IT WL илиWZL-1. В конечном счете, совместная работа над Mi-2 и Sokol может распространиться и на модернизацию вертолетов Mi-8, Mi-17,Mi-24, а также SWS-3, и все это на базе польской диагностики, составных компонентов (лопасти ротора и защита двигателя) и украинских двигателей.

"Ничего плохого в этом не нахожу. Если мы видим Украину в Евросоюзе, то это как раз то время, когда нужно начать с ней сотрудничество, а не только говорить об этом" – комментирует слухи о будущем сотрудничестве двух компаний Станислав Янас, заместитель председателя Конфедерации Профсоюзов Металлургов Польши.

Он считает, что проект имеет большие шансы на успех. По имеющейся информации следует, что Swidnik может сохранить производство Sokola, от которого итальянский собственник предприятий может отказаться. "Для Италии дальнейшее прроизводство Sokola не кажется перспективным, а для нашей армии он все еще полезен", – говорит Янас.

"Если мы видим Украину в Евросоюзе, то это как раз то время, когда нужно начать с ней сотрудничество, а не только говорить об этом"

Таким же путем пошел PZL, который принадлежит Sikorsky Aircraft Corporation. В Мельце, кроме современного вертолета Black Hawk, все еще производят бризы и дромадеры. "Продавать их проблематично, но все как-то вертится, а главное- польский продукт все еще на плаву", – резюмирует Янас.

За украинско-польское сотрудничество решительно выступает и Анджей Киньски, главный редактор издания „Новая военная техника”. "Это сотрудничество  будет иметь экономическую базу", – замечает эксперт. Он напоминает, что в прошлом уже имелся опыт сотрудничества с украинской военной промышленностью: "На Мі-2 в мире все еще есть спрос. Также как и на Sokol".

Mi-2 это средний многоцелевой вертолет, спроектированный еще в СССР. Интересная деталь, производство этой машины с 1965 года было налажено именно в Шьвиднику (Swidniku). На протяжении 20-ти лет было выпущено около 5,5тыс машин не только военного образца, но и гражданские машины.

Киньски утверждает, что эти вертолеты все еще используются во многих странах до сих пор. – Этими вертолетами до сих пор пользуются более чем в 20-ти странах. Главным образом бывшие страны СССР, – утверждает Киньски.

Военные эксперты считают, что сотрудничество с украинской промышленностью является для Польши полезной. Украина это второй по счету производитель оружия в Европе и четвертый экспортер вооружения в мире. После распада СССР украинцам досталось оставленное на территории страны вооружение Красной Армии, а следует припомнить, что во времена холодной войны, именно на украинской территории находилось 30% сил советской армии.

После распада СССР такое большое количество военного оборудования перестало быть актуальным. Несмотря на то, что оборудование было старым, в его пользу говорило то, что оно было в меру простым в обслуживании. Поэтому без проблем нашлись желающие его купить в Африке, бывших советских республиках, Индии, Пакистане, Китае и даже в Латинской Америке.

Существует мнение, что именно военный потенциал Украины является одним из важнейших факторов в украинско-российском конфликте. Именно на северо-востоке Украины локализировано большинство военных предприятий, консолидированных в едином конгломерате Укроборонпром. Новый премьер-министр Украины Арсений Яценюк , придя к власти, в первую очередь сменил руководство этого предприятия. До того предприятие контролировалось людьми из клана Януковича.

"Мотор Сич" является самым крупным заводом в Украине по производству двигателей силы тяги и одним из крупнейших в мире. Главный акционер предприятия – Вячеслав Богуслаев, одновременно он исполняет обязанности директора. Его доля в капитале компании 15%. Такими же пакетами акций владеют и компании AT Business House Helena и Bank of NewYork Mellon. Если верить инициаторам Украинско-Польского Форума Сотрудничества Обороной Промышленности, украинцы очень стремятся сотрудничать с поляками. В рамках Форума было приглашено пять промышленных рабочих групп. Кроме вертолетной группы были приглашены самолетная группа, танковая, противовоздушной обороны ПВО, а также группа по утилизации вооружения. Последняя группа вызвала особый интерес со стороны польской военной промышленности. Утилизация такого большого количества боеприпасов, какое имеется в Украине, может принести немалую прибыль.

PZL Mielec и PZL Swidnik – это примеры успешного сотрудничества с зарубежными партнерами, которые, приватизировав фирмы, гарантировали им допуск к современным технологиям, а также возможность потенциального развития. С 2007г главным инвестором и владельцем 100% акций Польских Авиапредприятий (Zaklady Lotnicze Mielec) является  Sikorsky Aircraft Corporation, мировой лидер по производству вертолетов, принадлежащий коцерну United Technologies Corporation. PZL-Swidnik с 2010г является частью итальянской группы AgustaWestland. Паи в обеих компаниях продала Agencja Rozwoju Przemyslu (Агенция по развитию промышленности).

С выкуплением акций связаны доходы от инвестиций. Что касается предприятия в Swidniku, то до 2016 года итальянцы должны инвестировать сумму свыше 2,3 млрд злотых (около 550 млн евро). С самого начала сотрудничества с PZL Sikorsky инвестировало в развитие предприятия более 125 млн дол. Деньги пошли на модернизацию предприятия, внедрение современных процессов управления и на реализацию исследовательских программ. Наибольшим бонусом от приватизации обеих компаний есть доступ к мировому know-how, а также заимствование самых новых технологий. Менее чем через 3 года после подписания приватизационного договора в PZL Mielec построен первый полный многоцелевой транспортный вертолет S-70i Black Hawk. Разнообразные модели этого вертолета используются для широкого спектра задач более чем в двадцати странах.

В такой же мере интересным продуктом может похвалиться и Swidnik. Имеется в виду вертолет AW149. На том же предприятии уже построен прототип первой польской вертолетной безэкипажной воздушной системы SW-4 Solo RUAS\OPH, являющейся результатом плодотворного сотрудничества инженерных групп PZL-Swidnik и AgustaWestland. Этот летательный аппарат спроектирован для полетов как с экипажем так и без него.

Не секрет, что обе компании расчитывают на определенный ответ со стороны польского правительства, на новые заказы во время аукциона на новый вертолет для Вооруженных Сил Польской республики. Аукцион косается 70-ти многоцелевых машин, в том числе 48 по версии многоцелевых транспортных для Сухопутных войск; 10 штук поисково-спасательных (SAR) для сил Воздушного Флота; 6 шт для уничтожения подводных лодок (ZOP) для Военно-Морского Флота; 6шт поисково-спасательных.

"Если учесть не только стоимость вертолетов, но стоимость пакета логистики, можно с уверенностью утверждать, что, с точки зрения расходов, это будет самый большой контракт по закупке многоцелевых самолетов F-16 и строительству системы воздушной обороны Польши", - считает Павел Сорока из Польского Промышленного Лобби.

Поэтому, считает он, польская сторона должна таким образом провести переговоры при заключении контракта, что бы обеспечить максимальную пользу для польской промышленности и компенсировать понесенные убытки. Это станет возможным в случае полонизации полученного оборудования, размещении на первичной платформе системм, в том числе вооружения,что даст возможность создать польскую оборонную и авиационную промышленность совместно с ее исследовательской и конструкторской базой,  добавил к сказанному господин Сорока.

Но до этого еще далеко. Эксперты настаивают на создании последовательной, согласованной с польскими компаниями и институтами концепции по оснащению вертолета. Польская сторона должна объязательно указать в условиях документа и точно зафиксировать в подписанном контракте, какие именно элементы оборудования, устанвленные в вертолете, будут производиться отечественными фирмами. Господин Сорока считает, что обязательно необходимо обеспечить например, установку стандартной системы авионики программой „Gluszec”, а также систему отображения параметров полета. Также надлежит гарантировать интеграцию апробированных польских командных системм. 

Перевод портала ЦТС