"Думал буду летчиком, но, когда увидел этот почти миниатюрный поезд, что-то в душе перевернулось. Решил учиться здесь, чтобы потом обслуживать настоящие локомотивы", - так описывает свои ощущения машинист с 40-летним стажем после первого посещения детской железной дороги в Ривном. Таких, как он, были тысячи. Детские железные дороги (ДЖД) в былые времена служили не только местом досуга детей, а отчасти и настоящей кузницей, готовящей юных специалистов, которые затем связывали свой жизненный путь с железной дорогой.
В Украине первая ДЖД появилась в июле 1936 года. С тех пор около 20 украинских городов обзавелись или пытались обзавестись юношескими магистралями. Все эти дороги обладали рядом общих черт:
- ДЖД, как правило, открыты для посетителей с конца апреля или начала мая до конца сентября, а поезда возят пассажиров по выходным и праздничным дням;
- в зимнее время ДЖД работают как кружки, а юные железнодорожники посещают теоретические занятия, на которых изучают принципы работы железной дороги;
- проводниками и машинистами (за редким исключением) являются дети, которых допускают к работе после теоретического курса и сдачи экзаменов;
- детские магистрали имеют ширину колеи 750 мм.
К сожалению, не все города сохранили детские железные дороги. Власти как минимум шесть городов решили разобрать такие магистрали, а в Кривом Роге проект ДЖД так и остался на бумаге. В итоге, сейчас только девять городов Украины могут похвастаться наличием ДЖД. Где они находятся и в чем их особенность?
Читайте также Играй и путешествуй: Как перевозят детей в европейских поездах
Малая Приднепровская дорога, Днипро (1936 год)
Первая на территории Украины детская железная дорога появилась в июле 1936 года в Днипре. Она располагается в парке имени Глобы, в центре города. Подвижной состав дороги состоит из двух тепловозов ТУ2 и шести пассажирских вагонов (три единицы производства Pafawag и три модели ПВ-40 производства Демиховского машиностроительного завода). Двухкилометровая магистраль имеет форму кольца, на ней располагается одна станция (Парковая) и одна платформа (Депо). Малая Приднепровская дорога также оснащена одним переездом и двумя тоннелями.
Примечательно, что ДЖД строилась силами работников Днепропетровского паровозоремонтного завода в свободное от работы время. При строительстве Малой Приднепровки рабочие использовали остатки узкоколейки, которая обслуживала посетителей Южно-русской сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки, проходившей в 1910 году в тогдашнем Екатеринославе.
Малая Донецкая дорога, Донецк (1936 год)
В ноябре 1936 года в Донецке начала работать Малая Южно-Донецкая железная дорога. Это была первая в Украине электрифицированная ДЖД. О ней сохранилось мало сведений. Известно, что в 1940 году начался ее перевод с электрической на паровую тягу, но уже через год магистраль была закрыта, а во время Второй мировой войны была разрушена.
В мае 1972 года в Парке культуры и отдыха имени Горького ДЖД была открыта во второй раз. Протяженность магистрали составляла 2,9 км, в начале 2000-х она сократилась до 2,1 км. Сейчас дорога имеет две станции - Пионерская и Шахтерская, третья станция - Победа - была закрыта в начале 2000-х.
В 2014 году Малая Донецкая дорога прекратила работу из-за начала боевых действий. Сейчас ДЖД находится на неподконтрольной Украине территории. Весной 2015 года "власти" самопровозглашенной ДНР возобновили работу дороги. В последующие годы на ДЖД проводилась кампания по удалению украинских надписей и символики.
Малая Южная железная дорога, Харьков (1940 год)
В ноябре 1940 года Харьков стал третьим городом Украины, который получил свою ДЖД. Осенью 1941 года дорога приостановила свою работу, профункционировав всего несколько месяцев. Движение поездов на Харьковской ДЖД возобновилось только летом 1945 года.
Сейчас протяженность Малой Южной железной дороги составляет 3,8 км. Магистраль имеет две станции (Парк, Лесопарк) и одну платформу (Мемориал), а также два моста и один путепровод. Подвижной состав дороги включает в себя два тепловоза (ТУ2 и ТУ7А) и шесть пассажирских вагонов производства Pafawag и Демиховского машиностроительного завода.
В 2010 году Малая Южная дорога оказалась под угрозой закрытия. Причиной тому послужила прокладка автомобильной дороги через парк имени Горького, где находится ДЖД. Согласно проекту, автомагистраль должна была пересекать Малую Южную. Компромиссным решением стало открытие охраняемого переезда, который считается самым большим на детских железных дорогах Украины.
Малая Закарпатская железная дорога, Ужгород (1947 год)
Ужгород стал первым украинским городом, получившим свою ДЖД в послевоенное время. В 1947 году детская магистраль появилась на правом берегу реки Уж. При ее строительстве использовались пути узкоколеек Закарпатья, которые демонтировались в то время. Малая Закарпатская имеет самый короткий маршрут среди ДЖД Украины - всего 1,1 км, он пролегает от здания филармонии до Подзамкового парка. Ужгородская ДЖД имеет две станции - Молодежную (возле филармонии) и Парк. Подвижной состав дороги состоит из одного тепловоза ТУ2 и двух пассажирских вагонов ПВ-40.
Начиная с 2008 года и до августа 2016 года, то есть практически 10 лет, Малая Закарпатская дорога не работала, несмотря на многочисленные обещания политиков и чиновников возобновить ее работу. Реальные работы по ее восстановлению начались летом 2016 года. Путь ДЖД очистили от зарослей и деревьев, а в Ужгород доставили тепловоз ТУ2, работавший ранее на Боржавской узкоколейке. Старый локомотив дороги передали в депо Берегово на ремонт.
Малая Ровенская дорога, Ривне (1949 год)
Как и Малая Закарпатская, Ровенская ДЖД проходит вдоль реки. 2,5 км пути уложены вдоль реки Устье. Магистраль имеет две станции - Озерная и Партизанская, между которыми курсирует тепловоз ТУ2 с двумя пассажирскими вагонами.
Также на балансе дороги имеются две грузовые платформы.
Львовская детская железная дорога, Львов (1951 год)
Львовская ДЖД пережила два рождения. Первое было в 1922 году, когда в нынешнем Стрыйском парке соорудили узкоколейную дорогу для посетителей ежегодных выставок "Восточные Торги". После Второй мировой войны узкоколейку использовала военные танковой части, расквартированной в Стрыйском парке. Упомянутая узкоколейка послужила основой для будущей ДЖД. В 1951 году она была продлена. В итоге, детская магистраль получила протяженность в 1,85 км, а ее маршрут окаймлял Стрыйский парк.
В 1976 году длина ДЖД сократилась до 1,2 км из-за реконструкции улицы Стрыйской, уменьшилось и количество станций - с трех до двух. В таком виде магистраль сохранилась и до сегодня. Сейчас между станциями Парковая и Солнечная курсируют два тепловоза ТУ2 и четыре пассажирских вагона Pafawag.
Малая Юго-Западная железная дорога, Киев (1953 год)
Столица Украины обзавелась собственной ДЖД только в августе 1953 года. При ее строительстве использовались рельсы узкоколейки Беличи - Пуща-Водица - Мощун - Лютеж, которая использовалась для подвоза дров. Фактически, одну дорогу разбирали, а другую строили. Малая Юго-Западная магистраль находится в Сырецком парке, недалеко от Бабьего Яра. Ее протяженность составляет 2,8 км, она имеет две станции с сочными названиями Яблонька и Вишенька, а также заброшенную платформу.
Киевская ДЖД имеет ряд особенностей, которые отличают ее среди других магистралей Украины. Во-первых, путь дороги проходит по виадуку, высота которого составляет 19,6 м, а длина - 100 м. Во-вторых, Малая Юго-Западная является единственной детской дорогой в Украине, на которой до сих пор используется паровоз Гр-336. Он вернулся на магистраль в мае 2005 года, и с того времени по праздникам радует посетителей ДЖД.
Луцкая детская железная дорога, Луцк (1954 год)
Луцкую ДЖД можно назвать самой извилистой. Ее маршрут в точности повторяет изгибы реки Сапалаевки, вдоль которой он пролегает. Детская магистраль появилась в Луцке в ноябре 1954 года. Его длина составляет 1,5 км. На маршруте имеется две станции – "Росинка" и "Водограй". Сейчас на Луцкой ДЖД работает один тепловоз ТУ7А, ранее курсировавший на Боржавской узкоколейке, а также два пассажирских вагона производства Pafawag. Стоит отметить, что дорогу периодически (как правило, после обильных дождей) закрывают, поскольку ее путь находится в зоне подтопления.
Запорожская детская железная дорога, Запорожье (1972)
Запорожская ДЖД является самой молодой и самой длинной в Украине. Она была открыта в мае 1972 года и имеет протяженность главного пути 8,6 км, а общую длину колей - 9,4 км. Также на дороге расположен тоннель длиной 80 м. Таких длинных тоннелей на других ДЖД нет. Значительная длина пути обуславливает и наибольшее количество остановочных платформ среди ДЖД Украины - 1 станция и 7 платформ. На маршруте работает два тепловоза ТУ2 и 10 пассажирских вагонов ПВ-40. Отметим, что Запорожская ДЖД работает круглогодично.
* При подготовке материала использовались данные сайта "Детские железные дороги СССР".