Для авиационной индустрии последние несколько лет были трудными, и 2016 год не был исключением. Перевозчики летали в условиях обвала цен на нефть и трагедий, таких как крушение Airbus A320 авиакомпании EgyptAir в мае или BAe 146 в Колумбии с футбольной командой "Шапекоэнсе" на борту, а также появления пожароопасных телефонов Samsung Galaxy Note 7.
Несмотря на это, прошлый год на самом деле был одним из самых безопасных в истории современной авиации. Так каким же будет 2017 год? Вот некоторые тенденции, которых следует ожидать.
Сверхзвуковые пассажирские самолеты
Помните сверхзвуковой самолет Concorde? Прошло более десяти лет с момента, когда самолет был снят с эксплуатации. Сейчас британский миллиардер Ричард Брэнсон рассчитывает вернуть эпоху сверхзвуковых полетов и сделать их доступными для широких масс. Его компания Virgin Galactic совместно со старптапом Boom разрабатывает концепт XB-1, который, как утверждают создатели, будет самым быстрым в мире гражданским самолетом из когда-либо построенных. Boeing и Lockheed Martin также развивают сверхзвуковые пассажирские самолеты, но сэр Ричард надеется обойти их.
Прототип, получивший прозвище Baby Boom, осуществит свой первый пробный полет уже в этом году, хотя первый коммерческий полет его увеличенного преемника ожидается не ранее 2023 года. Его крейсерская скорость на 10% больше, чем у Concorde (который летал более чем в два раза быстрее скорости звука), и почти в три раза превышает скорость обычного самолета.
Лайнер Boom рассчитан на перевозку 40 пассажиров, а расстояние между Лондоном и Нью-Йорком он будет способен преодолеть всего за 3 часа 15 минут. Стоимость такого полета? Всего лишь 2,5 тыс. фунтов (более 3 тыс. долларов) в одну сторону.
Растущая прибыль
Цены на нефть ползут обратно вверх, но авиакомпании в 2017 году сохранят свою прибыльность. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что глобальная индустрия авиаперевозок в 2017 году заработает 29,8 млрд долларов, и это будет ее третий прибыльный год подряд. В прошлом году сектор показал рекордную прибыль в 35,6 млрд долларов.
"Эти три года (2015-2017 – ЦТС) – самые лучшие по показателям в истории отрасли, независимо от многих факторов неопределенности, с которыми мы сталкиваемся. После многих лет напряженной работы по реструктуризации и реинжинирингу бизнеса, отрасль стала более устойчивой", – говорит генеральный директор IATA Александр де Жиньяк (Alexandre de Juniac).
Но прибыль все же не будет равномерной. Самые лучшие результаты, как ожидается, покажет Северная Америка, где в последние годы наблюдается волна объединения авиакомпаний.
Сверхдлинные маршруты
Забудьте о сравнении размеров самолетов, в этом году все внимание будет сосредоточено на протяженности маршрутов и на претендентах на звание оператора самого длинного маршрута в мире. Сейчас этот титул принадлежит Emirates с маршрутом длиной в 14200 км между Дубаем (ОАЭ) и Оклендом (Новая Зеландия). Перелет занимает 16 часов 5 минут в направлении Окленда и 17 часов 25 минут в направлении Дубая.
Qatar Airways, конкурент Emirates, настигнет его в феврале, когда он также запустит беспересадочный рейс из Дохи в крупнейший город Новой Зеландии. Протяженность маршрута составит 14542 км, а время полета – в пределах 17,5 часов и 18,5 часов.
С точки зрения километража, самым длинным маршрутом является рейс авиакомпании Air India Дели – Сан-Франциско длиной в 15300 км, который проходит над Тихим, а не Атлантическим океаном, но из-за благоприятного попутного ветра полет длится всего 14,5 часов.
Развитие лоукостов
Air France в конце 2017 года планирует запустить новый бюджетный перевозчик, который будет обслуживать города Азии, а затем и маршруты в США. Группа Air-France KLM уже оперирует в Европе бюджетными брендами Hop и Transavia.
В Европе, где большую часть рынка охватывают easyJet и Ryanair, все больше авиакомпаний для получения дополнительной прибыли присматриваются к трансатлантическим маршрутам. Исландская Wow air в июне 2017 года также будет расширять свои бюджетные маршруты в США. Авиакомпания планирует добавить четыре рейса в неделю через Рейкьявик.
Читайте также Нет ничего невозможного: Как исландский лоукост WOW air завоевывает Атлантику
Больше места за большие деньги
Раньше был первый класс, бизнес- и эконом-класс. Но и для тех из нас, кто постоянно пользовался эконом-классом, теперь есть дополнительная уловка – премиум-эконом. Вы по-прежнему сидите в хвосте самолета, но теперь получаете больше места для ног, дополнительное обслуживание и удобства.
К примеру, уже в этом году авиакомпания Delta Air Lines на дальнемагистральных международных рейсах, выполняемых новыми самолетами Airbus А350, запускает новую опцию, которую она назвала Delta Premium Select. Вы получите "место для ног до 38 дюймов (96,5 см), до 19 дюймов (48,3 см) в ширину и до 7 дюймов (17,8 см) для откидывания", брендированное одеяло с подушкой и наборы, обещает перевозчик.
Попались? Но более дорогие билеты стоят примерно в три раза дороже стандартного тарифа эконом.
Шикарные экипажи
В период послевоенного бума авиаперевозок, центральный проход между рядами преподносился как взлетно-посадочная полоса для гламурных стюардесс. Сейчас некоторые перевозчики пытаются вернуть часть этого шика с помощью наново обновленных гардеробов.
Hawaiian Airlines меняет наряды своих сотрудников впервые с 2008 года, в то время как Delta сотрудничает с нью-йоркским дизайнером Заком Позеном над обновлением униформы своих экипажей.
Delta утверждает, что ее 60 тысяч сотрудников будут одеты в "полностью переосмысленную" смесь цветов, которые окрестили как "истинно сливовый (Passport Plum), плавающий красный (Cruising Cardinal) и приземленный графитовый (Groundspeed Graphite)". Это звучит более гламурно, чем просто называть их фиолетовым, красным или серым.
Читайте также Прогноз на 20 лет вперёд: что ждет мировой рынок авиаперевозок
Лейша Чи, BBC Business
Перевод портала ЦТС