На прошлой неделе Верховная Рада приняла законопроект №3742, которым вводится автоматическая фиксация нарушений габаритно-весовых норм с помощью WIM-комплексов. У законопроекта есть отсрочка в три месяца - для того, чтобы рынок успел подготовиться к новым правилам игры, а "Укртрансбезпека" вместе с Кабмином внесли изменения в нормативную документацию. Глава Службы говорит о том, что автоматическая фиксация не сможет полностью убрать машины с перегрузом с дорог, однако защитит их от ультраперегрузов. Для окончательного решения проблемы нужен контроль со стороны инспекторов на ключевых магистралях в режиме 24/7 и ответственность за перегруз не только перевозчиков, но и грузоотправителей и грузополучателей. 

О том, что из этого будет сделано и когда, какие проблемы есть на сегодня в "Укртрансбезпеке", руководитель ведомства Егор Прокопчук рассказал в интервью ЦТС.

Назовите кратко три ключевые проблемы в работе "Укртрансбезпеки"? 

Номер один - финансирование. От нее исходит почти все. Яркий пример, у нас периодически отключают за неуплату от света управления в областях. Или другой - мы не можем отправлять уведомления о штрафах, потому что нет денег на марки. Из 128 млн грн общего финансирования службы, 119 млн грн - зарплаты. Любой нормальный бухгалтер понимает, что при таких бюджетах организация вообще не жизнеспособна. 

Второе - высокий уровень толерантности к мелкой коррупции. Как внутри службы, так и на рынке. Например, любой мелкий перевозчик, даже в случае, если у него все хорошо с документами, все равно дает инспектору 200 грн. Чтобы диалог сложился. Давать взятки укоренилось в привычку среди самих водителей, перевозчиков, экспедиторов. Так появляются очень хорошо "зарабатывающие" люди на низких должностях. Из-за объемов коррупционных потоков, которые проходят через них, их потом очень тяжело выбивать. Он рядовой инспектор, но может себе позволить лучшего адвоката в городе. 

Приведу пример, мы вызываем на дисциплинарную комиссию одного киевского инспектора. Он приезжает на новой BMW X5. И это человек с официальной зарплатой 6 тыс. грн. Мы находимся в юридической плоскости и не можем уволить его просто за наличие машины. Хотя понимаем, откуда она у него. Аргументы должны быть железобетонными, потому что он имеет деньги на дорогого адвоката, который поможет ему восстановиться. 

Любая из дальнейших проблем - исходит из этих двух. 

Что вы делаете с такими инспекторами? 

Мы увольняем десятками. Потом часть из них, находя юридические лазейки, восстанавливается через суд. Это бесконечный круговорот инспекторов в нашей службе. А у нас нет денег даже, чтобы подать апелляцию. 

Толерантность к коррупции на самом низком уровне - корень зла.

Назовите самые распространенные случаи коррупции?

Самый распространенный - это то, что каждая вторая машина, которую останавливает наш инспектор, дает ему 200 грн. Вроде, цифра никого не впечатляет, но вопрос в количестве.

Мне предлагали за начальника одной из областей 100 тыс. долларов.

С какой самой большой взяткой приходили к вам? 

Мне предлагали за начальника одной из областей 100 тыс. долл. Что самое интересное, после того как я отказался, один из замов министра озвучивал мне эту же фамилию и пытался продавить назначение. История так ничем и не закончилась, и в этой области до сих пор исполняющий обязанности. 

Какая сейчас зарплата у инспекторов? Ранее вы говорили о 15 тыс. грн в месяц.

Я думаю, что в среднем у нас меньше, но это зависит от месяца. Я хочу, чтобы в регионе инспектор получал хотя бы 20 тыс. грн. Тогда он будет дорожить этой работой. Иначе, даже будучи не толерантным к коррупции, ты стоишь за гранью выживания. Особенно это касается работы в крупных городах. 

Маленькие зарплаты приводят к желанию поучаствовать в коррупции. Доходит до абсурда. У нас даже в отделе кадров взятки берут. Там, где, казалось бы, это невозможно. За слив информации по тем же инспекторам, которых мы собираемся уволить. 

179226575_10159195601893232_4747494583957708467_n

Какие вы видите методы борьбы с коррупцией? 

Первое - зарплата. Второе - численность инспекторов. Их нужно размыть количеством. Для примера, в Николаевской области у нас 6 инспекторов. Они там все цари и боги - их знает каждый перевозчик. Они знают всех перевозчиков. И, что самое интересное, их простая замена не исправит ситуацию. Мы меняли инспекторов, горизонтальная коррупционная связь выстраивается в течение месяца, и история повторялась. Достаточно познакомиться с одним-двумя перевозчиками, и остальные подтягиваются - друг, брат, кум и т.д. 

Инспекторов нужно больше. Для того, чтобы они перестали быть персонифицированными, а стали обезличенными.

Поэтому инспекторов нужно больше. Для того, чтобы они перестали быть персонифицированными, а стали обезличенными. Если вас на дороге останавливает полицейский, то это все время другой полицейский. На одного и того же вы можете попасть с очень маленькой вероятностью. А у нас, все по-другому. Каждый раз, когда ты выезжаешь со своего фермерского хозяйства, то попадаешь на одного и того же инспектора. Понятно, что на второй-третий раз ты уже с ним договоришься. Только размыв эти контакты количеством, можно победить горизонтальные коррупционные связи. 

Читайте также Честным быть дорого – интервью с Вадимом Бикуловым о рынке автомобильных грузоперевозок

Вы сказали, что нужно увеличить количество инспекторов. На сколько и есть ли для этого финансирование? 

Наш общий штат сейчас по всей стране - 613 человек. Оптимально было бы добавить 500 инспекторов. Есть уже согласованное постановление Кабмином добавить нам 200 человек. Большая часть из них - инспекторы, еще 20-30 человек - юристы. У нас очень большая проблема с юристами. Чисто физически невозможно обработать весь тот вал из оспаривания процессуальных документов, который сыплется на нас.

Минимальное финансирование, которое мы просили - 344 млн грн на этот год. Нам не согласовали. Сейчас у меня есть большая вера в нового министра. Есть предварительные договоренности, о том, что, когда будут пересматривать общий бюджет, частично смогут учесть наши потребности, и нам дадут увеличить штат и поднять зарплаты. Надеюсь, что в этом году мы получим финансирование на тех 200 человек, согласованных Кабмином. 

191510957_10159271012373232_6008155742728577219_n

Этого количества сотрудников будет достаточно для того, чтобы покрыть все дороги? 

Все дороги покрыть невозможно, хотя бы той причине, что мы не можем взвешивать где угодно. Мы не можем разложить весы, где нам захочется. Нам нужна специальная площадка для взвешивания, а таких ограниченное количество по стране. На сельских дорогах или негосударственного значения таких площадок вообще нет. Но этой численности хватит, чтобы перекрывать ключевые точки транспортных потоков 24/7. Это подъезды к элеваторам, карьерам, портам. Достаточно никогда не бывает, но это кардинально изменит ситуацию.

Какое сейчас количество комплексов для взвешивания? 

Сейчас передвижных весов около 50 единиц. Для примера, в прошлом году их было 8. Еще есть около 20 комплексов на балансе местных служб автомобильных дорог или обладминистраций, но ими мы тоже пользуемся. То есть всего около 70 единиц по стране.

Автоматических комплексов сейчас построено 48 единиц. Но за WIM отвечает "Укравтодор". Мы же просто являемся получателями данных, на основании которых будем штрафовать. 

Автоматические комплексы решат проблему перегрузов? 

Эти комплексы решат проблему со взятками и пропускной способностью. Как летом появляется очередь из фур в Одессу? Если в потоке обнаружен нарушитель, его нужно оформить. И пока это происходит, другую машину пустить на взвешивание не могут. Автоматический комплекс делает это моментально. Но и их рационально ставить только на крупных государственных артериях. Они очень дорогие в производстве - около 20 млн грн. 

Мы рассчитываем, что такие комплексы обеспечат нам полное отсутствие ультраперевесов. Да, мелкие нарушители с перевесом в 2-3 тонны, все равно смогут проехать через эти комплексы. Их паспортная погрешность 10% из-за того, что взвешивание происходит на большой скорости. Но однозначно комплексы спасут новые дороги от глобального перегруза - всех этих "крокодилов" в 100-120 т при допустимых 40 т.

По новому закону минимальный штраф составит 8,5 тыс. грн, максимальный - 51 тыс. грн.

Какой средний уровень штрафов за перегруз?

Если усреднить, я думаю, что в среднем получается около 15 тыс. грн. Минимальный штраф - 1700 грн, максимальный - 34 тыс. грн. По новому закону, который был принят на прошлой неделе, минимальный штраф составит 8,5 тыс. грн при перевесе 5-10%, максимальный - 51 тыс. грн при перевесе 30% и больше. 

Какие нововведения еще вводит новый закон? 

Первое - он вводит само понятие автоматической фиксации - то, без чего нельзя включить WIM-комплексы. В действующем законодательстве штрафовать можно только вживую после остановки нарушителя и прохождения определенного процессуального пути. 

Второе - расширены полномочия наших инспекторов. Почему мы сейчас стоим с полицией? Потому что нет ответственности за не остановку на требование нашего инспектора. Новый закон вводит эту ответственность - 51 тыс. грн.

Третье - вводится понятие отказа от взвешивания. Если сейчас по факту водителю ничего за это не предусмотрено, то в новом законе есть конкретная санкция в виде 51 тыс. грн, которая взимается с водителя. Кроме этого, появилась возможность загонять машины на весы. Например, кто-то остановился, не доезжая до весов 300 м, и стоит. В законе описали процедуру, по которой наш инспектор имеет право "пригласить" на взвешивание, в случае отказа накладывается штраф. Вот в Николаеве недавно был случай, когда перед комплексом собралась очередь из грузовиков в полтора километра, в ожидании пока инспектора уедут. С новым законом таких ситуаций больше не будет. 

190949478_10159263389618232_23931355518794815_n

Четвертое - трехсторонняя ответственность. Закон вводит такие понятия, как грузоотправитель или грузополучатель в саму структуру нарушений весового и габаритного контроля. Теперь штраф будет получать не только перевозчик, а и тот, кто этот груз отправил и тот, кто получил. Это, я уверен, решит очень много проблем с перегрузом. 

Когда изменения вступят в силу? 

Необходимо принять еще один законопроект №3743, которым вносятся соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Мы рассчитываем, что это произойдет в ближайшее время. Закон №3742 - основополагающий, который создает саму норму, а ответственность прописана в №3743. 

У законопроекта есть отсрочка в три месяца, чтобы все участники рынка могли освоиться, и чтобы мы с Кабинетом министров смогли подготовить все необходимые подзаконные документы. Они все написаны, мы долго готовились к этим изменениям, осталось только протащить через официальные инстанции. Через три месяца будут новые правила игры. 

195171152_10159286901918232_6683469959574446213_n

Как в целом решить проблему перегрузов? 

Работа 24/7, для чего нужно достаточное количество инспекторов, запуск автоматической системы взвешивания, ответственность грузоотправителя. Я уверен, что нежелание получать штрафы грузоотправителями будет доминирующим в процессе борьбы с перегрузом. 

Какие вы видите точки для возможности реформирования? 

Тут годами специально создавали систему собирания коррупционного кэша. При этом, это, пожалуй, последний орган в стране, который вообще не реформирован. Он находится в том же состоянии, что находился еще при истоках своего создания в 1990-тые годы. 

Поэтому, это классное поле для перемен. Поле, в котором можно показать хороший результат и довольно-таки быстро. 

Быстро - это год-два. Если вы не сможете взять фуру, загруженную на 60 т, и проехать по ней мимо всех постов, раздавая взятки по 500 грн, значит реформа на правильном пути. Год назад это можно было сделать легко. Сейчас уже со скрипом. 

Я сюда пришел заниматься полной перезагрузкой "Укртрансбезпеки". Но это не выйдет без политической воли и правительства, и профильного министерства, и депутатского корпуса. Если не будет глобального желания реформировать систему, не будет смысла мне тут оставаться.

Читайте также Семь мнений о логистике зерновых грузов в новом сезоне