В ноябре прошлого года Центр транспортных стратегий в партнерстве с компанией "Делойт" запустил проект "Отраслевой контроль" – попытку в концентрированном виде определить направления на транспортном рынке страны, которые нуждаются в изменении в первую очередь. Совместно с крупнейшими операторами рынка морских и железнодорожных перевозок, грузоотправителями и международными инвесторами ЦТС попытался найти ответы на вопросы, касающиеся сегодняшнего дня и ближайшего будущего отрасли: что делать с тарифами? Есть ли перспективы у государственно-частного партнерства? Где проходит грань между регулированием и административным диктатом?

Масштабный опрос компаний был завершен в январе, а презентация исследования в виде отдельного отчета состоится в ближайшее время. Директор ЦТС Сергей Вовк, руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр и адвокат, директор налогово-юридического департамента "Делойт" Дмитрий Павленко поделились первыми результатами исследования.

- Почему возникла идея данного проекта Отраслевой контроль, в чем его важность для рынка?

deloitte Дмитрий Павленко: Мы считаем этот проект одним из начальных этапов системной работы по подготовке и реализации транспортной стратегии Украины. Развитие транспортной инфраструктуры - один из ключевых компонентов успешной трансформации и роста украинской экономики в перспективе ближайших 5-10 лет. В этой связи компания "Делойт" рассматривает это направление как приоритетное и активно участвует в различных отраслевых инициативах.

Конкретно этот проект важен и перспективен для отрасли по следующим причинам:

Во-первых, Украине нужна долгосрочная транспортная стратегия. На сегодняшний день государство не выработало целевую структуру национальной транспортной системы. Также четко не обозначены приоритеты - железнодорожный, автомобильный, водный транспорт?

Но, чтобы стратегическое планирование учитывало прогнозируемый грузопоток по разным индустриям и не было оторвано от стратегии развития всей экономики Украины, сначала надо понять и взять во внимание эту самую общегосударственную стратегию. Будет ли наша экономика развиваться как ресурсная с фокусом на экспорт зерновых и металлов? Хотим ли мы стать перевалочным хабом между Западом и Востоком? Или развиваем IT, а тогда в приоритете совсем другая инфраструктура?

И наконец, транспортная стратегия должна быть комплексной. Инфраструктура – это система сообщающихся сосудов и критически важно понимать закономерности, по которым они взаимодействуют. Невозможно, например, эффективно реформировать железную дорогу, не понимая, как это отразится на автодорогах и речном транспорте.

Таким образом, транспортную стратегию нужно писать, принимая во внимание интересы и цели субъектов, которые формируют основные грузо- и пассажиропотоки. С ними нужно вести постоянный диалог. А также брать во внимание взаимосвязь всех компонентов инфраструктуры. Этот опрос – элемент такого диалога между всеми ключевыми "стейкхолдерами" процесса из разных отраслей.

990 Андрей Шкляр: Мы как консультанты компаний, работающих в транспортном секторе, знаем о непосредственных проблемах, с которыми бизнес сталкивается в своей ежедневной деятельности, а также при осуществлении инвестиционных планов.

Преимущественно они достаточно однородны для многих компаний, и время от времени подымаются бизнес ассоциациями. Однако при каждом таком обсуждении даже у самих участников дискуссий, не говоря уже о Министерстве и госкомпаниях, отсутствует понимание того, насколько идентичны их проблемы с проблемами других игроков, а также, что самое главное, каким образом наиболее эффективно искать их решение.

990 Сергей Вовк: В рамках исследования мы постарались дать объективные ответы на три наиболее проблемных и дискуссионных вопроса, которые лежат в основе транспортной стратегии любой страны: какой должна быть тарифная политика, где взять деньги для развития и модернизации активов, и какие изменения важны в первую очередь для построения эффективной логистики? Бизнес и инвесторы свою позицию озвучили, наша задача – донести ее до власти. Попытаться сделать так, чтобы там не только послушали, но и услышали.

- Как распределялись задачи между командами ЦТС и "Делойт"?

Сергей Вовк: ЦТС занимался разработкой структуры и содержания опроса, непосредственно коммуницировал с компаниями-респондентами.

Дмитрий Павленко: "Делойт" помогал достигнуть максимальной прозрачности и объективности проводимого опроса

Андрей Шкляр: Приглашая "Делойт" в этот проект, мы рассчитывали на глобальный опыт компании в проведении подобных исследований, а также в обеспечении прозрачности и достоверности результатов.

- Сколько участников рынка было проанкетировано? По какому критерию они отбирались?

Андрей Шкляр: Ключевое условие – участники опроса должны понимать специфику отрасли и играть заметную роль в ее развитии. Поэтому мы предлагали поучаствовать в проекте крупнейшим частным компаниям в каждом из сегментов: это ж/д операторы, обеспечивающие более 70% ж/д перевозок, портовые операторы, контролирующие около 65% портовой перевалки, грузоотправители, генерирующие более 50% грузопотока по ж/д в Украине и агротрейдеры, контролирующие 75% экспорта зерновых и масличных из Украины. Также мы опросили все международные финансовые организации, инвестирующие в транспортные проекты в Украине, и уже на сегодня имеющие общий портфель инвестиций в Украину более 30 млрд. дол США. Таким образом, мы получили выборку, которая  охватывает три ключевые группы участников транспортного бизнеса:  это непосредственно его операторы, заказчики транспортных услуг и крупнейшие инвесторы на данный момент. Это действительно голос отрасли без каких-либо оговорок.   

Всего анкеты были отправлены более чем 60 различным участникам рынка. Важно, что большинство ответов получено от топ-менеджмента, а более 40% - от руководителей компаний, которые в общей сложности ответили почти на 50 вопросов анкеты.

- Опрашивались только грузоотправители, или также финансовые организации?

Дмитрий Павленко: Крупные международные финансовые организации также были привлечены к опросу. Очевидно, что они будут играть важную роль в развитии инфраструктуры Украины, особенно в проектах государственно-частного партнерства, приватизации и т.д., поэтому без их участия общая картина мнений была бы не полной. 

Андрей Шкляр: Финансовые институты как никто хорошо понимают проблемы транспортного бизнеса, ведь они финансируют его развитие и видят основные препятствия, с которыми бизнес борется. Кроме того, у международных банков и организаций есть огромный глобальный опыт курирования и финансирования преобразований и реформ в различных развивающихся странах, которые в свое время боролись с теми же вызовами, что и Украина сегодня.

Крупные международные финансовые организации также были привлечены к опросу. 

- Сколько в грузообороте страны (или УЗ) занимают опрошенные в проекте компании?

Дмитрий Павленко: Если говорить об оборотах, то они составляют ориентировочно 60-70% потока железнодорожных / морских перевозок.

- Можете назвать результаты опроса по ключевым темам?

Сергей Вовк: В первую очередь, хотел бы отметить запрос на разработку новой качественной стратегии развития отрасли. Тактика "тушение пожаров" и борьбы с кризисами – то, что мы все наблюдали в течение 2014-2015 годов – себя исчерпала. Бизнес хочет понять, в какой точке будет отрасль через пять-десять лет, какие возможности и риски, где есть потенциал для новых проектов. Во вторых, опрос демонстрирует, что бизнес не ждет от государства решения проблем, а сам готов инвестировать в повышение качества логистики. Задача власти – удовлетворить этот спрос через равные условия и понятные правила игры. И это, опять таки, вопрос новой стратегии развития отрасли.         

Дмитрий Павленко: Результаты, будем откровенны, не были неожиданными. Например, борьба с коррупцией красной нитью пронизывала ответы респондентов в разрезе ключевых направлений реформ. Среди других приоритетов участники рынка видят его либерализацию и приватизацию. Детальный отчет с анализом всех полученных ответов вскоре будет опубликован на сайте ЦТС.

Андрей Шкляр: Без того чтобы говорить о реальных результатах исследования до самой их презентации, скажу только что наиболее болезненными для бизнеса являются вопросы тарифообразования и стратегического планирования развития транспортной отрасли. Каждые два из трех респондентов также говорят о критической необходимости борьбы с коррупцией.

- Будут ли ознакомлены с результатами опроса представители власти?

Дмитрий Павленко: Конечно, мы считаем диалог с властью одной из главных задач всего проекта. Власть не должна забывать, что все участники опроса – это, по сути, клиенты инфраструктуры, которым эта власть оказывает административные услуги. Мы хотим увидеть клиентов и их сервис-провайдеров за одним столом, обеспечить активный и публичный диалог между ними.  

Андрей Шкляр: На самом деле это одна из непосредственных задач проекта – объединить и донести до власти экспертные мнения крупнейших игроков транспортного бизнеса. Поэтому, конечно же, на финальную презентацию результатов исследования мы пригласим представителей власти, которые фактически смогут использовать результаты проекта как кардиограмму украинской транспортной системы, на которой видны основные существующие проблемы.

- Это одноразовый проект, или планируется проведение новых опросов по такому же формату в будущем?

Дмитрий Павленко: Поскольку мы рассматриваем опрос как элемент работы над транспортной стратегией Украины, то это, конечно, должен быть долгосрочный проект. Если первый опрос и последующая совместная работа бизнеса и власти дадут позитивные результаты, то последующие опросы отразят изменения к лучшему и помогут скорректировать приоритеты, если это будет необходимо.

Сергей Вовк: Преемственность и последовательность политики – для инфраструктурных проектов не желаемое, а критически важное условие работы. В отрасли, где реализация проектов занимает два-три года, а окупаемость зачастую рассматривается в горизонте пяти-десяти лет, по-другому быть не может. Обеспечить горизонт планирования в этих рамках, а не от "министра к министру", - одна из задач проекта "Отраслевой контроль". По этому, история точно будет иметь продолжение: надеемся только говорить больше не о намерениях, а о результатах.