В мирное время "Укрпошта" и "Нова Пошта" были заядлыми конкурентами - сегодня работают на едином фронте, обеспечивая доставку медицинских товаров, амуниции, продуктов питания, зоотоваров и т.д. Оба оператора сфокусировались на доставке гуманитарной помощи в Украину из-за рубежа. "Нова Пошта" запустила проект Humanitarian Nova Poshta, "Укрпошта", как член Всемирного почтового союза, смогла быстро наладить логистику через почты других стран. 

И если раньше обе компании думали о том, как улучшить сервис, привлечь больше клиентов и обойти конкурента, то сегодня основная задача - это минимизация рисков для водителей и поиск новых безопасных маршрутов. Загруженные дороги, блокпосты, проверка документов и грузов, комендантский час - все это увеличило время доставки, однако объемы посылок начинают расти. Что говорит о том, что бизнес, где это возможно, начинает восстанавливать работу. В "Новой Поште" отмечают, что украинцы за день покупают около 200 тыс. товаров в онлайн магазинах, а "Укрпошта" отправила уже четыре самолета в США с экспортом. Рынок почтовых отправлений на сегодня уже восстановился на 20-30% от прежних объемов. 

ЦТС задал одинаковые вопросы сооснователю частного оператора "Нова Пошта" Вячеславу Климову и генеральному директору государственной "Укрпошты" Игорю Смелянскому, чтобы узнать какое количество отделений сегодня работает, какие товары и в какие регионы доставляются чаще всего, испытывают ли компании дефицит кадров и во сколько уже оценивается ущерб от войны с россией? 

Какое количество отделений на сегодня работает в Украине? Сколько отделений пришлось закрыть?

Нова Пошта: На сегодня открыто более 1800 отделений в каждом регионе страны, это меньше пятой части всей сети. Но каждый день мы открываем новые отделения там, где это возможно и относительно безопасно. Большинство отделений работают каждый день с 9:00 до 18:00, но график может отличаться из-за комендантского часа. Предоставляем все услуги, как и до войны: выдача и отправка посылок по Украине и за границу, отправка и получение денежных переводов по Украине и из-за границы, снятие наличных, пополнение мобильного номера, оплата коммунальных и т.д. Кроме того, на прошлой неделе мы возобновили работу наших уличных почтоматов. На сейчас уже доступны к доставке 6600 почтоматов в 16 областных центрах Украины. В Харькове бомбежки не прекращаются ни на день. Поэтому там часть наших отделений переориентированы на выдачу гуманитарной помощи: продуктовые наборы, средства гигиены, вещи и т.д.

Укрпошта: Ежедневно у нас работает до 5 тысяч стационарных отделений по всей стране, это не считая сотен машин передвижных отделений, которые выезжают на маршруты в самые дальние населенные пункты. В западной части страны мы практически ничего не меняли. В тех регионах, где идут боевые действия, или рядом с ними смотрим по ситуации и принимаем решение исходя из безопасности для сотрудников и клиентов. Адаптировали графики и стараемся любыми способами обеспечивать базовыми услугами даже те города и села, к которым нет зеленых коридоров: пенсии и другие денежные выплаты, платежи, продукты и товары первой необходимости. Вся информация об этом ежедневно обновляется на сайте и в мобильном приложении. 

Чувствуете ли вы дефицит кадров? Как решаете этот вопрос? 

Нова Пошта: В Харькове, Харьковской области, Киеве и Киевской области была наибольшая нехватка наших сотрудников. Там осталось только 15% штата, вышедших работать в отделениях. Поэтому мы открыли вакансии и набрали новых людей, которые помогут разгрузить работающие отделения и откроют новые в районах. У нас все работают с официальным трудоустройством. Так как сейчас мы возим очень много гуманитарной помощи из-за границы, то мы ищем и приглашаем к сотрудничеству водителей с траками, которые готовы выполнять для нас международные рейсы.

"Укрпошта" помимо прямых своих обязанностей, которые были и до войны, сейчас координирует и завозит в страну гуманитарную помощь от других почт мира, помогает с эвакуацией бизнеса из восточных регионов, развозит помощь в города и села, где они нужны больше всего.

Укрпошта: Безусловно, у нас в компании, как и всей стране произошла определенная релокация людей. Но мы быстро научились с этим работать. В первую очередь, подключаем для работы на сортировке и в отделениях наших же сотрудников, которые переехали в другие регионы. Плюс даже в пределах одного города занимаем людей тех специальностей, которые сейчас менее востребованы в офисе, например, но могут и хотят помогать на сортировке. Мы создали чат-бот для сотрудников, где каждый отмечает, где находится, в безопасности ли он, какая помощь нужна и где готов приступить к работе. Это очень помогает управлять 60-тысячным коллективом в условиях военной неопределенности.

Какая динамика по отправке посылок? 

Нова Пошта: За первую неделю войны наши объемы доставки упали на 95%. Если до войны мы возили 1 млн посылок в день, то за первую неделю военных действий мы перевозили только 50 тыс. посылок в день. Это в 20 раз меньше, чем до войны. Из-за падения спроса и боевых действий нам полностью пришлось перестроить логистику и график работы. С прошлой недели интернет-магазины стали возобновлять свою деятельность и отправлять свои товары через НП. Это маркетплейсы, аптеки, продовольственных магазины, магазины техники, одежды, косметики, бытовой химии, зоомагазины. Чтобы украинцы знали, где сейчас можно купить онлайн самое необходимое, мы создали специальный лендинг с магазинами. И каждый день добавляем новых партнеров. 

Сейчас уже 350 тыс. посылок в день, из которых 60% это онлайн-заказы. То есть за день украинцы покупают 200 тыс. товаров онлайн. Это значительно меньше, чем до войны, меньше 20%, но появилась небольшая динамика роста - значит, бизнес восстанавливает свою работу. 

Среди самых популярных категорий товаров, которые доставляются сейчас: одежда, обувь, автотовары и запчасти, товары медицинского назначения, еда, косметика и зоотовары.

НП: "Многие магистральные пути разрушены и приходится искать новые логистические пути. Кроме того, по Украине действует комендантский час, и в ночное время автомобили не могут двигаться, что исключает круглосуточную доставку".

Укрпошта: Пока сложно оценить наверняка. Первое время вся страна была в оцепенении от происходящего, поэтому естественно, что объемы очень упали. Сейчас мы видим позитивную динамику - посылки, например, где-то на 30% уже восстановились. Мы уже отправили в США четыре самолета с украинским экспортом, полностью возобновили работу с крупными маркетплейсами и интернет-магазинами внутри страны, предложили ряд выгодных решений для клиентов, чтобы люди платили коммуналку, перезапускали бизнес, отправляли эвакуированным родным вещи из дома.

Какие основные направления отправления посылок? Насколько изменилось время доставки и какие основные вызовы сейчас при организации логистики?

Нова Пошта: Потребность в доставке необходимого есть сейчас на территории всей страны. Но, конечно, война повлияла в целом на логистику и на сроки доставки, в частности. Основной проблемой в настоящее время являются переполненные дороги из-за блокпостов в каждом населенном пункте, проверки документов у водителей и на грузы, разбитые мосты. Многие магистральные пути разрушены и приходится искать новые логистические пути. Кроме того, по Украине действует комендантский час, и в ночное время автомобили не могут двигаться, что исключает круглосуточную доставку. Мы все время стараемся минимизировать риски наших водителей в пути: тщательно планируем маршрут, учитывая все возможные опасности и горячие точки, в режиме онлайн отслеживаем реальную ситуацию на дорогах. При необходимости - оперативно меняем маршрут, инструктируем. Это все усложняет передвижение и, как следствие, сроки доставки выросли до 3-6 дней.

Укрпошта: Потоки, конечно, перераспределились как в связи с временной миграцией людей и бизнеса, так и из-за отмены авиасообщения. Международные отправления у нас теперь уезжают и приезжают по большей части через Львовскую область и Польшу. По времени доставки, как для военного времени, справляемся хорошо. В США, например, посылки со всеми погрузками и растаможками долетают плюс-минус за 2 недели. Внутри страны есть небольшие задержки из-за блокпостов, но это не критично. Очень сейчас себя оправдывают передвижные отделения. Благодаря нашим мобильным бригадам мы доставляем все необходимое в самые дальние села, пешком почтальонам это было бы сделать очень сложно, и не всегда безопасно. 

IMG_2777

Главный вызов - успеть все. Очень много запросов на логистические услуги и на уровне государства, и волонтеров, и бизнеса. "Укрпошта" помимо прямых своих обязанностей, которые были и до войны, сейчас координирует и завозит в страну гуманитарную помощь от других почт мира, помогает с эвакуацией бизнеса из восточных регионов, развозит помощь в города и села, где они нужны больше всего. Часто приходится брать на себя больше, чем просто логистику. Но мы умеем адаптироваться к такой турбулентности и благодаря большой команде, которая иногда героически делает свою работу, учимся с этим всем справляться. 

Какие объемы гуманитарных грузов были доставлены из-за рубежа? Какие страны присылают больше всего? 

Нова Пошта: В конце февраля мы запустили проект Humanitarian Nova Poshta по доставке гуманитарных грузов из-за рубежа для тероборон и благотворительных фондов Украины. Каждый день мы доставляем только из-за границы в среднем 250-300 тонн. За это время мы перевезли 5083 тонны международной гуманитарки, это 254 фуры по 20 тонн. В основном, груз идет из США, Великобритании, Франции, Германии, Румынии, Турции, Польши и других стран. Нами передают медикаменты, продукты питания, вещи, средства гигиены и амуницию. Мы очень благодарны всему миру, что украинцам оказывается такая сильная гуманитарная поддержка. Но наших ресурсов уже недостаточно, чтобы бесплатно перевозить такие объемы. Нам необходима финансовая помощь на топливо и бронирование самолетов. Для этого мы открыли специальные счета, на которые можно перечислить средства, идущие на логистические расходы.

Укрпошта: Мы как член Всемирного почтового союза в первую очередь сфокусировались на гуманитарных грузах из других стран, поскольку даже в условиях запрета полетов можем быстро найти альтернативы с другими почтами мира. Уже на второй неделе войны мы организовали чартерные рейсы в/из США. Туда летят посылки наших экспортеров, назад гуманитарка. Первые четыре рейса суммарно привезли в Украину более 100 тонн - преимущественно медикаменты, которые потом едут в больницы Львова, Киева, Харькова и других регионов, а также продукты, средства гигиены, спальные мешки и прочее. Также благодаря тесному сотрудничеству с почтами Румынии, Греции, Италии, Грузии и другими только за последнюю неделю в восточные регионы Украины доехало еще более 260 тонн продуктов, теплых одеял, детского питания, средств гигиены и вещей первой необходимости. В ближайшие дни ожидаем гуманитарную помощь от Польши, Бельгии и Румынии.    

Есть ли дефицит топлива и как решаете этот вопрос?

Нова Пошта: У нас есть контракты с топливными компаниями, поэтому дефицита с топливом не ощущаем.

Укрпошта: По-разному. Зависит от региона - в восточной части Украины предложений меньше, но планируем и страхуемся, если нужно. Мы с первых дней возобновили логистику, поэтому хорошо уже ориентируемся в ситуации и всегда готовы.

Какой ущерб был нанесен вашей инфраструктуре? Можете озвучить суммы по убыткам?

Нова Пошта: Увы, война еще продолжается и пока рано что-то говорить.

Укрпошта: Их пока сложно посчитать. В самые горячие точки нужно доехать, чтоб оценить. Но это сотни миллионов гривен на данный момент. С этим на самом деле проще. Как я уже говорил, у меня для россии будет два счета: за разбитые отделения и машины и за продукты, которые они без спросу съели из наших запасов. Но как измерить горе наших пострадавших коллег, тех, у которых погибли родственники или которые лишились дома, я не знаю. Это ни окупить, ни простить нельзя.

Читайте также Санкций много не бывает: Как обеспечить морскую блокаду россии

Эскиз марки "Укрпошты" на тему русского военного корабля, посланного в известном направлении