В середине января в Венгрии анонсировали начало строительства интермодального терминала, который должен стать самым крупным в Европе комбинированным железнодорожным терминалом. Объект будут строить с применением "зеленых" технологий, а его годовая мощность в перспективе должна будет составить 1 млн TEU.

Возведут терминал в городе Фенешлитке - это в 18 км от украинского Чопа. В релизе, обнародованном East-West Gate (EWG) (именно так будет называться терминал), сказано, что он предложит альтернативный маршрут грузовых перевозок из Азии в европейские страны - Австрию, Швейцарию, Италию, Словению, Хорватию и Германию, который "будет быстрее, чем нынешние сухопутные и морские пути". А гендиректор предприятия Янош Талоши уже успел заявить, что рассчитывает и на обратный грузопоток - экспорт европейских товаров в азиатские страны. Также он видит значительный спрос на перевозки по ж/д в направлении стран ЕС полуприцепов из Украины.

ЦТС поговорил с Яношем Талоши о том, каким будет новый интермодальный терминал, какую роль в его создании играет российский капитал, как будет привлекаться грузопоток и какой видится роль Украины в этом проекте.

На каком этапе сейчас находится строительство терминала? Каков процент уже выполненных работ? Достигаете ли вы цели по открытию терминала в 2022 году?

В настоящее время в индустриальном парке ведутся работы по строительству несущих конструкций терминала, а также строительству железнодорожных подъездов на терминал. Все идет по графику, пробная эксплуатация объекта намечена на январь 2022 года, окончательная сдача - на первый квартал 2022 года.

Не могли бы вы подробнее рассказать о самом терминале - оборудовании, мощностях, инфраструктуре?

Учитывая его мощность и технологическое оснащение, EWG станет крупнейшим и самым современным интермодальным железнодорожным терминалом в Европе, работающим на путях сменяющейся ширины. Теоретическая пропускная способность терминала - 1 млн TEU. При существующей венгерской железнодорожной инфраструктуре пропускная способность составит 300 тыс. TEU. Мы ожидаем, что при постоянно растущем спросе терминал выйдет на эту мощность вскоре после начала эксплуатации. Венгерское правительство планирует значительное развитие инфраструктуры. Среди прочего, планируется строительство кольцевой железной дороги в обход Будапешта, которая, в случае ее завершения, позволит использовать терминал на полную мощность.

Терминал будет иметь 5 путей широкой колеи (1520 мм) и 5 - стандартной (1435 мм), длиной 850 м. Одновременно он сможет обслуживать четыре поезда длиной 740 м и перегружать контейнеры с ширококолейных вагонов или грузовики в вагоны европейской колеи и наоборот.

уг2

Краны терминала грузоподъемностью 45 т смогут обрабатывать специальные типы грузов, такие как танк-контейнеры с газом и химикатами. Будет возможность перевозить и хранить рефрижераторные контейнеры (500 TEU). Терминал также сможет осуществлять погрузку на ж/д платформы полуприцепы, не приспособленные для погрузки с помощью кранов. (Мы ведем переговоры с несколькими поставщиками, включая компанию NIKRASA, чья технология позволяет загружать обычные прицепы для перевозки по ж/д). Также мы создадим большое количество парковочных мест на терминале. Пять терминальных погрузчиков будут загружать полуприцепы на платформы. Для этого есть два возможных решения: либо мы грузим на поезд только полуприцепы, либо весь грузовик.

После запуска в эксплуатацию терминал будет оказывать полный комплекс логистических услуг, предлагая клиентам 15 тыс. кв. м арендуемой складской площади. В окрестностях терминала есть возможность построить дополнительные 500 тыс. кв. м складов и производственных предприятий.

Терминал будет иметь собственную сеть 5G, а программное обеспечение, управляющее логистическими процессами, позволит клиентам в режиме онлайн отслеживать статус контейнеров в пути в режиме реального времени.

Это будет первый терминал такого масштаба, работающий с использованием экологических технологий. Какая именно технология и техника будут использоваться? 

Энергоснабжение объекта будет осуществляться с использованием экологически чистых технологий в соответствии с железнодорожной и климатической стратегией ЕС. Высокопроизводительный парк солнечных батарей, а также теплонасосная система будут обеспечивать энергоснабжение. На территории терминала будут использоваться только электрические тягачи, электромобили и электрические краны. Составы будут перемещать дизель-гибридные локомотивы.

В СМИ была информация, что проект финансируется за счет частных средств. Кто инвестор? Судя по тому, что председателем совета директоров EWG является Руслан Рахимкулов (входит в топ-5 династий миллиардеров РФ. - ЦТС), речь идет о российском капитале. Так ли это? Если да, то какие цели российская сторона преследует вместе со строительством терминала?  

Инвестор - компания East-West Intermodal Logistics Service Plc. была основана Trusty Business Management Plc.1 июня 2018 года. 24января 2019 года 50% акций компании приобрела Greennovatív Ltd.

EWG будет независимым поставщиком услуг, принимающим трафик, организованный как европейскими, так и азиатскими операторами, поэтому у нее нет обязательств перед российскими поставщиками услуг. Председатель совета директоров - гражданин Венгрии российского происхождения, знание местных особенностей которого, профессиональные связи в России, а также его языковые навыки могут быть преимуществом в переговорах с российскими партнерами и клиентами.

Читайте также В Польше намерены построить крупнейший логистический центр в Европе

Боитесь ли вы конкуренции со стороны других венгерских и словацких терминалов? В чем ваше конкурентное преимущество? 

EWG будет использовать самые современные технологии, предоставлять уникальные услуги, недоступные нынешним терминалам: как я уже сказал, можно будет перегружать специальные грузы, такие как цистерны с газом и химикатами, грузить полуприцепы.

Единственное преимущество уже работающих терминалов - у них уже есть клиенты. У EWG - пока что нет.

Единственное преимущество уже работающих терминалов - у них уже есть клиенты. У EWG - пока что нет. Но мы ведем переговоры с рядом операторов, есть значительный интерес - мы, скорее всего, сможем сообщить о конкретном соглашении во второй половине этого года. Существует большой рыночный спрос на технологии и мощности EWG из Японии через Китай и Казахстан до стран Западной Европы. Хотя терминалы в Польше и Беларуси имеют значительный объем перевозок между Европой и Китаем/Азией, они почти достигли пика своих возможностей, и у них нет дополнительных возможностей для расширения для обработки экспорта из Европы в Азию. 

уг3

Какой процент груза будет попадать на терминал транзитом через Украину? 

Большая часть трафика терминала будет проходить через Украину, так как железнодорожный маршрут из Азии в Европу проходит через Украину, а также через Венгрию. Реализация этого проекта приведет к очень значительному увеличению трафика и доходов для Украины.

Наша компания планирует дальнейшие инвестиции в Украине после сдачи в эксплуатацию терминала в Фенешлитке.

Готова ли инфраструктура железных дорог Украины к требованиям вашего терминала? Если нет, то планируете ли вы инвестировать в развитие терминальных мощностей в нашей стране? 

Она уже соответствует требованиям. Наша компания планирует дальнейшие инвестиции в Украине после сдачи в эксплуатацию терминала в Фенешлитке.

Есть ли у вас какие-либо договоренности по обеспечению грузопотока? Если да, то с кем? Какой объем?

Мы ведем переговоры с крупнейшими операторами мира. Скорее всего, мы сможем сообщить о конкретном соглашении во второй половине этого года. Но, принимая во внимание постоянный рост трафика, ограничения существующих мощностей и состояние переговоров, EWG вызывает большой интерес. Помимо уже упомянутого рыночного спроса, к нашим услугам проявляется значительный интерес со стороны Украины, поскольку украинские логистические компании традиционно используют полуприцепы.

Читайте также В Украине мы намерены сдавать в аренду модернизированные тепловозы – блиц-интервью с LTG Cargo