Четыре утра. Поезд Кривой Рог - Киев. Раздается неистовый крик проводницы: "Пааассааажииры, сдаем постель!!!".

"После такой встряски не каждый комплект белья останется чистым", - делится шутя впечатлениями от поездки мой коллега. А в "Укрзализныце" лишь подтверждают, что проблем с грязным бельем хватает – не все пассажиры бережны в его отношении.

После третьего грозного напоминания перепуганные и сонные пассажиры упомянутого поезда неохотно сгребают постельное белье и несут в купе проводника, сталкиваясь друг с другом в узких проходах.

Куда же постельные комплекты попадают потом?

После окончания смены проводники приходят в прачечно-гладильный комплекс, чтобы сдать белье. С противоположной стороны его принимают женщины и сразу сортируют. Под ногами валяются простыни, наволочки, вафельные полотенца. 

- Вот кто-то малинку ел, - руководитель вагонного депо "Киев-Пассажирский" Александр Набок показывает на полотенце с большим красным пятном. - А вот туфли у кого-то были грязные. Люди очень много портят. В среднем, около 15% белья, которое приходит за сутки, - испорченное. Мы думали об одноразовом постельном, но представьте себе, что спите на салфетке. Это же не очень комфортно. Плюс станет вопрос, как утилизировать 30 т белья в сутки, - с улыбкой говорит Набок. 

Грязное постельное белье после сортировки попадает в стиральный цех. Тут мало света и шумно. Стиральные машины стоят как раз вдоль окон. Сейчас работает только одна линия стирки. Она была куплена в 2003 году. Мощность стирки - 1 т белья в час. В пиковые нагрузки прачечная стирает 27-28 т белья в сутки. Вес одного комплекта для плацкартного и купейного вагона - 800 грамм, для СВ - 1,2 кг.

Вторую линию только недавно привезли из Харькова. По словам Александра, сейчас идет технический аудит, чтобы понять, чего не хватает, чтобы ее запустить. Эта линия более мощная - 2 т белья в час. Если ее запустят, то прачечная увеличит свои мощности до 3 т белья в час. 

- Себестоимость стирки одного комплекта белья на нашей прачечной - около 11 грн, при этом пассажир платит 30 грн. Если посчитать экономику - мы получаем 20 грн, - рассказывает Александр.

Затем мы встречаем Наталью Линик - старшего мастера. В прачечной она главная. Рассказывает, что начинала тут работать еще в 18 лет и, как все, пришла сначала в гладильный комплекс. “Потом пошла в стиральный цех, кладовщиков подменяла, пробовала себя”, - делится она воспоминаниями. На должности старшего мастера Наталья уже три года. Всего в прачечной работает около 200 человек, преимущественно - женщины. Мужчины выполняют тяжелую физическую работу - толкают тележки, переносят мешки уже с упакованным бельем.

- Сюда загружают грязное белье - Наталья указывает на транспортер, который разделен на секции. Все стирается отдельно: наволочки, полотенца х/б, полотенца махровые, простыни и белье для СВ. Все по отдельным программам с разными температурными режимами и разной дозировкой химии.

После стирки постель выгружают на тележки и спускают на этаж ниже в гладильный цех. Тут тропический климат: воздух горячий и влажный. Когда за окном +30, тут все +50. Одежда прилипает к телу. Идти сюда на работу не хочет никто. На каждую машину нужно минимум 24 человека. В три смены получается 72 человека. «Максимум в сутки мы собираем 20-30 людей», - жалуется Александр.

У каждой гладильной машины работает по несколько женщин.

- Тяжело здесь работать? - спрашиваю у женщины, которая пытается разложить большую простынь на гладильную машину.

- Я тут только второй день. А где легко? Нужно втягиваться, нужно где-то работать, - делится она.

В гладильном цеху есть одна более новая машина. На ней и работать легче и производительность у нее выше - 1000 единиц в час, на более старом - 540 простыней за 40 мин.

- Смена длится 11 часов с восьми утра до половины восьмого вечера. Полчаса на обед, - рассказывает Татьяна, выкладывая наволочки на гладильную машину. 

- Сердце прачечной - это котел, - поясняет Александр. Котел дает пар. Если мы имеем качественный сухой пар - мы имеем качественное сухое выглаженное белье. Александр жалуется, что котел у них еще с 60-тых годов и за это время, конечно, были ремонты, но время дает свое. Вместо положенных 10 атмосфер, котельная дает пар 6-7 атмосфер. Из-за низкого давления, получается, что белье выходит влажным.

После глажки белье складывают и еще раз проверяют на предмет брака. Девушка пересматривает стопки с бельем и в отдельную тележку складывает непригодное.

- Это все брак, - Наталья показывает на две полностью забитые тележки.

Наверное, самая простая в этом деле работа - упаковка. Перед женщиной стоят стопки с наволочками, простынями и полотенцами. Она формирует из них комплект и запаивает в целлофан. После, по 10 комплектов складывают в синие мешки, отгружают на машины и развозят по вагонам.

И утром мы снова услышим: "Пассажиры, сдаем постель!" 

Кроме визита на прачечно-гладильный комплекс, мы также встретились с Игорем Романкивым, директором по пассажирским перевозкам и сервису УЗ, чтобы узнать, есть ли общее видение по развитию и модернизации прачечных, и как все же выгоднее для железной дороги - стирать самостоятельно или отдавать на аутсорсинг?


Игорь Романкив: Это первый год, когда мы не стираем постель на стороне

DSC_1028-копи

Сколько белья планируете закупить в этом году?

580 тыс. комплектов постельного белья. Это даст нам возможность полностью заменить все постельное. На сегодня уже закуплено 30 тыс. комплектов, торги на остальные были заблокированы. Пришлось оглашать по-новому. Для понимания, каждый день УЗ использует более 100 тыс. комплектов белья. Срок годности одного комплекта – год.

Есть ли какие-то особые требования по качеству к производителям белья?

Что касается качества – в этом году мы первый раз обязали производителей придерживаться международных стандартов качества и иметь соответствующие сертификаты. Нас обвиняли в том, что этими сертификатами мы умышленно ограничили доступ участников. Потом выяснилось, что у 6-7 компаний все же есть эти документы и это не проблема. Более того, мы провели тестирование комплектов белья, предоставленных потенциальными поставщиками, среди пассажиров, получили отзывы пассажиров, что очень важно – ведь именно пассажиры в конечном итоге пользуются этим бельем.

Кроме белья, что еще планируете закупить в этом году?

Также объявлены торги на 18 тыс. летних одеял, 21 тыс. зимних одеял, 31 тыс. матрасов и 37 тыс. подушек. Это подушки без пуха и матрасы без ваты. Новые одеяла, шерстяные, более качественные.

5d51a4d-16387909-1434173513283099-8599462200548275338-n-original

УЗ сейчас отдает услуги стирки белья на аутсорсинг?

Нет, это первый год, когда мы используем только свои мощности.

Как зарекомендовал себя аутсорсинг? Это дешевле/дороже для железной дороги?

Мы прошли путь аутсорсинга, и он оказался намного дороже. У нас есть опыт, особенно на Юго-Западной железной дороге… Там наш стиральный комплекс был отдан в аренду компании ООО “Развитие - 21 век”. Они работали там до 2013 г. Есть масса уголовных дел… и они нам до сих пор должны определенную сумму денег. Главное обоснование при решении отдавать на аутсорсинг было то, что нам стирка обходится в 2,50 грн за комплект (это условно – реальные цифры намного больше). Аутсорсинговая компания говорит, что будет стирать нам по 1,80 грн. Экономический эффект - бомба. Но через месяц компания говорит, что поменялась технология и подорожали моющие средства и меньше, чем за 3,50 грн она стирать не будет. И УЗ согласовывала и аутсорсинг стирал нам по 3,50.  И еще более важный момент – это качество стирки: ведь некачественная стирка может очень быстро привести белье в непригодное состояние без возможности его восстановления.

Можете назвать цифры, сколько Вы планируете потратить на стирку белья в этом году, используя собственные мощности и сколько потратили в прошлом году с привлечением других компаний?

Сравнивать год к году некорректно, потому что все подорожало. Даже у меня в парикмахерские цены три раза за год поменялись. Более того, и объемы растут – мы же больше перевозим пассажиров.

Какие среднесрочные планы у УЗ по прачечным комплексам?

В стратегии ПАТ УЗ предусмотрена своя сервисная компания, которая будет заниматься стиркой. Стиральные комплексы есть во всех крупных городах. Но, в идеале я вижу эту модель так: со всех прачечных, которые у нас есть, сделать максимум три комплекса, один в Киеве, который закрывал бы центральный регион и был бы самым большим, и два дополнительных - в западном регионе и еще один в Харькове или Одессе.

Будут ли эти комплексы как-то модернизироваться?

Однозначно – да. После аудита технического будем принимать решения. Это первый раз, когда мы рассматриваем все комплексы как единое. До этого каждая железная дорога сама решала, что для нее лучше. В прошлом году была проблема: поезда отправлялись в рейс с задержкой в 2 и более часа из-за отсутствия постельного белья. Что тогда случилось? Производственная диверсия! Я вам на сегодня как специалист могу сказать, что это было сделано осознанно для того, чтобы склонить тогдашнее руководство отдать стирку на аутсорсинг. Например, Одесское депо закрывало свою прачечную летом на плановые виды ремонта, когда увеличивается количество поездов и перевезенных пассажиров в разы, … и как раз в этот период стирку отдают на аутсорсинг.

Читайте также Обед на высоте: как DO & CO готовит еду для авиапассажиров