Во времена президентства Леонида Кучмы в Украине был популярен анекдот о трех периодах истории: допетровском, петровском и днепропетровском. Похоже, сейчас пришло время обновить шутку, добавив четвертый период - приднепровский. Дело в том, что власти Днепропетровской области при поддержке правительства задумали грандиозный проект, которого еще не было в истории независимой Украины - построить с нуля новый аэропорт между Днипром и Запорожьем, который получил рабочее название - Приднепровье.

Возможно, тут как-то повлияло недавнее открытие Нового аэропорта Стамбула, или планы соседней Польши построить новый Центральный авиационный хаб в окрестностях Варшавы. А, быть может, кто-то хорошо покопался в архивах и решил вспомнить хорошо забыто старое? "Эта идея не нова. Строительство этого аэропорта обсуждалось еще с 70-х годов прошлого столетия. Но потом об этом забыли", - рассказал ЦТС директор аэропорта Запорожье Виктор Бискупский.

"С экономической точки зрения, этот проект похож на предвыборную лихорадку, с практической - такой шаг позволяет выбрать удобную территорию для строительства аэродрома, без городских ограничений, хаотической застройки и так далее. Сегодня такой проект, скорее, выглядит как политический стартап, где риски и потенциальные политические дивиденды чрезвычайно высоки", - отметил Богдан Долинце, директор Института менеджмента и стратегий.

 

Цена вопроса

О деталях нового проекта пока известно немного: приблизительное месторасположение, некоторые суммы и нечеткие сроки строительства. "В 2019 году мы начнем строительство первого нового! аэропорта в Украине, который будет построен в Соленом, между Днипром и Запорожьем", - заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, первый транш из госбюджета на реализацию проекта составит 200 млн грн. Ранее чиновник ратовал за выделение 1 млрд грн на реконструкцию ВПП в старом аэропорту Днипра. Эта сумма сходится с той, которую озвучил председатель Днепропетровского облсовета Глеб Прыгунов - анонсируя строительство аэропорта в Соленом тот отметил, что из госбюджета будет выделено 200 млн грн, но уже зарегистрирована поправка к проекту госбюджета на следующий год, предусматривающая выделение средств на эти цели в размере 1 млрд грн.

Затраты на строительство нового аэропорта будут сопоставимы с затратами на строительство нового терминала и взлетно-посадочной полосы Одесского аэропорта. 

Вместе с тем, вчера министр инфраструктуры сообщил, что затраты на строительство нового аэропорта будут сопоставимы с затратами на строительство нового терминала и взлетно-посадочной полосы Одесского аэропорта. Тут стоит отметить, что в текущем году только на строительство ВПП в аэропорту Одессы было выделено 500 млн грн, после чего сам Владимир Омелян заявлял, что на самом деле средств необходимо в три раза больше, оценивая реальную стоимость ВПП в 1,5-2 млрд грн.

Что касается сроков строительства аэропорта Приднепровья, то Владимир Омелян озвучил, что строительство займет два, максимум три года.

Государство берет на себя строительство взлетной полосы, а все остальное - частный инвестор.

Кроме того, на вчерашней пресс-конференции он намекнул, что новый аэропорт будет строиться по схеме государственно-частного партнерства. "Государство берет на себя строительство взлетной полосы, а все остальное - частный инвестор. Также, я хотел бы, чтобы подключались обладминистрации", - отметил министр.

Заманить пассажира

Расположение вблизи поселка Соленое позволит объединить пассажиров двух областных центров, а в перспективе и такие крупные города как Кривой Рог и Никополь. "Это правильное стратегическое решение для страны - построить новые воздушные ворота для Днипра, Запорожья и, потенциально, Кривого Рога", - считает Владимир Омелян.

Эксперты с ним соглашаются, но делают некоторые оговорки. "Если представить, что ни в Днепропетровской, ни в Запорожской области нет аэропортов и перед государством стоит задача создать его для обслуживания обоих регионов, то место выбрали хорошее: равноудаленное, возле хорошей транспортной развязки. Но реальность выглядит несколько иначе: в обоих городах есть действующие аэропорты", - отмечает авиаэксперт Андрей Ярмак.

Для жителей Кривого Рога будет опция - часа полтора добираться до нового аэропорта.

Стоит отметить, если с пассажирами из Запорожья, и тем более, Днипра вопросов возникнуть не должно - их логистика будет обеспечена по только что капитально отремонтированному участки дороги H-08. Да и расстояние от центров двух областных центров до потенциального аэропорта составит 40 и 30 км соответственно. То в отношении пассажиров, из того же Кривого Рога все чуть сложнее - расстояние от города до Соленого по прямой каких-то 110 км, но нормального автодорожного сообщения между населенными пунктами нет, не говоря уже о качественном ж/д сообщении.

Владимир Омелян парирует: "В этом году мы завершили четырехполосную магистраль между Днипром и Запорожьем. В будущем то же самое будет и с Кривым Рогом. То есть, для жителей Кривого Рога будет опция - часа полтора добираться до нового аэропорта".

Солоне

Примерное место расположения будущего аэропорта и ближайшие к нему крупные города 

Вопросы без ответов

В остальном проект вызывает больше вопросов, чем ответов, главным образом финансовых. Достаточно категорично о нем высказался Александр Ярославский, президент бизнес-группы DCH, которая планирует возвести новый терминал в действующем аэропорту Днепропетровск. "Давайте говорить о реальных вещах. Вы можете представить, что такое построить на ровном месте аэропорт? Сейчас нет денег реконструировать. Построить новую полосу с имеющейся инфраструктурой - одни деньги. Я не знаю, сколько будет построить аэропорт в чистом поле, без коммуникаций. Наверное, десятки миллиардов гривен. Плюс, это еще все разрешения, авиационные разрешения, согласования", - ответил он на вопрос журналистов "Depo.Харьков" о перспективах аэропорта в Соленом.

Эксперты при этом указывают на отсутствие какой-либо документации проекта. "Те картинки, которые распространяются в сети Facebook, не дают никакого понимания о будущем аэропорте. Кстати, для иллюстрации использовали строящийся терминал аэропорта Запорожье. Строительство аэропорта требует проведения инженерной подготовки, анализа местности и спроса в этом регионе. Насколько я знаю, такие работы пока не проводились", - утверждает авиационный эксперт и бывший руководитель "Украэропроекта" Кирилл Новиков. По его словам, только инженерные исследования и разработка проектной документации обойдется минимум в 1 млн долларов. Андрей Ярмак уточняет, что для строительства аэропорта необходимо решить вопрос с отводом земли, а на это могут уйти месяцы и потребуются значительные финансовые ресурсы.

01  В аэропорту Днепропетровск

Новый поворот в старом деле

Стоит отметить, что новость об аэропорте Приднепровье вызвала большой резонанс. В последние годы аэропорт Днепропетровск, находящийся в управлении частной авиакомпании "Днипроавиа" (недавно стала банкротом), переживал не лучшие времена. Начиная с 2014 года, он терял пассажиропоток: в 2014 году падение показателей работы составило 1,8%, в 2015 году - 22,5%, в 2016 году - 17,7%, в 2017 году - 2,8%. В итоге, после нескольких лет неудач аэропорт Днепропетровск обогнал его сосед в Запорожье, где наблюдалась противоположная тенденция.

В этом году власти взяли ситуацию под свой контроль, что только усилило внимание к аэропорту. Министр инфраструктуры Владимир Омелян лично приезжал в Днипро проинспектировать работу аэропорта. Неоднократно проводились совещания о реконструкции полосы и строительстве нового терминала. Бизнесмен Александр Ярославский объявил о намерении инвестировать в аэропорт Днепропетровск. "У DCH есть уникальный опыт комплексного управления аэропортом. В Харькове мы, по сути, построили все с нуля. С удовольствием применим наши знания в Днипре", - заявил он в марте.

До последнего времени чиновники в своих заявлениях говорили именно о реконструкции действующего аэропорта, а затем вдруг изменили свое решение. "Единственным объяснением я нахожу тот факт, что у властей нет возможности договорится с действующим собственником аэропорта в Днепре", - отметил Андрей Ярмак.

В этом месте не будет проблем ни с собственностью, ни с влиянием непонятных лиц, ни с попытками диктата, кто должен летать, - В. Омелян

Министр Владимир Омелян прямо не назвал возможной причины, но упомянул проблемы в действующем аэропорту Днепропетровск, которые не будут ведомы аэропорту Приднепровья. "В этом месте не будет проблем ни с собственностью, ни с влиянием непонятных лиц, ни с попытками диктата, кто должен летать", - заявил министр. Но подобное заявление вряд ли можно засчитать аргументом, ведь как показывает опыт строительства железной дороги в аэропорт Борисполь, при желании можно решить любые проблемы и оперативно реализовать проект, который тянулся годами.

o_1cs6c9etp9dn1fdv88t1kv91u61l-1

Строящийся новый терминал в Запорожье

Места хватит всем?

Что будет после строительства аэропорта Приднепровье с двумя действующими аэропортами, эксперты неохотно прогнозируют. "Мне сложно рассуждать на подобную тему, пока я не увижу технико-экономического обоснования проекта нового аэропорта и детальных расчетов", - говорит Кирилл Новиков. По мнению эксперта, новый аэропорт имеет право на существование, если он найдет свою нишу, например, станет воздушной гаванью для лоукостеров, но уточняет: "Об этом пока говорить рано".

Андрей Ярмак считает, что будущее аэропорта Приднепровье находится в руках инициаторов проекта. "Его судьба будет зависеть от того, смогут ли они от заявлений перейти к строительству, а затем к интеграции в транспортную систему региона, и далее - к созданию значительно лучшего продукта, чем у того же аэропорта Запорожье", - считает эксперт.

В то же время, Богдан Долинце говорит о возможном в перспективе прекращении работы двух действующих аэропортов. "Появление третьего аэропорта, который будет покрывать зоны охвата уже действующих аэропортов при сравнительно одинаковых аэропортовых сборах (которые регулирует Мининфраструктуры), непременно приведет к уходу с рынка двух последних", - заявил эксперт. По его мнению, появление третьего аэропорта также может создать выгодные условия для авиакомпаний, которые смогут торговаться с двумя действующими аэропортами за более выгодные для себя условия.

С подобными вопросами мы обратились и к директору аэропорта Запорожье. "Мне сложно говорить об этом проекте, поскольку о нем известно очень мало. Со своей стороны, могу сказать, что мы делаем все возможное, чтобы жители Запорожья и региона имели возможность летать", - рассказывает Виктор Бискупский. Директор напомнил о ремонте полосы и строительстве нового терминала, которые финансировались за средства городского бюджета, не получив от государства поддержки. На вопрос о будущем своего предприятия после открытия нового аэропорта, если таковое состоится, Виктор Бискупский отвечает с оптимизмом: "Я уверен, что мы найдем своего пассажира".

Читайте также Операция "Реинкарнация": Получат ли новую жизнь региональные аэропорты