Евро-2012 закончилось, а вместе с чемпионатом канул в лету и поезд Киев-Берлин ("Каштан"). Осенью 2012 года УЗ сообщила, что при условии неизменного количества пассажиров для получения нулевой рентабельности стоимость проезда необходимо повысить в 2,5 раза - до 3,62 тыс. грн. Это автоматически лишило смысла курсирование этого поезда, так как стоимость путешествия авиатранспортом до Берлина на тот момент составляла около двух тысяч гривен.
Сотрудники Бюро железнодорожного туризма в Берлине (Bahnagentur Schöneberg) Петер Коллер и Мартин Копечке любезно поделились с читателями портала ЦТС своим мнением по поводу того, почему железнодорожная связь между Украиной и Германией была прервана. По их мнению, поезд Киев-Берлин можно будет воскресить, если изменится вектор мышления руководства УЗ.
Читайте также: Прощай, Европа: почему "Укрзализныця" сворачивает международные направления
Тарифы
Со стороны УЗ наблюдалось регулярное и немотивированное повышение цен. Так, стоимость проезда в одну сторону двоих взрослых и одного-двух детей (семья на отдых, одно купе) в прицепном вагоне Берлин-Симферополь возросла вдвое в течении двух лет, без изменения в качестве предоставляемого сервиса, и составляла около 400 евро. Наличие дешевых авиалиний, предлагающих к тому же экономию времени, не оставляет мотивов для выбора УЗ в качестве средства доставки к цели.
Устаревшая система заказа билетов (до недавнего времени - по факсу!) привела к тому, что большая часть агентств и турбюро просто отказалась иметь дело с УЗ. Например, на маршруте Будапешт-Одесса приходилось приобретать отдельные билеты на отрезки пути Чоп-Львов и Львов-Одесса, хотя физически вагон находился в составе одного и того же поезда.
Техническое состояние
Технические стандарты и состояние вагонного парка на линии Киев-Берлин не соответствовали принятым в Западной Европе и конкретно в ФРГ нормам. Задержки на границе и срыв расписания были в порядке вещей. Расширенный состав, пущенный перед Чемпионат Европы по футболу в расчете на возросший благодаря болельщикам пассажиропоток состоял из 12 вагонов. Но восьми вагонам из этого состава техконтролем был воспрещен въезд на территорию Германии.
В течении многих лет эти особенности были общими для всех составов, приходящих с территории бывшего СССР. В настоящий же момент техническое состояние составов и выучка персонала Российских Железных Дорог находятся на должном уровне, что не прошло незамеченным пассажирами. Составы Белорусских Железных Дорог привлекают внимание еще и безупречным состоянием вагонов и внешним видом персонала. В этом аспекте поезда международного сообщения являются визитной карточкой страны. Немецкий потребитель научился отличать украинские поезда по их плачевному внешнему виду, характерному для 90-х годов прошлого века.
Пожилую немецкую пару попросили выйти из купе, после чего из-под стенных панелей проводником были извлечены пакеты с контрабандными сигаретами.
Скорость
Сейчас возобновить ж/д сообщение на линии Киев-Берлин хотя бы в виде прицепных вагонов в составе поезда "Варшава - Берлин" не представляется возможным, т.к. максимальная скорость украинских вагонов на 20 км/ч ниже требуемой. Время прохождения маршрута возможно было сократить на два часа за счет использования технологий, позволяющих составу переходить на колею европейского стандарта за десять минут.
Сервис
Грязь в вагонах, не владеющий иностранными языками и часто находившийся под воздействием алкоголя персонал были нормой, как и пособничество последнего контрабандистам. Нередко это происходило прямо на глазах пассажиров. В одном из таких случаев пожилую немецкую пару попросили выйти из купе, после чего из-под стенных панелей проводником были извлечены пакеты с контрабандными сигаретами, а пассажирам в возмещение морального ущерба была предложена плитка шоколада.
Коммуникация
Взаимоотношения между немецкими железными дорогами и УЗ были стабильно осложнены, но с 2010 года замечено резкое их ухудшение. Постоянный партнер по рабочей коммуникации, владеющий немецким языком, был уволен; замена найдена не была. Любое предложение со стороны НЖД должно было пройти путь по организационно-командной цепочке до высшего уровня, а решение по нему - спуститься на уровень исполнителей, вместо того, чтобы решать возникающие проблемы в рабочем порядке по горизонтальной связи.
Постоянный партнер по рабочей коммуникации, владеющий немецким языком, был уволен; замена найдена не была.
Переговоры намечались на уровне генерального директора, что в большинстве случаев не устраивало руководство Deutsche Bahn из-за занятости. Общая культура делового общения носила формальный характер. В конце концов, Deutsche Bahn прекратила попытки улучшить ситуацию при наличествующем руководстве.
Что делать
Возможности развития, очевидно, не замечены ни дирекцией УЗ, ни Министерством транспорта Украины. Более того, история взаимодействия УЗ Deutsche Bahn AG свидетельствует о прогрессирующем ухудшении транспортной и экономической связи обеих стран и нанесении ущерба престижу Украины.
Для исправления ситуации необходимо изменение вектора мышления руководства УЗ в сторону долгосрочного и всеобъемлющего планирования, развитие сообщения между регионами и малыми городами, модернизация методов работы и коммуникации. Существует достаточный потенциал развития, который может принести экономические выгоды. Например, в данный момент между Берлином и Варшавой отсутствует ночной поезд, имеющий в своем составе спальные места. Поэтому восстановление сообщения на линии Киев-Берлин на должном уровне позволило бы охватить не только пассажиров, следующих из Берлина в Киев.
Перевод с немецкого, Александр Пискорский