Власть в очередной раз задекларировала намерение поддерживать отечественного производителя, предусмотрев это государственной Программой активизации развития экономики на 2013-2014 годы. Троллейбусы и трамваи, к примеру, муниципалитеты даже обязывают закупать у отечественного производителя. В ходе недавнего расширенного заседания правительства, на котором программа и была презентована, вице-премьер-министр Александр Вилкул сообщил, что таким образом парк трамваев и троллейбусов обновится на 80%. Кроме того, произойдет переход от маршрутных такси к качественным перевозкам. Однако сильно радоваться инициативе государства не спешат ни украинские производители, ни местные власти.
Дешево и сердито По сообщениям СМИ, сейчас многие города закупают импортный электротранспорт с термином эксплуатации от 12 до 20 лет. В прошлом году Днепропетровск взял у Германии 30 подержанных трамваев на сумму 9,6 млн грн., Луцк купил в Польше 10 троллейбусов по 65 тыс. грн. за штуку, в Тернополь из Чехии привезли два троллейбуса, каждый по 150-300 тыс. Покупать подержанный транспорт местные власти вынуждены из-за нехватки средств на новый – скажем, тот же трамвай украинского производства стоит около 11 млн. грн., троллейбус – около 3 млн. грн.
Поддержать отечественного производителя муниципалитеты готовы, если государство поддержит финансированием. "Для Львова это было бы очень выгодно. Потому что у нас есть два завода, которые могут производить трамваи и троллейбусы, – это ЛАЗ и "Электрон". Такое производство могло бы быть размещено в городе – это дополнительные рабочие места и дополнительные доходы в бюджет. Как правило, государство всегда предусматривает во время программы софинансирование. И мы, не тратя дополнительные ресурсы из городского бюджета на подержанный транспорт, могли бы спланировать этот ресурс и получить новую технику", – рассказал местной прессе первый заместитель мэра города Львова Олег Синютка.
Финансирование государством 50% стоимости транспорта, который закупает город, предусматривает уже существующая "Госпрограмма развития городского электротранспорта 2007-2015". Из необходимых на обновление парка троллейбусов и трамваев 4,06 млрд. грн. половина, 2,04 млрд. грн., должны быть направлены из госбюджета. Дело за малым – лишь бы работала.
Из необходимых на обновление парка троллейбусов и трамваев 4,06 млрд. грн. половина, 2,04 млрд. грн., должны быть направлены из госбюджета.
Понятно, что одной лишь подержанной техникой обновлять парк нельзя – конечно, она проработает еще десяток лет, и даже больше, но при этом стоимость обслуживания будет с каждым годом возрастать. Украинские производители говорят также о том, что их машины являются более экономичными. Так, сверхбольшой троллейбус Е-291 на 210 пассажиров, который производит "Львовский автобусный завод", экономно потребляет электроэнергию, при торможении не потребляет, а отдает ток в сеть. А трамвай производства "Татра-Юг", как утверждают в компании, вдвое экономичнее, чем устаревшие европейские машины, и вложенные в него средства могут окупиться всего за пять лет. Кроме того, если не купить новых троллейбусов и трамваев, то к моменту окончания эксплуатационных сроков снова жестко встанет вопрос замены.
На заработки в Европу Впрочем, отечественный рынок для производителей городского транспорта – не самый привлекательный. Скажем, на ЛАЗе большие надежды возлагали на Евро-2012. Согласно подписанному им с Кабмином в 2010 году меморандуму о сотрудничестве, в рамках проведения в Украине финальной части чемпионата по футболу завод должен был произвести за 3,5 млрд. грн. 1500 автобусов и 500 троллейбусов для четырех украинских городов, принимающих Евро.
Но, если вначале прошлого года руководство ЛАЗа говорило, что заказ к Евро-2012 увеличил объемы производства втрое, позволил увеличить число занятых рабочих на производстве и зарплату, то ныне – о том, что долги городов за поставленный транспорт, которые составляют порядка 50 млн. грн., приводят к недостатку оборотных средств. Хотя финансовые проблемы ЛАЗа вряд ли можно объяснить только долгами городов. Покупатель нарекали на ЛАЗ как на недобросовестного поставщика. Например, недавно KП "Hикoлaeвэлeктpoтpaнc" предпочло белорусские тpoллeйбycы, поскольку, как объяснили гopoдcкие влacти, уже три года не могут получить от ЛАЗа три тpoллeйбyca, деньги за которые перечислили.
Возможно, именно из-за ненадежности рынка отечественного украинские производители транспорта ищут возможности больше работать на рынках внешних. Вплоть до организации совместного производства в других странах.
Так, корпорация "Богдан" совместно с польским производителем агротехники Ursus победила в в тендере на поставку 38 троллейбусов властям Люблина на сумму около $17 млн. Украинская компания поставит кузовы и комплектующие, чешская Cegelec – систему управления, а окончательную сборку осуществит Ursus.
У ЛАЗа сейчас есть планы организовать СП в болгарском городке Габрово по выпуску автобусов и троллейбусов (ежегодно до 800 штук). А в 2011-м ЛАЗ и Koncar-Electric Vehicles уже подписали протокол о намерениях начать совместное производство низкопольных трамваев (в перспективе – до 300 единиц). Хорваты пообещали поставлять тележку в комплекте с электронным оборудованием и электрические компоненты, украинцы должны изготовлять кузов и совершать окончательную сборку.