На Одесской железной дороге в первой половине текущего года зафиксировано общее снижение объёмов грузовых (порядка 3%) и пассажирских (около 7%) перевозок. Вместе с тем, прибыль от реализации услуг выросла более чем на 10 процентов - д о 4,165 млрд грн, из них 3,8 млрд – от грузовых, 0,35 млрд – от пассажирских перевозок. Железнодорожники также фиксируют в текущем году рост перевозок по импорту (26%), стройматериалам (25%), зерну (17%), цветной руде (10%), химическим удобрениям (6%). В частности, к началу августа ОЖД перевезла более 2,8 млн тонн зерновых. Учитывая, что ОЖД обслуживает крупнейшие в Украине морские торговые порты эти показатели неразрывно связанны с работой морских гаваней. В целом, предприятие осуществляет транспортное сообщение девяти морских портов, которые обеспечивают 80% портового грузооборота страны.

В украинских экономических реалиях сотрудничество морских портов и железных дорог, которые, как правило, являются стратегическими партнёрами, используется далеко не на весь потенциал. В ходе недавней «Международной транспортной недели» в Одессе начальник ОЖД Николай Луханин акцентировал внимание на необходимости повышения пропускной способности железных дорог в направлении портов. Как и благодаря чему можно этого достичь, если говорить об Одесской железной дороге, занимающей, в плане работы с морскими портами, исключительное положение?

Обновление колеи Управление ОЖД отмечает, что это, в первую очередь, электрификация основных направлений и участков дорог, модернизация переездов, приборов сигнализации, связи и т.п. «В 2012-13 годах будут электрифицированы участки «Долинская-Николаев» и «Николаев-Колосовка», а также транспортный узел станции «Николаев». Данное направление станет основным для грузоперевозок железной дороги», – сообщила пресс-служба предприятия. В планах также – прокладка второй колеи участка «Долинская-Николаев». Отдельно следует отметить партнёрство ОЖД и ООО «Трансинвестсервис», осуществляющего грузоперевалку на Малом Аджалыкском лимане. К нынешнему моменту, в рамках первого этапа сотрудничества, построена и электрифицирована вторая колея перегона (18-24 км) на участке «Черноморская-Береговая» – подводном пути к портовым терминалам. Второй, третий и четвёртый этапы, расписанные до 2020 года и включающие в себя прокладку и электрификацию колеи, строительство разъездов и т.д., позволят, по утверждению управления ОЖД, увеличить пропускную способность участка «Черноморская-Береговая» до 100 пар поездов в сутки (сегодня этот показатель составляет 33 пары).

Вместе с тем, модернизация колеи производится сегодня не только в направлении портов. Так, за 7 месяцев 2012 года одесские железнодорожники модернизировали 150 километров колеи и заменили 110 комплектов стрелочных переводов. Работы производились на направлении «Мироновка-Пятихатки», где планируется к запуску ускоренный дневной поезд Hyundai между Киевом и Днепропетровском, а также на направлении «Мироновка-Знаменка-Помошная-Одесса», которое является одним из наиболее напряжённых участков.

Подвижной состав Однако, не всё так радужно, как может показаться. Если обновление колеи – дело хоть и постепенное, но вполне осуществимое, то с подвижным составом ситуация обстоит сложнее. Изношенность парка (711 локомотивов, 916 пассажирских и 22,6 тыс. грузовых вагонов) составляет сегодня 85% нормативного срока службы. Например, в 2012 году, на 1 августа, 45 грузовых вагонов были отстранены от эксплуатации для проведения научно-технической диагностики на предмет возможного продления срока дееспособности. ОЖД при этом проводит посильный ремонт и модернизацию подвижного состава. По данным пресс-службы предприятия, за 7 месяцев текущего года отремонтированы 3744 грузовых и пассажирских вагона, модернизированы 512 вагонов и 6 локомотивов. «Учитывая физическое старение и изношенность парка, руководство предприятия намерено, при реформировании отрасли, выделить ремонтные мощности вагонных депо в отдельные подразделения, что позволит не только увеличить число отремонтированных единиц, но и повысить качество ремонта», – отмечает управление ОЖД.

На все подробные мероприятия необходимы значительные средства – и даже упомянутая в начале статьи прибыль вряд ли их обеспечит. Вот и пытается ГП «Одесская железная дорога», как и остальные пять «зализныць» Украины, привлекать банковские кредиты, и особенно активно – в текущем году. Сообщений в «Вестнике государственных закупок» о подобных действиях в последние полгода было немало. Так, в марте с.г. ОЖД объявляла о намерении привлечь кредиты в размере 1 млрд грн и 830 млн грн, в мае – 205 млн грн и 192 млн грн. Информацию о том, какие из этих попыток были «удачными», руководство предприятия  пока не раскрывает. Летом (опять же, по данным «Вестника…») ОЖД выбрала банки «ВТБ» и «Укрсоцбанк» для привлечения возобновляемых кредитных линий на общую сумму 205,1 млн грн – сроком на один год.

И совсем уж «туманная» история произошла с выпуском еврооблигаций на сумму 125 млн долларов США, для чего весной этого года Одесская железная дорога привлекла американский инвестиционный банк Morgan Stanley. Тогда же сообщалось, что все шесть железных дорог Украины – структурных подразделений ГП Укрзалізниця – объявили о планах выпустить еврооблигации на общую сумму 1 млрд. долларов, при этом Южная и Львовская железные дороги также обратились за заимствованиями к банку Morgan Stanley. А в начале лета ОЖД отменила выбор организатора размещения еврооблигаций – как было указано в официальном сообщении, «в связи с невозможностью устранить последствия, которые возникли из-за нарушения законодательства». Иные подробности произошедшего предприятие пока не сообщает.

Развитие коридоров Впрочем, необходимые кредиты ГП всё же получает, плюс – хозяйственная деятельность даёт свою прибыль. А значит – есть возможность говорить о перспективах. Руководство Одесской железной дороги связывает их с развитием транзитных возможностей Украины, а именно – с проходящими по территории, обслуживаемой ОЖД, транспортными коридорами: ТRАСЕСА (через паромную переправу «Ильичёвск»), Критским коридором №9 («Вапнярка-Раздельная-Кучурганы» с ответвлением на Одессу и Ильичёвск), а также коридором «Балтийское море – Чёрное море» («Вапнярка-Одесса»). Развитие железнодорожной инфраструктуры на этих направлениях также предусматривает создание сети взаимосвязанных логистических центров и мультимодальных терминалов в транспортных узлах и на приграничных переходах.

Кроме того, сама отрасль пытается отыскать собственные пути развития. Так, Комплексная программа обновления железнодорожного подвижного состава Украины до 2016 года предусматривает приобретение для ОЖД 9 электропоездов, 4 дизель-поездов и 70 грузовых электровозов переменного тока. Планируемое развитие ремонтных баз депо позволит надеяться на продолжение срока службы определённого числа единиц транспорта. Речь также идёт о внедрении комплексных информационно-технологических систем управления (вертикально-интегрированной системы управления грузоперевозками, автоматизации локомотивного хозяйства), о переходе на электронный документооборот и т.п. Всё это, в комплексе с развитием морских портов и терминалов, с учётом закона о портах, должно стать единой системой, которая способна удержать себя «на плаву» самостоятельно.

Больше по теме читайте в материале Дорога к морю: железнодорожные пути модернизуют в направлении портов