Сорок пять лет тому назад Даниэль Ортега был приговорен к тюремному заключению за участие в вооруженном ограблении отделения Bank of America. Сегодня президент Никарагуа собирается провести более масштабный проект и пострадать от него могут уже не только США, но и Панама. Уже более ста лет жители Никарагуа жаждут у панамцев взять реванш за то, что американские инвесторы предпочли в начале прошлого века строить канал из Атлантики в Тихий океан не через их территорию.  У маленьких стран Центральной Америки слишком мало возможностей для богатства – и использование транзитных трансокеанических возможностей здесь равнозначно  добыче нефти для стран Персидского залива. Считайте сами при похожих географических условиях, площади и размерах населения ВВП на душу населения Панамы почти в три раза превышает показатель Никарагуа - и это исключительно благодаря знаменитому каналу (более миллиарда долларов дохода в год).

Впрочем, сейчас в мире сложилась уникальная ситуация для строительства еще одного канала, который будет почти в два раза глубже Панамского. И если путь в Панаме по праву считался американским детищем на заре всемирного могущества Вашингтона (контролировался им с 1914 года вплоть до 1999 года), то Никарагуа может стать соответствующей площадкой для исполнения роли мирового лидера Китаем.

Кто построит 5 июня Даниэль Ортега внес в парламент законопроект о строительстве канала в Никарагуа. Стоимость работ по приблизительным оценкам может достигнуть 30 млрд долларов (около 25 годовых бюджетов страны), еще более 350 млн пойдут на исследовательские работы и подготовку технической документации.

Среди главных спонсоров проекта рассматривается Китай и страны БРИК. Дело в том, что Поднебесная сможет через более мощный канал (чем Панамский) легко получать нефть из Венесуэлы. Именно рост товарооборота Китая с Латинской Америкой привел к реанимации проекта строительства канала в Никарагуа.

Согласно многочисленным заявлением представителей правительства Никарагуа большой интерес к каналу проявляет также Россия. Так, министр иностранных дел Самуэль Сантос в июне заявил, что "Россия проявила большой интерес к возможности участия в строительстве трансокеанского канала на территории Никарагуа для крупнотоннажных судов". В 2009 году по этому поводу высказался и Дмитрий Медведев – он заявил, что "Россия заинтересована в реализации строительства межокеанского водного канала". Примечательно, что в 80-х годах прошлого века СССР уже собирался строить этот канал, но до начала стройки просуществовать не смог.

Руководитель проекта Эден Пастора рассказывает, что руководство страны провело переговоры также с Японией, Китаем, Россией, Венесуэлой, Бразилией, Южной Кореей, и все они проявили большой интерес. Строительство, по его словам, будет вести совместное предприятие, в котором правительству Никарагуа будут принадлежать 51% акций, а остальные 49% - победителям тендерных торгов, которые состоятся не позже осени 2012 года. Российские СМИ пишут, что РФ и Китай предлагают наиболее выгодные условия поставок оборудования и капиталовложений в реализацию проекта, и поэтому конкуренция развернется прежде всего между ними. Пастора заметил, что мировая промышленность и торговля в XXI веке "стремительно смещаются в Азиатско-Тихоокеанский регион", а потому "Никарагуанский канал должен быть более широким и глубоким, чем Панамский".

Техническая характеристика проекта Никарагуанский канал пройдет по реке Сан-Хуан и озеру Никарагуа. Его протяженность составит 286 километров, глубина - 22 метра (Панамский канал - 12,5 метра), максимальная ширина фарватера - 114 метров. По каналу смогут ходить крупнотоннажные морские суда грузоподъемностью до 270 тысяч тонн, в то время как Панама может пропустить корабли, берущие на борт не более 70 тысяч тонн, а после модернизации, которая должна быть завершена к 2015 году, - не более 130 тысяч тонн.

Протяженность в 280 км означает, что мечта Ортеги будет в три с половиной  раза длиннее, чем канал в Панаме. Впрочем, на пользу проекта может сработать наличие природной системы состоящей из двух крупных озер Манагуа и Никарагуа, которые соединены с Атлантическим океаном рекой Сан-Хуан (192 км). Фактически копать на суше придется только 20 километров. Все работы строители обещают завершить в течение пяти лет.

Главное преимущество проекта – это глубины фарватера и мощность грузопотока. Запущенный в эксплуатацию в 1914 году Панамский канал уже явно не справляется с работой. Его пропускная способность стремительно отстает от роста количества судов, желающих воспользоваться коротким маршрутом между океанами. Таким образом, с экономической точки зрения появление Никарагуанского канала весьма востребовано.

Препятствия Проект канала встретил сильное сопротивление экологов, а также Коста-Рики, граница с которой проходит по реке Сан-Хуан. В Панаме также принимают контрмеры. К 2014 году Панамский канал будет модернизирован и сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай.

В ходе реконструкции планируется провести дноуглубительные работы и построить новые, более широкие шлюзы. В результате к 2014-2015 годам через Панамский канал смогут проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возрастет до 18,8 тыс. судов в год. Реконструкция обойдется в  5,25 млрд долларов, что в пять раз дешевле строительства канала в Никарагуа.

Впрочем, главное препятствие – это США. Если американские инвесторы проявят к проекту интерес, то им, возможно, будет трудно договориться с Ортегой - одним из самых непримиримых оппонентов Вашингтона в мире. Если же, Никарагуа намерится строить канал без американцев, то даже китайцам будет сложно развернуться в регионе традиционно входящим в зону геополитических интересов США.