На украинский рынок дноуглубительных работ впервые выходит компания из числа мировых лидеров. 16 мая свидетельство о регистрации своей дочерней компании получила Dredging Int. В это же время на другом конце мира - в Австралии бельгийская компания боролась и побеждала в тендере на миллиард долларов. Украинский рынок просто несопоставим с такими объемами. Во многом именно это и объясняет тот факт, что компании уровня Dredging Int. до сих пор обходили вниманием нашу акваторию стороной.
Однако ситуация изменилась после возникновения проекта проведения дноуглубительных работ в порту Южный с бюджетом в 200 миллионов долларов. Учитывая, что бельгийская компания уже активно работает в российской части Черного моря (Сочи, Тамань, Южный поток), участие в этом тендере стало логичным решением.
Группа Dredging, Environmental and Marine Engineering NV (DEME) состоит из 71 компании, дочерних предприятий, филиалов, представленных в 45 странах. Ее доход по итогам 2010 года составил 1,8 миллиардов евро, чистая прибыль в 2011 году - 104 миллиона евро. О том, какое строительство ведет компания в российских портах, а также о перспективах дноуглубительных работ в Украине рассказывает глава "Дреджинг Интернешнл Украина" Виктор Губерт.
Виктор, раньше вы работали в России, но сегодня продвигаете интересы Dredging Int. в Украине. Чем обусловлен интерес к отечественному рынку?
Я в компании Dredging Int. работаю не так давно, история отношений началась с реализации проекта по созданию территории для олимпийских объектов в Сочи, на тот момент я представлял интересы одного из подрядчиков. Прошлой весной мне предложили создать дочернюю компанию Dredging Int. в Украине, т.к. здесь появились интересные перспективные проекты, и мы начали создавать фундамент на украинском рынке.
Дочерняя компания уже создана?
Да. Компания "Дреджинг Интернешнл Украина" зарегистрирована 16 мая 2012 года, но мониторинг украинского рынка дноуглубительных работ компания делает уже несколько лет. Причиной открытия дочернего предприятия "Дреджинг Интернешнл" в Одессе послужили позитивные изменения в отрасли, и подписанный президентом Украины закон о морских портах подчеркнул это. Мы считаем, что принятый закон о портах позволит создать новую модель взаимовыгодного сотрудничества между портами и инвесторами.
В Украине мы уже провели ряд презентаций в портах, встречались с руководством Aссоциации портов Украины, руководителем "ЧерноморНИИпроект", а также провели несколько встреч с топ-менеджментом крупнейших частных портовых компаний-операторов.
В Украине мы еще не работали, но имеем десятилетний опыт работы в России. Дноуглубительные работы для намыва территории в пригороде Калининграда, участие в проекте развития порта Усть-луга в Санкт-Петербурге (около 30 млн м.куб. дноуглубительных работ), образовании территории в Сочи для олимпийских объектов, работаем сейчас в Тамани.
В целом компания имеет 150-летний опыт гидротехнических работ. В корзине выполненных проектов развитие побережья Аль-Раха в Персидском заливе, дноуглубление и намыв взлетной полосы (20 млн кубометров) аэропорта Доха, дноуглубление подходного канала в порту Кувели (Грузия), работы в портах Бургас и многие другие. Недавно компания выиграла тендер большого проекта в Австралии.
В Тамани сейчас ведутся дноуглубительные работы?
Да, у нас там сейчас работает одно судно, самоотвозной трюмный землесос BRABO, а флот компании - это более 80 единиц судов.
Тендер по дноуглублению порта Южный станет вашим первым боевым крещением в нашей стране?
Нет. В прошлом году мы участвовали в тендере строительства контейнерного терминала "Карантинный мол" в Одесском порту. Dredging Int. участвовала как нерезидент, т.к не имела здесь представительства. Это и стало нашим слабым звеном. Ведь один из представителей компании-заказчика ГПК-Украина в официальном письме подтвердил, что выиграла компания Moebius, но наше техническое предложение было интереснее, причиной отказа было отсутствие Украинской лицензии на строительство.
Впрочем, решение такого гиганта как Dredging Int. открыть представительство в Украине свидетельствует о больших перспективах и этого локального рынка. Как бы вы его охарактеризовали?
Не каждый порт в Украине сегодня может позволить себе обеспечивать комплексное техническое обслуживание для поддержания навигационных глубин. Вчерашний день объясняет сегодняшнее положение в отрасли, но восстановление началось и перспективы видны. Сегодня Мариупольский порт купил новый дноуглубительный земснаряд, и мы знаем, что скоро счастливым обладателем земснаряда будет госкомпания "Дельта-лоцман", но этого мало на сегодняшний день, а для возрождения отрасли надо привлекать дополнительные ресурсы.
Украинский рынок дноуглубительных работ довольно большой, и спрос на нем превалирует над предложениями. Украинский флот земснарядов технически устарел и не готов к таким проектам. Сегодня здесь создается здоровая конкурентная борьба, работы много, и мы готовы предложить заказчикам комфортные условия на базе нашего многолетнего опыта. Компания имеет высокотехнический флот с повышенными эксплуатационными характеристиками по выполняемым функциям экономичности, экологичности, безопасности, и гибкие финансовые инструменты дают возможность нам быть в лидерах на рынке дноуглубительных работ в мире.
Вы рассчитываете на значительное увеличение объема дноуглубительных работ в Украине?
Не секрет, что движущей силой развития портов на сегодняшний день являются грузовладельцы. Они очень заинтересованы в развитии гаваней, морских коридоров. Например, сегодня существует дефицит мощностей по перевалке насыпных грузов в порту Южный. Это очень большой проект для Украины, и сегодня в стране нет примеров выполнения такого рода работ с таким большим объемом. Сегодняшняя задача украинских портов - уйти от рейдовой перевалки генеральных грузов, необходимо увеличивать грузопотоки.
Параллельно с проектом в порту Южный идет развитие порта Ильичевск, где планируются дноуглубительные работы в объеме около 3,5 млн м куб. Судоходные каналы Дунай-Черное море, БДЛК тоже требуют качественного обслуживания и развития, а Севастополь - на очереди, т.е. работы много, и мы готовы предложить высокий уровень услуг, соответствующий высоким требованиям заказчика.