После запуска первых скоростных поездов производства корейской корпорации Hyundai Rotem в Украине у пассажиров возникло множество вопросов. Из-за технических проблем поезда задерживаются в пути, при этом билеты стоят весьма недешево. На вопросы о безопасности, ценах, инфраструктуре и возможной локализации производства ответили глава представительства Hyundai Corporation в Украине Юн Сук Чой и менеджер проекта Hyundai Rotem Донг Хун Ли.
Успели ли все поезда пройти необходимые испытания? Были ли они протестированы в условиях холодного климата? Завершены ли испытания на данный момент, или они еще проходят параллельно с эксплуатацией?
Мы провели заводские испытания, пусконаладочные работы еще до поставки наших поездов в Украину. Также уже после поставки поезда прошли те испытания, которые требуются украинскими сертификационными органами, все необходимые разрешения от украинских сертификационных органов на узлы и детали поезда также получены. Касательно холодного климата - по условиям контракта, наш поезд должен работать при температуре минус 40. Поэтому мы провели тестирование всех деталей в Корее именно при такой температуре. Так что можно сказать, что наш поезд уже проверен достаточно.
То есть никаких испытаний больше не будет проводиться?
Сейчас мы получили одобрение от МВК (Межведомственной комиссии – Авт.) на временную эксплуатацию поездов с пассажирами на 3 месяца. По истечению этого периода пройдет новое совещание комиссии, по итогам которого уже будет принято решение о том, нуждаются ли поезда в дополнительных испытаниях.
Сколько месяцев проводились испытания? В России, например, при первом запуске скоростных поездов испытания подвижного состава длились около 2 лет, у нас гораздо меньше - почему такая разница, достаточно ли этого?
В первую очередь стоит сказать, что испытания действительно могут проводиться два года. Но это касается лишь совсем новых поездов. У нас же есть опыт поставки в другие страны, поэтому, можно сказать, данный поезд уже хорошо проверен. Наш первый с момента заключения контракта состав был полностью собран в Корее 20 декабря 2011 года. В Украину он был поставлен 11 марта, пусконаладочные работы и испытания длились до 16 мая. Все основное электрооборудование, главные системы поезда уже были проверены в других странах ранее. Нам лишь нужно было, чтоб поезд адаптировался к среде и инфраструктуре украинских железных дорог, а также обучить машинистов.
Уточните, куда уже поставлялись такие поезда? Потому что ранее заявлялось, что поезд был разработан специально для Украины и никуда до этого не поставлялся.
В этом году мы поставили Корейской железной дороге похожие по спецификации поезда, также рассчитанные на скорость 160 км/час. Их эксплуатация началась в этом году. В 2010 году в Малайзию мы также поставили похожие поезда, только со скоростью 180 км/час. Кроме этого, мы осуществляли поставки подобных поездов в Ирландию, Индию, Бразилию, Новую Зеландию и США.
Но ведь и ширина колеи, и условия климата во всех этих странах отличаются. Каков процент идентичности всех этих моделей, о которых вы сказали, с украинскими составами?
Системы поезда практически одинаковы. Отличие - это ширина колеи, у вас она широкая - 1520 мм. В Индии, к примеру, тоже широкая колея, 1600 мм. В Ирландии колея также широкая. Так что опыт поставки на такой тип колеи у нас есть. Касательно климата - в Корее он похож с украинским, у нас тоже бывает зимой минус 35 градусов, так что можно сказать, что условия климата практически идентичны.
Есть уже результат по поиску завода, на котором будет локализировано производство этих поездов в Украине?
Пока детального обсуждения по этому поводу нет.
А какой срок оговаривался - когда вы должны выйти на локализацию производства в Украине?
У нас есть принципиальная договоренность с государством Украина о том, что будет реализована концепция локализации. Мы подтверждаем, что такой интерес у нас есть. Касательно сроков договоренности еще нет, мы и украинская железная дорога пока уделяем все наше внимание тому, чтобы во время Евро-2012 наши поезда показали себя наилучшим образом. Возможно, после этого мы приступим к более детальным переговорам на счет локализации.
Каким был опыт внедрения первых скоростных поездов в Корее - отличались ли существенно цены от обычных поездов и пользовались ли спросом новые составы?
Мы пустили в эксплуатацию скоростные поезда в 2001 году. Тогда разница в тарифе между обычным экспрессом и скоростным поездом была двукратной, то есть скорый поезд был в два раза дороже. Его цена составляла 70% стоимости билета на самолет на этом же маршруте.
А как насчет скорости - во сколько раз она отличалась?
Экспресс развивал максимально 150 км/час, скоростной поезд - 300 км/час. Количество пассажиров скоростных поездов быстро начало увеличиваться, и сейчас экспрессами пользуется в 10 раз меньше пассажиров, чем скоростными поездами.
Как вы оцениваете состояние готовности украинской железнодорожной инфраструктуры к эксплуатации скоростных поездов?
У нас есть опыт поставки поездов в Тунис, другие страны Африки, Малайзию. Должен сказать, что по сравнению с этими и многими другими странами состояние инфраструктуры в Украине хорошее.
Накануне запуска программы скоростного движения много говорилось о том, что радиусы кривых наших железных дорог станут ограничивающим фактором для этого - получается, что это не так?
На самом деле в сравнении с другими странами таких участков в Украине очень мало. Обычно поезд развивает максимальную скорость лишь на отдельных отрезках, которые составляют не более 10-20% всего пути. Не могу точно сказать, каков этот процент в Украине, но он однозначно больше. Тут есть участки, где поезд едет с максимальной скоростью в течение 40 минут, что очень немало.
Почему в таком случае мы не заказали поезда на бόльшую максимальную скорость - такими были рекомендации Hyundai или это исключительно выбор Украины?
Если железнодорожный путь не построен только для скоростного движения, а используется параллельно и для пассажирских, и для грузовых поездов, то максимум скорости на нем ограничен до 180 км/час. Чтоб внедрить скоростное движение для поездов со скоростью более 250 км/час, нужно построить отдельный путь и отдельную контактную сеть.
То есть мы могли закупить поезда и на 250 км/час?
Нет, тут разница уже в конструкции поезда. Поезда до 180 км/час - еще не скоростные. То, что выше этой планки - это уже техника скоростного движения.
Сколько может стоить строительство железнодорожного полотна, предназначенного для скоростного движения от 250 км/час и выше?
В Корее мы строили такой путь между Сеулом и Пусаном, расстояние там 400 км, поезд преодолевает его за 2,5 часа со скоростью до 300-350 км/час. Это обошлось нам в 20 млрд долларов. Правда, таков бюджет целого проекта по запуску скоростного движения на данном маршруте, из него непосредственного на строительство ушло 70% суммы, на сам путь и контактную сеть – 20%, 10% - на закупку подвижного состава. Высокая стоимость затрат на строительство объяснялась тем, что государство вынуждено было компенсировать стоимость земли ее владельцам. Поэтому, думаю, для Украины эта стоимость была бы ниже. В целом примерный расчет - 50 млн долларов за 1 км пути.