Пассажирооборот в 3,6 миллиардов человек в год. С такими показателями украинский рынок автобусных перевозок выглядит очень привлекательно для инвестиций. Впрочем, эта ниша уже давно занята маршрутками - автобусами малой вместимости (16-20 человек), которые переделывают из импортных "бэушных" грузовых авто. Во Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков утверждают, что сейчас в Украине насчитывается 26 тысяч таких "спринтеров" (маршрутки унаследовали свое название от своих грузовых "родителей" - авто марки Mercedes Sprinter) и на их долю приходится около 80% рынка. При этом рынок совершенно не консолидирован: на нем работает около 10 тысяч компаний (чаще - ФЛП), то есть основная часть из них имеет в парке лишь по несколько единиц транспорта.
Автобусы на 15 миллиардов Вице-премьер - министр инфраструктуры Борис Колесников готов пересадить украинцев не только на новые поезда, но и на новые автобусы. Для этого его ведомство разработало "Государственную целевую экономическую программу развития автомобильного транспорта до 2015 года". Основная цель документа - создать благоприятные условия для обновления автобусных парков украинских перевозчиков, причем именно за счет техники, произведенной в Украине. Для этого планируется предоставлять государственные субсидии на покупку украинских автобусов: ежегодно до 2015 года в расходах госбюджета будет закладываться 600 млн грн на компенсацию процентов по кредитам.
Согласно тексту программы, планируется компенсировать полную кредитную ставку в размере 15% годовых. Всего на реализацию программы потребуется 2,1 млрд грн бюджетных средств. А полную ее стоимость в Мининфраструктуры оценили в 15 млрд грн. Хотя программа содержит и некоторые другие меры по развитию рынка пассажирских автоперевозок (например, создание реестров маршрутов общего пользования, внедрение новейших технологий и информационных систем), основная доля средств пойдет именно на обновление автобусного парка. На эти деньги, как подсчитали в транспортном ведомстве, можно закупить 3397 автобусов, из которых 2133 среднего класса (вместимостью до 60 пассажиров), 720 большого класса (до 100 пассажиров) и 544 особо большого класса (на 160 пассажиров).
На реализацию программы потребуется 2,1 млрд грн бюджетных средств
Данные объемы являются беспрецедентными для украинского рынка. Сейчас количество автобусов среднего и большого класса, которые могут быть использованы на междугородных маршрутах, исчисляется лишь несколькими сотнями. По словам главы ВААП Игоря Шкири, еще лет пять назад транспортники могли себе позволить ввозить технику из Европы, и тогда объемы новых поступлений исчислялись сотнями в год. Сейчас они снизились до десятков и даже единиц.
Теневые конкуренты Несмотря на то, что Мининфраструктуры уже не первый год декларирует намерения вывести этот сегмент из тени, пока подвижки здесь довольно слабые. Перевозчики жалуются, что "спринтеры" подминают под себя практически весь региональный пассажиропоток. Несмотря на то, что вице-премьер устал разъяснять народу, как небезопасна эта грузопассажирская техника, что в принципе регулярно подтверждается сводками ГАИ об авариях на дорогах, симпатии пассажиров все же остаются на стороне этих гибридов. И это понятно: во-первых, обычно они дешевле больших автобусов. Во-вторых - ими удобней пользоваться, поскольку нет необходимости ехать на автостанцию и ждать, пока автобус отправится в нужном направлении по расписанию. К тому же за счет малой вместимости маршрутки могут позволить себе ходить гораздо чаще, чем автобусы на регулярных линиях (иногда они делают по 10-15 рейсов в день на фоне двух-трех вариантов отправления, доступных у автобуса). Наконец, они отправляются от тех точек в городе, где концентрируется максимальное количество людей - с рынков, от станций метро или с обычной автобусной остановки.
Но еще одна немаловажная причина того, что автобусы жестко проигрывают конкуренцию "спринтерам" - в их количественном соотношении: последние берут массой, в то время как перевозчикам, владеющим парком междугородных автобусов, не под силу предложить достаточное количество перевозочных мощностей для обеспечения всего объема перевозок. "Сейчас почти никто не закупает транспорт. У легальных перевозчиков очень низкая рентабельность - свои тарифы мы вынуждены подтягивать к "нелегалам", а у них за счет более низких затрат и экономии на налогах экономический эффект от перевозки выше на 30-35%", - жалуется директор компании "Черниговавтосервис" Владимир Козырь.
В последние годы, отчаянно борясь с "маршруточниками", Мининфраструктуры не сделало ничего, чтобы стимулировать ввоз в страну доступных автобусов из-за рубежа. Перевозчикам приходилось перебиваться закупкой подержанного транспорта, который имел хоть какие-то шансы окупить себя. Но ввозные пошлины сейчас в Украине действуют как для новых, так и б/у автобусов.
Так что, если Мининфраструктуры получит поддержку правительства и согласует свою программу в уполномоченных ведомствах - уже совсем скоро никаких даже формальных поводов сдерживать уничтожение маршруток как класса не будет. По идее, рынок должен будет наполниться новыми недорогими автобусами, закупленными по льготным кредитам. С другой стороны, замысел вице-премьера остается не до конца понятным: в данный момент в Украине не производятся автобусы для междугородных перевозок.
ЛАЗу есть что предложить Правда, с этим не согласны на "Львовском автобусном заводе". Как сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе предприятия, компания готова презентовать абсолютно новую модель автобуса для междугородных перевозок среднего класса.
"Это автобус модели Лайнер 141, в котором заложены современные технологические решения по умеренной цене. Автобус имеет от 23 до 39 мест в разных вариантах, 9,2 м в длину, расход топлива - 18 л дизеля на 100 км", - рассказали в пресс-службе ЛАЗа. Кроме того, говорит пресс-секретарь компании Оксана Горак, Лайнер задумывался как универсальный автобус с большими трансформационными возможностями. Он имеет пять вариантов планировки салона для города и пригорода. "Это может быть либо обычный междугородный автобус на 35 мест, либо междугородный автобус повышенного комфорта на 30 мест. Также кузов Лайнера может трансформироваться в специальные транспортные средства - школьный автобус, медицинский и так далее", - рассказывает Горак.
В ЛАЗе уверены, что новая разработка вполне способна восполнить потребности рынка в междугородной технике. Сделать это не способны, считают в ЛАЗе, ни автобусы Богдан и Эталон, которые, по словам Оксаны Горак, собираются на грузовых шасси, ни подержанный транспорт из Европы. "Его невысокая стоимость обусловлена тем, что поставщик не проводит капитальный ремонт кузова, который необходим в случае поставки автобусов старше 10 лет. Это очень опасно для пассажиров", - уверена представительница ЛАЗа.
Впрочем, способность ЛАЗа обеспечить поставку автобусов в рамках предложенной Борисом Колесниковым программы вызывает сомнения. Во-первых, непонятно, как описанная модель закроет сразу все ниши рынка, тем более что до большого автобуса (не говоря уж об особо большом) Лайнер не дотягивает. С его дальностью, заявленной в технических характеристиках (400 км), и пассажировместимостью (30-40 человек) он может котироваться лишь как средний. Во-вторых, еще не забылись попытки вице-премьера обеспечить города, принимающие Евро-2012, тысячами автобусов и троллейбусов производства ЛАЗа. В итоге программа выполнена лишь на малую долю, да и те поставки сопровождались скандалами, связанными с претензиями заказчиков к качеству техники. А доверять междугородному автобусу, который еще даже не вошел в серийное производство, перевозчики тем более не готовы. "Наш опыт работы с отечественной техникой довольно печален. Автобусы прослужили 3-4 года, после чего потребовали капитального ремонта, но у производителя не была налажена ни система техобслуживания, ни поставка запчастей", - говорит Владимир Козырь о пригородных автобусах одного из отечественных производителей.
Но все же хочется верить, что если уж Мининфраструктуры возьмется дотировать за государственный счет отечественного производителя и автоперевозчиков, то пассажирам при этом будет гарантировано и качество перевозок, и адекватные цены.