Вопрос возобновления производства уникального тяжелого транспортника Ан-124 уже неоднократно обсуждался властями России и Украины. Ресурс действующих машин постепенно исчерпывается, однако спрос на перевозки крупногабаритных грузов по воздуху остается. Все предыдущие попытки наладить серийный выпуск этих машин пока что не приносили успеха. Но, не исключено, что на сей раз дело удастся сдвинуть с мертвой точки.

По данным источников Центра транспортных стратегий в авиастроительной отрасли, сейчас Россия и Украина активно готовят к подписанию проект межправительственного соглашения о серийном производстве "Русланов" на мощностях Ульяновского авиазавода. Как уточнил собеседник ЦТС, в настоящее время документ находится на согласовании у российской стороны, но ориентировочная дата его подписания пока неизвестна и будет зависеть от хода переговоров.

Государственное агентство Украины по управлению корпоративными правами и имуществом пока воздерживается от комментариев. Государственный авиастроительный концерн "Антонов" также не готов предоставить свою позицию. По неофициальным данным, программа будет предусматривать изготовление более 60 машин, из которых 40 предназначены для компании "Волга-Днепр", 20 – для Министерства обороны РФ, два – для Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий, а также три – для авиакомпании "Авиалинии Антонова".

Производство планируется на Ульяновском авиазаводе (РФ)

Предполагается, что в серийное производство будут запущены модернизированные версии транспортника. "Ан-124 - это уникальный самолет, не имеющий аналогов. Он востребован на рынке. Мы провели его модернизацию: существенно подняли максимальную коммерческую нагрузку со 120 до 150 тонн, в два раза увеличили ресурсы самолета, делаем "стеклянную кабину", устанавливаем новый комплекс оборудования", - заявлял ранее в интервью Центру транспортных стратегий президент-генеральный конструктор "Антонова" Дмитрий Кива.

По его мнению, начать производство новой версии "Руслана" можно уже в 2014 году. "По нашим оценкам, первый самолет новой серии может быть готов уже в 2014 году. Сейчас на заводе в Ульяновске выпускаются Ту-204, Ил-496, идет модернизация Ан-124, ведется изготовление агрегатов. Но завод недозагружен, и параллельно можно было бы запускать производство Ан-124", - отметил Кива.

Однако, скорее всего, выпуск Ан-124 начнется в 2016 году. Планируется, что на этих самолетах будут установлены новые двигатели – Д-18Т пятой серии, которые сделают воздушные суда на 15% экономичнее. "Украинская компания "Ивченко Прогресс" уже приступила к разработке двигателя пятой серии, однако до подписания контракта на самолеты полномасштабное финансирование этого проекта не начнется", – отмечает исполнительный президент авиакомпании "Волга-Днепр" Валерий Габриель.  По его оценкам, объем инвестиций в создание современной силовой установки составит около 600 млн долл.

Д-18Т пятой серии будут устанавливаться на версию Ан-124NG. Помимо этого, "Волга-Днепр" рассчитывает получить самолеты Ан-124-111. Эта машина будет оснащена силовыми установками Д-18Т серии 3М, которые всего на 2% экономичнее существующих, однако будут соответствовать требованиям IV главы ICAO (Международной ассоциации гражданской авиации) по шумам и выбросам. Инвестиции в модернизацию двигателя до серии 3М оцениваются в 25 млн долл.

А пока что Ульяновский авиазавод проводит модернизацию существующей техники для российских военных. 12 апреля министр обороны РФ Анатолий Сердюков и генеральный директор ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев подписали контракт на модернизацию и продление ресурса самолетов Ан-124, принадлежащих военно-транспортной авиации РФ. Контракт заключен сроком на три года –  с 2012 по 2014 год. За это время предприятию предстоит обновить шесть Ан-124 до версии Ан-124-100. "В настоящее время на предприятии уже ведутся работы по восстановлению летной годности и модернизации двух самолетов. В конце года планируется передача "Русланов" заказчику", - говорится в пресс-релизе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) РФ. Остается надеяться, что после завершения этих работ предприятие приступит к выпуску новых Ан-124.