В последний день зимы Керченский судоремонтный завод остался без электроэнергии. Долги предприятия перед энергетиками превысили миллион гривен. Из-за многочисленных обязательств еще раньше на счета завода был наложен арест. Руководство завода сетует, что из-за этого не может получить средства от российских компаний за выполнение заказов - ремонт шести пароходов.
"Сегодня мы ведем переговоры с банком "Морским" о реструктуризации долга и, по возможности, разблокировании счетов. Потому что на сегодняшний день большая часть заказов - это российские компании, и деньги, которые поступают на счета, списываются ОГИСом, и мы не можем управлять этой ситуацией", - рассказывает исполняющий обязанности директора завода Павел Йено.
В то же время предприятие пытается наладить сотрудничество с нефтегазодобывающей компанией "Черноморнефтегаз", запланировавшей на 2012 год ремонт трех буксиров на общую сумму порядка 80 млн грн. Завод также активно занимается восстановлением деловых контактов с прежними заказчиками, в частности, с российской судоходной компанией "Донречфлот".
За счет выполнения этих заказов уже во втором квартале 2012 года завод рассчитывает выйти на загрузку 60% и приступить к погашению многомиллионных долгов, которые на сегодняшний день достигли отметки в 28 млн грн, из которых 4 млн грн - долг по зарплате.
Сейчас вопрос восстановления позиций на рынке судоремонта имеет для Керченского СРЗ принципиальное значение, поскольку завод стоит в очереди на продажу и от его экономической привлекательности будет напрямую зависеть цена сделки.
Черепашьими темпами Вместе с тем руководство предприятия сетует, что процесс приватизации продвигается черепашьими темпами, и главную скрипку в этом вопросе играет Фонд госимущества Украины, который в последние годы медлил с продажей целостного имущественного комплекса завода. "Мы подстегиваем Фонд госимущества Украины, чтобы он как можно быстрее выставил завод на продажу. Тем более что реальный покупатель на этот завод уже есть ‑ это российский инвестор, который имеет достаточно большой флот", ‑ заявил Павел Йено.
Примечательно, что еще в 2009 году, будучи депутатом крымского парламента, Павел Йено выступал рьяным противником продажи КСРЗ и даже инициировал обращение к тогдашнему руководству страны о прекращении процесса приватизации. Свою позицию депутат аргументировал тем, что продажа судоремонтного завода, приносящего стабильный доход в бюджет, экономически нецелесообразна и противоречит интересам государства. Сейчас, когда Павел Йено фактически стал руководителем завода, его позиция кардинально изменилась. По его мнению, приватизация завода позволит привлечь инвесторов, провести модернизацию оборудования, и главное ‑ решить давнюю проблему ‑ погасить долги по зарплате.
Стоит отметить, что начиная с 2009 года, когда Кабинет Министров Украины принял решение о приватизации Керченского судоремонтного завода, это вызвало шквал неодобрения со стороны крымской общественности и депутатского корпуса - они опасались, что завод превратят в культурно-развлекательный центр. Попытки крымских парламентариев передать завод в собственность Фонда имущества Крыма оказались безуспешными.
Негативную реакцию вызвала и цена, по которой изначально пытались продать Керченский СРЗ, ‑ 2 млн долларов США. Эксперты полагают, что эта сумма явно не соответствует реальной стоимости предприятия и должна быть в разы выше. Ведь завод едва ли не единственный на Черном море имеет два плавучих дока, дающих возможность производить ремонт судов без транспортировки их на сушу. Более того, выгодное географическое положение предприятия, находящегося на перекрестке основных торговых путей и связывающего Азовский и Черноморский бассейны, оптимальные климатические условия, а также незамерзающая акватория позволяют круглогодично производить ремонт судов различного назначения доковой массой до 8,5 тыс. тонн и осадкой до 5 метров.
Закономерный интерес Неудивительно, что завод привлек внимание многих бизнесменов. Так, еще в 2010 году интерес к покупке Керченского СРЗ проявил украинский миллиардер Константин Жеваго, контролирующий финансово-промышленную группу "Финансы и кредит". Также среди потенциальных покупателей называли экс-заместителя министра транспорта Игоря Урбанского, в сферу интересов которого входила одесская группа компаний Kaalbye, Измаильский судостроительно-судоремонтный завод и ООО "Дунайсудносервис".
Однако в силу ряда причин приватизация завода постоянно откладывалась. В 2011 году предпринимались слабые попытки продолжить этот процесс, однако они ничем не завершились. Наконец, в этом году дело сдвинулось с мертвой точки. По данным руководителя КСРЗ, к настоящему времени завершен процесс инвентаризации завода и уже в течение полугода имущественный комплекс госпредприятия планируется выставить на продажу. "На сегодняшний день Фонд госимущества Украины провел торги и назначил фирму для оценки завода. Планируется в течение шести месяцев целостный имущественный комплекс госпредприятия выставить на продажу", ‑ проинформировал Павел Йено.
Интерес к покупке Керченского судоремонтного завода со стороны российских судоходных компаний эксперты называют вполне закономерным, так как Россия активно наращивает темпы морских перевозок, в том числе в Черноморском бассейне, и поэтому нуждается в судоремонтной базе. Учитывая то, что КСРЗ находится в незамерзающей акватории, он имеет преимущества перед российскими судоремонтными заводами, в частности, Новороссийском, где погодные условия не самые лучшие для судоремонта.
В этой связи эксперты отмечают, что даже несмотря на сложное экономическое положение предприятия, его ценность гораздо выше и поэтому проблем с поиском покупателя не возникнет.