Ледовая кампания зимой 2012 года оказалась невероятно сложной для транспортной отрасли. Резкое снижение температуры привело к замерзанию водных путей и практически парализовало судоходство на Дунае. О том, как порт пережил зиму и на какие грузопотоки рассчитывает в 2012 году, рассказывает начальник предприятия Юрий Фуртатов.

Как отразилась сложная ледовая обстановка на работе Измаильского порта?

В результате сильных морозов и низкого уровня воды существенно снизилась скорость течения Дуная: на 1 февраля 2011 года уровень воды составлял 274 сантиметра относительно нулевой отметки водопоста Измаил, в 2012 году - 117 сантиметров. В результате этих природных явлений в течение суток, 1 февраля, произошло замерзание всего низовья Дуная. Такого ледостава на Дунае не наблюдалось с 1941 года.

Ледостав на протяжении всего Дуная - от устья реки и до Регенсбурга (Германия) - при потеплении создавал опасность хаотичного движения льда, образование заторов, что могло спровоцировать затопление населенных пунктов, расположенных в низовье Дуная - Килии, Вилково. В частности, сложность ледовой кампании 2012 года подтверждается тем, что Служба капитана порта Тулча, имея в своем распоряжении четыре мощных ледокола, флагманом среди которых является «Персеус» мощностью 6600 лошадиных сил, с 5 февраля не могли пробить ледовый канал от порта Тулча до порта Галац.

Какие меры принял порт для осуществления навигации в таких погодных условиях?

Ледостав не стал для нас неожиданностью. Я создал штаб, в течение всей ледовой кампании порт продолжал работать: производилась плановая выгрузка вагонов, накопление грузов на складах и площадках предприятия. Чтобы не допустить образование заторов, мы решили начать спуск льда в устье реки Дунай. Для этой цели в порту "Южный" мы арендовали буксир "Норд", который прибыл в Вилково 21 февраля и приступил к работе. В течение трех дней с помощью этого буксира нам удалось спустить лед в море на  участке от входа в море и до 33-го километра реки Дунай.

27 февраля в помощь «Норду» подключился теплоход «Ярославль» Украинского Дунайского пароходства, который в настоящее время работает на участке от Вилково до Килии. С начала ледовой кампании акватория порта Измаил а также затона 86-го километра очищалась от льда буксирами «Буялык» и «Алма-Ата».

Вышеуказанные мероприятия позволили с 21 по 28 февраля вывести в море с рейда у Вилково пять судов и завести на рейд у Вилково восемь судов. В порт Измаил с помощью буксира "Норд" выполнена проводка пяти судов. В настоящее время на рейде у Вилково находятся три судна, которые движутся в порт Измаил.

Как изменилась в 2011 году номенклатура грузопотоков? Какой она будет в 2012 году?

Номенклатура грузопотоков в 2011 году практически не изменилась. 90% общей грузопереработки традиционно составляют навалочные грузы (из них 52% - рудные грузы, 33% - уголь, кокс). 10% грузопереработки составляет перевалка генеральных грузов - металлопроката, грузов в мешках и биг-бегах. В 1,5 раза увеличилась грузопереработка металлопроката (380,5 тыс. тонн по сравнению с 246,4 тыс. тонн в 2010 году). Надеемся, что динамика рынков и наших ключевых грузополучателей, в частности сербского меткомината Смередево,  позволит сохранить эти тенденции и в 2012 году.

Важной составляющей успешной работы порта является привлечение новых грузопотоков. Что делается в этом направлении?

С учетом того, что основной грузопоток порта направлен на страны Восточной и Западной Европы, в условиях экономического кризиса важнейшим приоритетом для нашего предприятия является удержание традиционных действующих грузопотоков. Основная наша задача - это привлечение транзитных грузов, заходящих в порт с Дуная (Дунайский транзит) и с моря с дальнейшей перегрузкой на баржи в направлении Болгарии, Сербии. В частности, одним из ключевых разрабатываемых грузопотоков является транзитный уголь из Росси и Казахстана в направлении Констанцы.

Колонку Юрия Фуртатова читайте в разделе ЦТС "Мнение экспертов" на следующей неделе

Читайте также интервью с начальником Ильичевского морского торгового порта Александром Григорашенко

Читайте также колонку начальника Одесского морского торгового порта Юрия Васькова

Довідка

Юрий Фуртатов на посту начальника Государственного предприятия "Измаильский морской торговый порт" с 7 октября 2011 года. До этого три года работал на руководящих должностях ГП "Морской торговый порт "Южный". В частности, был заместителем начальника порта по эксплуатации, главным инженером.  Имеет опыт работы в качестве директора Одесского судоремонтного завода "Украина" и первого заместителя начальника ГП  "Херсонский морской торговый порт". Окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности "инженер-механик".