С 15 мая на два месяца Украина введет режим "открытого неба". Иными словами, все авиакомпании мира смогут летать в нашу страну без ограничений. Это заявление, сделанное вице-премьером, министром инфраструктуры Борисом Колесниковым, посеяло среди украинских граждан надежду на пусть временную, но доступную стоимость авиаперелетов за границу. Однако, "открытием" Украиной неба смогут воспользоваться только иностранцы, купившие туры у зарубежных агентств. Речь идет исключительно о нашем большом гостеприимстве. В то же время, представители "МАУрасценивают нововведение как своеобразную репетицию в преддверии подписания соглашения о едином воздушном пространстве с Европой.

Юридические тонкости Поначалу планы министерства вызвали много вопросов. Прежде всего - как это можно реализовать юридически? Ведь сейчас ни одна компания не вправе осуществить в Украину ни единого полета, если это не предусмотрено двусторонним межправительственным соглашением.  Количество, как рейсов, так и перевозчиков на каждом маршруте записаны в международных договорах, и любое изменение в них - это обычно вопрос долгих недель и даже месяцев.

Купить билеты на дополнительные рейсы можно будет только у иностранных компаний и только за пределами страны

Во-вторых, все составленные авиакомпаниями программы регулярных полетов связаны с необходимостью получения слотов в аэропортах прилета и вылета. Это уже коммерческий вопрос, но он тоже не решается в одночасье: аэропорты утверждают слоты посезонно, два раза в год. Следующий раз утверждение слотов состоится 31 марта, но готовиться к новому расписанию авиакомпании начинают задолго до этой даты.

Наконец, непонятно, почему многие СМИ, цитировавшие Бориса Колесникова, связали это заявление с переговорами Украины о подписании Соглашения о едином авиапространстве с Европой. Похоже, этот документ не имеет ничего общего с озвученными планами министра. Ведь он сказал о всех компаниях мира, а не только Европы. Также с его слов получается, что речь идет об одностороннем снятии ограничений Украиной, в то время как соглашение с Европой предполагает зеркальные обязательства.

Все эти неясности, а также первоначальное замешательство Госавиаадминистрации (ГАА), которая не спешила комментировать заявление министра, заставили авиаторов строить предположения. Одним из них было то, что речь, скорее всего, идет о чартерных программах, которые на сезонной основе позволят увеличить предложение перевозочных емкостей.

Так и оказалось: 29 февраля пресс-служба Мининфраструктуры сообщила о том, что Борис Колесников подписал приказ "Об осуществлении нерегулярных полетов в/ из и в пределах Украины на период проведения Евро-2012". В нем идет речь о том, что с 15 мая по 15 июля иностранные эксплуатанты могут без ограничений выполнять полеты, правда, без права продажи перевозок на территории Украины. "Это рассчитано на фанатов, которые захотят посетить в Украину во время чемпионата. Пожелают ли они воспользоваться услугами наших компаний - может и нет, поэтому мы разрешаем им прилететь своими самолетами", - объяснил Центру транспортных стратегий глава Госавиаадминистрации Анатолий Колесник.  Он напомнил, что в обычных условиях заявки на выполнение чартерных рейсов принимаются только в том случае, если по данному маршруту не выполняются регулярные полеты. "Авиакомпания может выбрать аэропорт для чартера не ближе чем за 150 км от того, куда осуществляется регулярный рейс. Также обычно запрещен внутренний каботаж, но сейчас мы это разрешаем", - сказал глава ГАА.

Репетиция соглашения В отечественных компаниях сдержанно отреагировали на новость, заявив, что в подобном формате "открытое небо" им существенно не повредит. "Мы не планировали увеличивать количество регулярных рейсов на период Евро", - говорит пресс-секретарь "Международных Авиалиний Украины" Евгения Сацкая. По ее словам, компания лишь поменяла расписание некоторых рейсов с таким расчетом, чтоб они были удобны гостям чемпионата, желающим посетить матчи. Скажем, изменено время вылета дневных рейсов по маршруту Киев-Харьков. Кроме того, опять же в интересах болельщиков, европейские рейсы "МАУ" в направлении Киева планируется осуществлять с промежуточной посадкой во Львове в дни проведения матчей чемпионата (это коснется, в частности, рейсов из Лиссабона, Франкфурта, Берлина). 

По информации пресс-офиса "МАУ", расширять флот специально для Евро авиакомпания также не намерена. Правда, ранее в компании заявляли, что планируется использовать на период чемпионата как минимум три Ан-148, но сейчас введение в эксплуатацию третьего самолета под вопросом. Два Ан-148, летавших ранее в парке "Аэросвита", компания использует после того, как они подверглись определенной реконфигурации. Третий же, изготовленный специально для "МАУ", по-прежнему пребывает в плену бумажной волокиты, и войдет ли он в строй через несколько месяцев - еще не ясно.

"В целом мы позитивно оцениваем инициативу о временном "открытом небе", поскольку это может стать своеобразной репетицией в преддверии подписания соглашения о едином воздушном пространстве с Европой", - заключает пресс-секретарь компании.

В отличие от "МАУ", в "Аэросвите", который вместе со своими партнерами по "Украинской авиационной группе", компаниями "Донбассаэро" и "Днеправиа", владеет крупнейшим в стране флотом, наверняка рассчитывают на немалую часть бонусного трафика, который сулит чемпионат. Помощник генерального директора "Аэросвита" по связям с общественностью Сергей Куцый рассказал, что, во-первых, компания планировала увеличить частотность полетов между Киевом и Варшавой: с мая на этом рейсе должна быть введена дополнительная восьмая частота, а на период с 7 июня по 3 июля ожидается 10-15 дополнительных рейсов.

Во-вторых, планировалось увеличить интенсивность и на рейсах между Киевом  и другими европейскими городами: Стокгольмом, Копенгагеном, Гамбургом (в последнем случае частотность увеличится вдвое - с 3 до 6 рейсов  в неделю). Наконец, компания планирует с начала июня возобновить ряд сезонных рейсов  Киев-Дюссельдорф и Киев-Штутгарт по 3-4 парных рейса в неделю.

Представители компании допускают, что в связи с решением ГАА эти планы придется пересмотреть. "Либерализация режима чартерных перевозок безусловно стимулирует этот рынок, что вполне может оттянуть часть пассажиров с наших регулярных маршрутов", - предполагает помощник по связям с общественностью генерального директора "Аэросвита" Сергей Куцый. По его словам, чартерные перевозчики способны предложить более низкую цену с учетом гарантированной высокой загрузки разовых рейсов. "Регулярные компании не могут себе этого позволить по определению - в их цене много составляющих, включая компенсаторы убыточности некоторых линий в период низкого спроса", - объясняет представитель "Аэросвита". "В связи с этим будем внимательно следить за развитием событий, возможно, придется скорректировать нашу программу регулярных перевозок на время Евро-2012", - говорит Куцый.

Как становится понятно из всего вышесказанного безграничной конкуренции на авиарынке даже на два месяца не будет. Равно как и дешевых билетов, появление которых украинцы обычно связывают с "открытием неба". О них могла бы идти речь в том случае, если бы иностранные компании, получившие доступ к рынку, открыли ряд регулярных или чартерных международных рейсов из Украины. Но купить билеты на дополнительные рейсы можно будет только у иностранных компаний и только за пределами страны, а основная часть, скорее всего, вообще будет продаваться в составе "футбольных" турпакетов. Понятно, что в таких условиях клиентами турфирм станут почти исключительно иностранные граждане.

Хоть еще до появления приказа ГАА и ходили слухи о том, что украинские авиавласти решили снять абсолютно все ограничения для иностранных компаний, включая и регулярные маршруты, реализовать такую идею вряд ли было бы возможным. Не только с юридической точки зрения, но и с практической: открывать регулярные рейсы на два месяца, пусть даже с очень интенсивным спросом, слишком хлопотно, времени на составление программы (которая должна быть утверждена до 31 марта), получение слотов осталось не так много. Пока неизвестно даже, заинтересует ли предложенный Украиной формат ведущих лоу-кост компаний - ту же Ryanair, о согласии летать в Украину которой власти похвастались явно раньше времени. "Открытое небо" на время Евро-2012, к сожалению, будет таковым не для украинцев, а только для европейских туристов.