Севастопольский рыбный порт получил от государства карт-бланш на дальнейшее развитие и занял ключевое место в деле возрождения рыбной промышленности. Весомым подспорьем для развития рыбпорта может стать также и снятие контроля над выловом рыбы в севастопольской акватории. О таком решении заявил министр инфраструктуры Украины Борис Колесников во время рабочей поездки в Крым. "В районе Севастополя за последние два года не было зарегистрировано ни одного случая вылова некачественных морепродуктов. Соответственно, в Севастополе не нужно досматривать улов рыбы. То есть, путем максимальной либерализации отношений в области рыболовства мы поможем бизнесу. Бизнес должен думать только о своем развитии, о развитии конкуренции, о модернизации, о том, какое оборудование нужно купить. Все остальное ‑ не проблемы бизнеса", ‑ заявил министр.
До настоящего времени предприятию удавалось оставаться "на плаву" и развивать производственную базу в основном за счет перевалки промышленных грузов. За заработанные средства в последние годы порту удалось обновить парк перегрузочной техники, отремонтировать причалы. Однако чтобы воплотить в жизнь все свои амбициозные планы, собственных финансовых ресурсов предприятию не хватало.
В частности, Севморрыбпорт планирует построить глубоководный причал на 300 погонных метров и провести дноуглубительные работы внешней части Камышовой бухты. Это позволит ему принимать для полной обработки торговые суда большой грузоподъемностью типа "панамакс", способные перевозить 60 и более тысяч тонн грузов, а также осуществлять перевалку генеральных грузов в объеме 3,5 - 4 млн тонн. По предварительным подсчетам, объем внешних инвестиций для первого этапа развития должен составлять 50 млн долларов.
В поиске инвестиций Поэтому выделенные Кабмином 50 млн грн являются для предприятия лишь хорошей финансовой подпиткой, которая будет направлена, в первую очередь, на проведение дноуглубительных работ. "Это выгодно не только нам, но и очень выгодно экспедиторам, судовладельцам, потому что загрузка судна проходит в одном месте. А чем больше мы погрузим, тем больше заработаем", ‑ сообщил начальник грузового порта Николай Тимошенко.
Но для радикального производственного и экономического подъема рыбпорта этих средств явно недостаточно Очевидно, что для реализации всех своих замыслов предприятие нуждается в привлечении инвестиций. Руководство порта признает, что во многом успех этой работы будет зависеть от снятия законодательных барьеров в вопросах взаимодействия инвесторов с государственным сектором экономики.
Занимая выгодное географическое положение и располагая мощным производственным потенциалом в сфере рыбного производства, в последнее время Севастопольский рыбный порт использовался в качестве базы для перевалки промышленных грузов. К примеру, за 8 месяцев 2011 года порт переработал 1970,1 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов. Из них больше половины грузов или 53,6% составили нефтепродукты и только 0,9% ‑ рыбопродукция. При этом руководство Севастопольской горгосадминистрации вполне устраивало такое положение вещей. Свою позицию власти аргументировали тем, что грузоперевалка в морском рыбном порту приносит городу гораздо больше доходов, чем рыбная ловля.
На рыбалку Однако в прошлом году во время рабочей поездки в Севастополь и посещения порта министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк выразил озабоченность по этому поводу и выступил против смены профиля рыбпорта. "Что мы делаем? Порт называется рыбным, а 98-99% грузов, которые переваливаются, это промышленные грузы. Мы обязательно найдем средства, чтобы произвести работы по дноуглублению, продолжить причал, но мы будем заставлять руководство порта идти в направлении развития рыбной отрасли. Я не хочу, чтобы рыбная перевалка была факультативом для рыбного порта", ‑ возмутился глава профильного ведомства.
Впрочем, Севморрыбпорт - это всего лишь один из ярких примеров, свидетельствующих об общем упадке отечественного рыбохозяйственного комплекса. По оценкам специалистов, за последние 10 лет общий объем вылова рыбы и других водных ресурсов в Азово-Черноморском бассейне сократился на 69%, во внутренних водах страны - на 56%. Среди основных причин упадка отрасли эксперты называют моральный и физический износ рыбного флота, отсутствие государственной поддержки рыбного производства, отсутствие надлежащей инфраструктуры и т.д.
Сложившаяся ситуация заставила украинские власти всерьез задуматься над возрождением рыбохозяйственного комплекса и комплексно подойти к решению этой задачи. В результате была разработана Государственная целевая экономическая программа развития рыбного хозяйства на 2012-2016 гг., которую планируется реализовывать в два этапа. На первом этапе (2012 год) планируется создать условия для привлечения инвестиций и международной технической помощи, обеспечить развитие предприятий аквакультуры и т.д.
Второй этап (2013-2016 гг.) предполагает модернизацию и строительство судов флота рыбной промышленности; обеспечение деятельности оптовых рынков продукции рыбного хозяйства; расширение, реконструкцию, техническое переоснащение и развитие морских рыбных портов; модернизацию и ремонт существующих мощностей и т.д.
В общей сложности реализация целевой программы обойдется в 2,58 млрд грн, из которых 770 млн грн будут направлены на реконструкцию и техническое переоборудование рыбных портов Украины. По расчетам разработчиков, выполнение этой программы позволит увеличить объем добычи рыбы и других водных живых ресурсов в стране до 375 тыс. тонн в год, объем товарного производства ценных видов рыб ‑ до 80 тыс. тонн, а также восстановить 16 тыс. га природных нерестилищ в рыбохозяйственных водных объектах.