Изменения в законодательство могут привести к новым коллизиям между контролирующими органами и транспортными предприятиями. После многочисленных нареканий на работу таможенных и экологических служб в портах со стороны стивидоров и судовладельцев ряды недовольных могут пополниться автоперевозчиками, которые подпадают под действие правок в Уголовный и Таможенный кодексы, вступающих в силу 17 января.
Новая редакция этих документов отныне не считает контрабанду товаров общественно опасными действиями. Однако для компенсации смягчения уголовной ответственности власти решили усилить административную. В частности, согласно статье 352 Таможенного кодекса Украины, за предоставление контролирующим органам документов с недостоверной информацией во время оформления товаров на границе предусмотрены санкции в виде штрафа в размере 100% их стоимости, конфискации, а также изъятия транспортного средства, на котором они перевозились. Ранее документ предполагал наложение штрафа в размере от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан либо конфискацию груза и автомобиля.
Проблема трактовки Участники рынка опасаются, что теперь от неправомерных действий грузоотправителей либо брокеров могут пострадать перевозчики, которые не имеют никакого отношения к содержанию документов. "Нас беспокоит статья 352 Таможенного кодекса, которая вступит 17 января в силу, предусматривает ответственность за предоставление документов, содержащих неправдивые данные таможенному органу при оформлении грузов. И далее идет санкция за такую статью - штраф в размере 100% стоимости товара. И на водителя будет наложен штраф, конфискация транспортного средства, которое ему не принадлежит, и товара, который принадлежит отправителю", - заявил вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Украины Юрий Кучинский.
Перевозчики считают, что грядет перераспределение рынка
По его мнению, в новой редакции Таможенного кодекса нет четкого определения, что же такое неправдивые данные. А это, в свою очередь, может привести к свободной трактовке документа контролирующими органами и вызвать множество проблем при оформлении грузов. "Мы приводим вам характерный пример: если нам сегодня заявили на перевозку из Италии, Голландии ботинки со шнурками. А в перевозочных документах написано просто "ботинки мужские". Когда мы достаем упаковку и находим там ботинки со шнурками, это будут неправдивые данные. Это подпадает под действие статьи 352", - сетует Кучинский.
Участники АсМАП уверены: Украине необходимо привести свое законодательство в соответствие с международными конвенциями, которые четко разграничивают ответственность каждого звена цепочки поставки товаров из одной точки в другую. "Есть международные конвенции, которые четко регламентируют ответственность каждого из участников процесса перемещения товара автомобильным транспортом в международном сообщении. Перевозчик несет ответственность за количество мест, их упаковку и маркировку", - отмечает глава регионального совета перевозчиков-участников АсМАП в Ровенской и Волынской областях Сергей Чалый.
По данным ассоциации, автомобильные перевозчики ежегодно выполняют около 520 тыс. рейсов, доставляя товары в Украину, вывозя их из Украины, либо транспортируя их по ее территории транзитом. А каждый водитель, попадающий в нашу страну, тратит как минимум 100 евро. Поэтому, если этот бизнес пострадает, экономика страны может потерять немало денег.
Таможня: беспредела не будет Таможенники, со своей стороны, уверяют: никакого произвола на границе не будет, а изменения в законодательство значительно упрощают процедуры контроля и санкций в случае нарушений. Ранее при выявлении неправомерных действий процесс разбирательства занимал от шести месяцев до года, в течение которых предприниматель и контролирующие структуры были вынуждены доказывать свою правоту в правоохранительных органах. А статья 352 содержит лишь некоторые технические моменты, которые необходимо доработать.
"Чтобы снять напряжение, мы поставим под пристальный контроль составление этих протоколов, сделаем все, чтобы в первый месяц после вступления в силу этой нормы в первый месяц, пока мы с парламентом отработаем возможные необходимые технические правки в 352 статье. И мы возьмем под контроль вопрос, относительно кого составляются протоколы, кто действительно виноват в совершении противоправных действий. Поэтому я думаю, что в ближайшие два-три месяца мы сможем урегулировать ситуацию в рабочем порядке. Мы будем тщательно отслеживать каждый протокол, чтобы не было такого, что во всем виноват только перевозчик. Мы будем искать виновного именно среди тех, кто отправлял груз, кто его получает, то есть тех, кто точно знал, какой была номенклатура, была ли качественно подана информация в Гостаможслужбу. А перевозчик будет отвечать только в тех случаях, когда он действительно задействован в теневых схемах: когда у него будут скрытые ниши в транспорте, когда автомобиль будет оборудован тайниками для перевозки товаров без таможенного досмотра. То есть когда будет прямая вина перевозчика и водителя", - заявил директор организационно-распорядительского департамента, член комитета Государственной таможенной службы Виктор Бондарь.
По его данным, в 2010 году по статье 352 в 2010 году были составлены почти 5 тыс. протоколов, а в 2011 году - 1,5 тыс. При этом только 116 из них касались непосредственно перевозчиков, и конфискации подлежали лишь девять автомобилей. "Из этих 116 протоколов в отношении водителей где-то 70% виновными признаются в суде. О чем это говорит? Те изменения, которые вносятся в законы, усиливают именно экономическую ответственность за незаконное перемещение товаров. Что касается конфискации транспортных средств, то здесь никаких изменений не происходит", - подчеркнул начальник департамента борьбы с контрабандой, анализа рисков и противодействия коррупции Гостаможслужбы Александр Попивняк.
Однако такая статистика не утешает транспортников. По их мнению, недостаточный контроль за действиями таможенников в пунктах пропуска может привести к потере транзитных грузов, которые перемещаются в прицепах автомашин. Кроме того, это негативно отразится на отечественных компаниях, лишая их подвижного состава и возможности зарабатывать.
"Сегодня мы опасаемся того, что может сложиться ситуация, когда бизнес международных перевозок будет сворачиваться в Украине. Более того, это касается и иностранных водителей. Значит, Украину будут объезжать и не попадать сюда, в этот коллапс", - отмечает глава центрального комитета профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Олег Хмарный.
Сложно сказать, выполнит ли Гостаможслужба свои обещания, однако, похоже, что у грузовладельцев будет еще одна веская причина направить транзитные потоки товаров в обход территории Украины. Тем более что в худшем случае, по прогнозам транспортников, произойдет передел рынка между "своими" и "чужими". "Будет составлен список "белых" и "черных", то есть тех, кому можно работать, и тех, кому нельзя (…) Идет глобальное перераспределение рынка, и мы пытаемся это остановить", - говорит глава регионального совета перевозчиков-участников АсМАП в Киевской области Валерий Черненко.