Если в предыдущие годы на Новый год украино-российские отношения сотрясали газовые войны, то 2012 год начался с войны "химической". Украина перекрыла аммиакопровод крупнейшему российскому производителю аммиака "Тольяттиазот" ("Тоаз"). Тольяттинцы практически остановили производство из-за прекращения транспортировки аммиака, вызванного действиями со стороны украинской государственной компании "Укртрансаммиак". У причалов ОПЗ простаивают крупнотоннажные танкеры, которые прибыли за тольяттинским аммиаком.
Происходящее вполне укладывается в стратегию Дмитрия Фирташа, собственника крупнейшего в Украине химического холдинга Ostchem. Еще летом его компания официально договорилась о совместном использовании аммиакопровода с российским предпринимателем Аркадием Роттенбергом. Теперь же оператор "трубы" госкомпания "Укрхимтрансаммиак" начала действовать в его интересах, отказавшись перекачивать продукцию российского завода "Тольяттиазот". В итоге аммиакопроводом "Тольятти-Горловка-Одесса" могут воспользоваться только российские "Минудобрения" (Россошь) Аркадия Роттенберга и украинский "Стирол" (Горловка) Дмитрия Фирташа.
Ответ "Газпрому"? В пресс-службе Group DF деятельность госкомпании не комментируют. Однако в прошлом году Дмитрий Фирташ загрузил мощности "Стирола" по производству аммиака выше проектной мощности, а в следующем году, путем ремонта всех трех аммиачных агрегатов, планирует еще больше увеличить этот показатель. Остальные заводы группы - "Ривнеазот" и Северодонецкий "Азот" - стараются либо на месте перерабатывать производимый аммиак в другие удобрения, либо поставляют излишки на Черкасский "Азот", у которого дефицит аммиачных мощностей.
Выгода для Фирташа заключается в ограничении доступа "Тольяттиазота" к мировому рынку аммиака, что может поддержать цены на аммиак
"Выгода для Фирташа заключается в ограничении доступа "Тольяттиазота" к мировому рынку аммиака, что может поддержать цены на аммиак. Это актуально именно сейчас, когда цены на аммиак просели, а "Стирол" заработал на полную мощность", - говорит аналитик "Ренессанс Капитал" Михаил Сафин. Кроме того, по его мнению, перекрытие аммиакопровода может быть средством давления на Россию при переговорах о цене на газ. Он также не исключает, что Дмитрий Фирташ и Аркадий Ротенберг могут быть заинтересованы в приобретении "Тольяттиазота", и в давлении на его акционеров путем перекрытия аммиакопровода.
Действительно, россияне уже жалуются, что им пришлось перевести пять из семи агрегатов аммиака в холостой режим, остальные - на неполную загрузку. "Агрегаты просто сжигают газ, что ведет к серьезным материальным потерям. Если в ближайшее время транспортировка аммиака не возобновится, "Тольяттиазот" будет вынуждено остановить работу завода", - отмечается в сообщении завода.
Компания настаивает, что у нее с "Укртрансаммиаком" продолжает действовать долгосрочный договор, а также дополнительные соглашения, определяющие объемы и цену прокачки аммиака на 2011 и 2012 годы. Однако сам оператор распространил по этому поводу довольно расплывчатое заявление. "На текущий момент существуют объективные причины снижения объемов перекачки аммиака, что связано с обращением Одесского припортового завода временно приостановить работу аммиакопровода "Тольятти-Одесса", а также необходимостью проведения ремонта", - говорится в документе.
В любом случае, по оценкам Сафина, максимальный объем, который может продавать "Стирол" - около 0,6 млн тонн аммиака в год, "Минудобрения" - около 0,5-0,6 млн тонн. "Таким образом, оба этих предприятия в состоянии загрузить аммиакопровод на 1,2 млн тонн. Аммиакопровод в состоянии перекачивать до 3,5 млн тонн. Таким образом, мощности для "Тольяттиазота" остаются существенные", - оценивает Сафин. "Укртрансаммиак" сообщает, что в 2011 году перекачал 1671 тыс. тонн тольяттинского аммиака, или 129% от согласованного на прошлый год объема.
Все альтернативные пути транспортировки аммиака к морю пока проблематичны. Как вариант, могли бы рассматриваться поставки аммиака на терминал Одесского припортового завода в цистернах, а не по трубе. Но нет никакой гарантии, что государственный ОПЗ не поступит точно так же, как и "Укрхимтрансаммиак". Другой вариант - быстрая достройка собственного терминала "Тольяттиазота" в порту Таманский, которая ранее блокировалась местными властями, но теперь, когда проект порта получил "благословение" Владимира Путина, стала более реальной. Однако Сафин отмечает, что порт в Тамани находится в начальной стадии строительства. Кроме того, транспортировка аммиака по железной дороге ведет к большим затратам и требует существенного парка специализированных вагонов.
Цель - ОПЗ В долгосрочной перспективе остановка транзита тольяттинского аммиака сулит Фирташу еще большие выгоды. Ведь его договоренность с Ротенбергом предполагает, что аффилированная с Ostchem компания NF Trading, которая является экспортным трейдером азотных заводов Дмитрия Фирташа, должна продавать и продукцию российских "Минудобрений".
А в ситуации, когда аммиакопровод работает на благо только одного участника рынка, сильно снижается ценность Одесского припортового завода для прочих претендентов. Сам Фирташ признает: "Россиянам ОПЗ нужен как конец перевалки. Есть три точки в мире, откуда продаются азотные удобрения. Перевалка Одесского припортового завода - это одна из них".
Если же почти вся загрузка этого терминала будет зависеть от группы украинского бизнесмена (поставки в цистернах сравнительно невелики) - то получится что-то вроде государственных угольных шахт, связанных конвейерами с частными обогатительными фабриками. И в таком случае ни российские химики, ни группа "Приват", владеющая единственным независимым от Фирташа украинским азотным заводом, не рискнут предложить за него высокую цену.