Вас обвиняли в том, что вы "украли" часть водной акватории у морского торгового порта…
В рамках привлечения инвестиций мы впервые поддержали руководство морского торгового порта еще в 2004 году по поводу выделения земли под терминал. Первый терминал был построен норвежцами под 10 тыс. тонн морепродуктов. В дальнейшем стали развивать транспортировку нефтепродуктов. В конечном итоге нас поддержал и губернатор, когда в Николаев пришла американская компания-зернотрейдер.
Это было в период с 2004 по 2009 год, когда морской торговый порт практически не имел грузопотока, так как все вопросы, связанные с грузоперевалкой, шли через Министерство транспорта, а оно не давало согласие на строительство подобных терминалов. В связи с этим у меня возник спор с министром транспорта Иосифом Винским, который заявил, что это Чайка "украл" часть водной акватории у морского торгового порта.
Это было в то время, когда я боролся за интересы бизнеса, в том числе и "НИБУЛОНа", кто может сегодня меня в этом упрекнуть? "НИБУЛОН" был поддержан депутатским корпусом по поводу выделения земли, которую ему продали представители Черноморского судостроительного завода через государственные структуры, а дальше мы выделили акваторию с целью организации подходных каналов. Сегодня уже можно говорить, что порты обеспечены грузами.
Некоторые депутаты горсовета упрекают в том, что прилегающий участок в 8 гектаров был продан господину Фирташу, новому владельцу порта "Ника-тера", по заниженной цене?
Сейчас, когда "Ника-теру" выкупили другие хозяева, и обратились к нам с просьбой продать прилегающий участок земли, мы на это согласились. Кто сегодня ответит, установленная цена большая или малая? Я рассуждаю по-другому: этот участок был разработан, намыт и укреплен с помощью привлечения средств самой "Ника-теры".
Хочу отметить, что условия там очень жесткие. В рамках инвестиционного проекта существуют большие социальные обязательства, например, должна быть проложена дорога со стороны херсонского шоссе, данная магистраль международного значения должна связать Одессу и Херсон через Николаев. Так, чтобы грузовой транспорт, заходящий на терминал, объезжал город. В Николаеве же не автобан, а магистральные внутренние дороги, которые не рассчитаны на такую нагрузку.
Как Вы оцениваете перспективы строительства объездного моста в Николаеве?
Мы на протяжении уже 12 лет бьемся над тем, чтобы была построена объездная дорога. Она должна вывести большегрузный транспорт из Николаева, чтобы мы каждый год не ремонтировали мосты и наши внутренние дороги, ведь на это мы не получаем ни копейки.
В прошлом была даже попытка поставить платный въезд в город Николаев со стороны Варваровки, но это закончилось плачевно, так как в государстве, к сожалению, нет закона о транзитности городов, которые страдают от большегрузных автомобилей. Недели три назад Борис Колесников заявил, что будет построена дорога первой категории, которая свяжет Одессу, Николаев и Херсон. Может это и подстегнет правительство.
Что касается моста, то правительство взяло на себя эти обязательства через "Укравтодор", и на последних встречах, которые были и у губернатора, и здесь в горисполкоме, японские инвесторы подтвердили, что заканчивают техническое задание, для того чтобы презентовать буквально в январе следующего года проект с последующим выделением средств на проектирование. Это значит, что практически на протяжении ближайших семи лет этот мост будет построен.
Я думаю, что на следующий год мы будем все-таки рассчитывать на начало строительства этого объекта. Тем более что после проведенного совещания у губернатора были даны конкретные поручения, в том числе и городу, с тем, чтобы разобраться, каким образом эта трасса должна пройти, с учетом размежевания земель на коммунальную, государственную и приватную собственность. Причем 12 км путей развязок должны быть построены за счет государственных средств и государственного бюджета.
Ваше мнение относительно принятия закона о портах?
Я однозначно говорю, что в государстве должно быть определено самое главное - это налоги, благоприятный климат для инвестора, для создания рабочих мест и все, что касается государственного контроля. Это портовая стенка, это контроль над безопасностью мореплавания, портовые сборы, прохождение по нашему каналу. И чем больше государство будет способствовать морехозяйственному комплексу, тем больше инвестиций придет, увеличится количество транзитных грузопотоков.
Да, государство потеряло такое преимущество, к сожалению, как выход к Черному морю, мы потеряли грузы из Прибалтики, Белоруссии, потому что не могли никак найти какими должны быть тарифы, а этими грузами воспользовались конкуренты. Давайте посмотрим, сколько мы бились по поводу канала Черное море - Дунай. Видели, какая была против нас война, но, слава Богу, что часть этого проекта сегодня реализована, и по устью Быстрое все-таки идут суда, забирая на себя часть грузов Румынии, Германии и остальной Европы.
Я думаю, что безопасность этих грузов, их тарифная политика может создать конкурентную площадку для привлечения грузов и инвестиций. Государство почему-то забывает о том, что все эти государственные предприятия находятся в общинах, давайте посмотрим, Кабинет министров отменил все возможности для всех государственных предприятий участвовать в социальных проектах, разве это справедливо? Почему же тогда государство не дает преференции городу Николаеву в плане развития дорог, мостов?
Можно ли говорить о том, что мы "похоронили" судостроение?
Поддержанный правительством проект "Украинский Корвет" дает надежду на то, что кораблестроение в городе не пропадет. Сегодня у нас критическая точка, но это еще не точка невозврата. Она может наступить через 3-5 лет - тогда будет как в Гданьске.
Сегодня на "Океане" новый директор обещает через год все наладить, посмотрим, я как орган местного самоуправления не могу влиять на хозяйственную деятельность, а могу пригласить на комиссию, когда не платят заработную плату, а потом подать протест в прокуратуру. Тут я буду стоять однозначно за людей, точно так же, как я стою за людей на заводе 61 коммунара. Для нас сейчас самое главное, чтобы платилась заработная плата, был эффективный хозяин, сохранились рабочие места, и развивалось кораблестроение.
Ваше видение перспектив развития аэропорта в Николаеве. Недавно был представлен проект авиарейса Николаев-Мюнхен-Венеция, насколько это реально?
К сожалению, на сегодняшний день аэропорты Украины остаются невостребованными из-за высокой стоимости билетов, топлива, тарифов. После возвращения из Азербайджана я инициировал запуск рейса Николаев-Баку, так как у нас в области живет больше 12 тыс. выходцев из этой страны. Борт был практически забит, но после того как были сорваны три рейса, он был закрыт. Чартерный рейс из Николаева в Турцию летал каждую неделю, но для того чтобы отвлечь от Николаева этот рейс одесситы предприняли некрасивые шаги - сотрудники СБУ вместе с таможенниками задержали самолет который пришел с грузами для малого и среднего бизнеса. Его продержали два или три дня, ничего не нашли, а турки из Николаева ушли в Одессу, я это называю недобросовестной конкуренцией.
Сегодня к нам пришли собственники авиалиний, которые сами предложили рейс Николаев-Мюнхен-Венеция. Пока идет разработка самой схемы. Но первоначально следует произвести анализ пассажиропотока.